Элементы социальной психологии

Элементы социальной психологии

Психические явления в огромных группах могут быть разбиты по сферам психики. Подобно тому, каковы всё таки эти сферы в обшей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно  мотивационной, порядком аффективной и регулятивно   очень волевой сферах. Все психологические процессы этих сфер в психологии огромных групп получают свои специальные индивидуальности.

Так, к сфере порядком когнитивной относятся особенно коллективные представления, соц мышление, публичное мировоззрение, публичное сознание, склад ума. Когнитивные процессы в огромных общностях являются отражением соц действий, статуса групп в системе публичных отношений, уровня развития немного духовной жизни общества. Общественно  весьма исторические немного пронесем определяют значительное содержание достаточно познавательных действий, меняется объект глубокие познания. Вопросец о том, что задумываются люди, о чем волнуются, изменяется в зависимости от публичных критерий. Но немного общественная детерминация психологических групповых действий касается не лишь лишь их содержания, да и методов отражения немного объективной реальности. Историчным является не лишь лишь понятийный, вполне категориальный строй мышления, да и его стиль. Известны индивидуальности восточного и западного стиля мышления, типичным является склад ума тог о либо другого народа в различные периоды его весьма исторического развития (Г. Ф. Салтыков,1982). Эмпирические исследования А. Р. Лурия проявили неповторимое своеобразие вполне чувственного и понятийного отражения реальности в критериях весьма существенных соц и культурно  исторических достаточно преобразований обитателей среднеазиатских республик бывшего СССР (А. Р. Лурия,1974). В порядком когнитивной сфере закрепляются методы и механизмы, средством которых складываются, сохраняются, меняются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

В разных соц средах складываются наиболее либо наименее подходящие условия для развития тех иди других немного когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют базу весьма обыденной психологии. Высший их максимальный уровень    совершенно сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию весьма отдельных общностей, идеологию общества в целом (Г. М. Гак,1960).

Второй особенно структурный элемент психологии огромных групп — мотивационно  достаточно потребностная сфера. Непосредственно она представляется порядком общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, эталонами. В этом реально списке мотивационных частей потребности составляют, в весьма известном смысле, базовую характеристику психологии человека. Классы и огромные порядком социальные группы в психическом отношении различаются сначала своими потребностями, интересами, эталонами.

Независимо от того, фактически рассматриваем ли мы реально  колоссальная потребность как фактически нужду (как это без сомнения делает ряд создателей) либо как фактически движущую силу активности личности, в ней заключен соц абсолютный смысл. Высказанная В. Н. Мясишевым точка зрения на потребности поточнее всего кажется отражает их социально  психическую суть. Потребность, по его мнению, отражает неразрывное единство нужды и побуждения, тяготения к достаточно определенному объекту. Он считает, что колоссальная потребность представляет отношение к немного объективной реальности (В. Н. Мясищев,1957).

Как элемент публичной психологии потребности появляются и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особенный энтузиазм для психологии соц групп представляет деление групповых потребностей на два вида:

  * потребности группы как фактически данной системы, нуждающейся в вполне определенных критериях собственного функционирования;
  * потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. Е. Обычные для группы потребности.

Потребности второго рода, обычные, «массовые» для данной группы, появляются как фактически из необходимости функционирования группы, так и из общности весьма социальной среды, в зачем находятся члены данной группы («Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова,1979, с. Семьдесят четыри  75).

Для психологии огромных групп в достаточно определенный бурный период общественно  весьма исторического развития принципиально потрясающее действие закона развития потребностей, соотношение личных и весьма коллективных потребностей, наибольшее развитие высших по собственной природе социально  психических потребностей — потребности в труде, наибольшее развитие достаточно познавательных и эстетических потребностей, потребности в разговоре.

В нашем немного сравнительном исследовании истории развития психических особенностей русского крестьянства (О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова,1983) были показаны значительные конфигурации потребностей в различные весьма исторические периоды развития рф.

С потребностями в психологии огромных групп органически соединены жизненные интересы. В интересах субъективно отражаются достаточно материальные условия существования общности. В их выражается направленность психики и деятельности, рвение к ублажению потребностей. «Психологически, — считает А. И, Горячева, — энтузиазм переживается в виде вполне чувственного и весьма сознательного тяготения к некому объекту в силу совершенно жизненной значимости и чувственной привлекательности последнею» (А. И. Горячева,1965).

Специфическое значительное место в вполне побудительной сфере имеют публичные жизненные интересы. В их отражаются потребности общества в целом и весьма отдельных соц групп, практически экономические дела данного общества, достаточно экономическое достаточно положение вполне определенных соц общностей и практически объединений. Интересы стимулируют различные формы деятельности групп. Энтузиазм в публичной деятельности, обычно, осознается, и его ублажение выступает как фактически цель вполне теоретической и достаточно практической деятельности людей. Различают экономические, политические, немного духовные жизненные интересы. В различных общественно  исторических критериях по  различному соотносятся жизненные интересы общества, весьма отдельных огромных групп (классов, наций), малых групп и весьма отдельных личностей. Но во всех фактически этих субъектах энтузиазм выступает как фактически побудитель деятельности, детерминанта поведения людей (А. Т. Ханипов,1987).

В процессе общественною развития жизненные интересы , так же как фактически и потребности, развиваются. В особенности ярко это без сомнения проявляется в периоды резких социально  экономических и политических достаточно преобразований. Например, энтузиазм к новенькому делу, предпринимательству в рф появился в процессе таковых достаточно преобразований. Энтузиазм рабочих рф к достаточно революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский бурный период одна тысяча девятьсот семнадцать г.

В мотивационной сфере весьма существенное значительное место занимают достаточно жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в весьма осознанном либо немного бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в других критериях. В их выражаются цели деятельности групп, личностей, от ношение к буду тему. Они определяют совершенно предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностно обосновано уровнем притязании, оценкой настоящих способностей и психических критерий.

Существенным является вывод ученых о том, ч го достаточно жизненные ориентации немного многообразными методами обоснованы закономерностями жизни общества, макрогруппы, микрогруппы, персональной биографией, важными ситуациями. В общем виде в ориентации выражается специфичность развития общности в достаточно определенный общественно  весьма исторический бурный период. Кропотливый полный анализ типологии ориентации в немного капиталистическом обществе содержится в работах Г. Г. Дилигенского. Он выделяет семь типов таковых ориентаций: ориентация статус  кво (прожить как фактически   нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, устроить карьеру, достигнуть фуррора в пределах данной организации); немного предпринимательский тип ( существенно расширить  нешуточное дело , достигнуть большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, на утехи); ориентация на порядком материальное потребление, в наиболее практически обнаженном виде — это без сомнения совсем потребительская ориентация; социально  немного патологическая ориентация, ориентация на настоящее творчество (эго максимальный уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за весьма определенные порядком социальные эталоны (Дилигенский,1994).

С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем практически современном обществе.

Идеалы выступают высшей формой побудителя весьма социальной деятельности. Эталон в социально  психическом плане — это без сомнения вполне образное отражение какого  нибудь настоящего либо мистического явления. Это эталон, высшая цель, крайняя ступень практически стремлений весьма отдельной личности либо весьма социальной общности. Эталон историчен, он социально детерминирован совершенно определенным уровнем развития совершенно производительных сил и нравом групповых и личных отношений. Эталоны людей отражают весьма исторические рвения общностей (классов, наций) на каждом шаге развития. Потому эталоны могут быть настоящими и мистическими. «Идеал для всякой эры, — писал А. И. Герцен, — она сама, без сомнения очищенная от случайности, практически преображенное достаточно созерцание реального. Разумеется, чем всеобъемлемее и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его эталон (А. И. Герцен. Собр. Соч., т. Три целые с. 87).

«Идеалы,— по мнению В, Г. Белинского, — не случайная игра фантазии, не выдумки, не мечты, и в то же максимальное время эталоны — не перечень с реальности, а немного указанная разумом и достаточно воспроизведенная фантазией исключительная возможность того либо другого явления». (В. Г. Белинский. Избр. Произвел, в два томах, М.,1957, т. П, с. 435).

Идеалы общественного прогресса, добра, справедливости направляли бешеная деятельность немного прогрессивных слоев населения во почти всех странах.

Групповые потребности, жизненные интересы , ценности, совершенно принятые членами соц групп, составляют фонд порядком общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии социальных групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для огромных групп являются порядком социальные чувства. При всем без сомнения этом два смысла врубаются в немного определение «социальные чувства». В первом случае идет речь о эмоциях, в каких отражается порядком эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям весьма социальной реальности. Во 2-м носителями соц эмоций являются объединения людей, порядком социальные общности. В обоих этих вариантах дела людей играют важную колоссальная роль в их общении, взаимовлиянии, содействии.

Общественные настроения выступают одним из принципиальных феноменов психологии огромных групп. В их в броской форме отражаются дела и резкая оценка людьми состояния достаточно объективных действий и психологических феноменов, господствующих в весьма определенные периоды публичного развития. Обстоятельная черта публичных весьма настроений содержится в работах Б. Д. Парыгина (Б. Д. Парыгин,1966). В качестве особенностей весьма коллективных весьма настроений по сопоставлению с личным немного настроением он выделяет: еще огромную социальную, чем персональную обусловленность; весьма коллективное весьма настроение — продукт всей естественно системы соц (экономических, политических и идеологических отношений); большая степень весьма социальной детерминированности в их выше, чем в личных настроениях. В их мощный фактор вполне физического самочувствия отступает на задний грандиозный план перед соц факторами (критериями вполне материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. Д.).

Общественное весьма настроение не является суммой весьма настроений входящих в группу людей, оно владеет способностью к весьма многократному повышению энергии составляющих группу индивидов. Соц весьма настроение владеет заразительностью, способностью к немного значительному усилению неких параметров весьма настроений индивидов. «Общественное весьма настроение является более достаточно массовидным компонентом групповой психологии не лишь лишь поэтому, что оно в большое отличие от остальных частей психики работает повсевременно, но к тому же поэтому, что оно более ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше соц группа» (Б. Д. Парыгин,1966, с. 74).

Кроме этих обычно выделяемых сфер психики (когнитивной, потребностно  мотивационной. Порядком аффективной и регулятивно   очень волевой ) можно выделить вполне деятельностную сферу.

Деятельностную сферу психологии огромных групп составляют достаточно коллективная бешеная деятельность и групповое образцовое поведение. Для деятельности огромных соц групп специфичными являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По собственному соц назначению значительно различаются проф бешеная деятельность , немного общественная бешеная деятельность , порядком социальные движения.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...