История становления экспериментальной психологии

В истории становления экспериментальной психологии можно условно выделить два периода: 

 

долабораторний, в котором руководящими есть психофизика и психофизиология (Г. Гельмгольц, И. Сеченов, Г. Фехнер); 


лабораторный, в котором, в зависимости от методологических подходов, различают этапы, связанные с развитием: физиологической и интроспективной методологии в виде вундтивской экспериментальной психофизиологии и ряда ее разновидностей;


экспериментальной интроспекции, начатой вюрцбурзькою школой; 


французского патопсихологичного подхода


двух направлений, которые развивались параллельно — бихевиоризм и гештальтпсихология


диалектико-материалистичный подход в отечественной психологии

 

Работы, которые проводились В. Вундтом и его многочисленными учениками (Е. Крепелин, Е. Титченер) в рамках первого из указанных подходов, касались в основном простых реакций, а их конечной целью было изучение во время этих реакций “содержания” сознания, о котором экспериментатор делал вывод на основании интроспективного отчета исследуемого. 

 

В. Вундт исключал из экспериментального изучения высшие психические процессы как такие, что недоступные познанию в эксперименте. Но уже 1885 г. Г. Еббингауз экспериментально исследует память, используя количество повторений как меру запоминания, а в 1897 г. — интеллект или умственную одаренность, используя метод дополнения. Хотя за организацией его опытов интроспекция не исключалась, а интроспективные дани существенно дополнялись экспериментальными. 

 

В этом же направлении шли исследования выдающегося французского психолога А. Бине, который также изучал высшие психические функции — мышление, интеллект, собрал огромный фактический материал о разных психических явлениях практически во всех областях психологии (общей, патопсихологии и клинической психологии, детской и педагогической психологии, дефектологии и психометрии, психологии индивидуальных отличий, экспериментальной педагогике и т.п.). 

 

Известными есть также исследования Ф. Гальтона, какой, кроме создания экспериментальных методик (порогов слухової чувствительности, ассоциативного эксперимента), разработал основы статистических методов обработки экспериментальных данных, изучал проблему наследования способностей ( в частности, влияние интеллекта на порядок рождения) . 

 

Экспериментальная интроспекция была создана одним из учеников В. Вундта О. Кюльпе, какой, в отличие от В. Вундта, считал, что можно экспериментально изучать высшие психические функции, в частности мышления. В своих экспериментах он использовал интроспекцию как основной метод: исследуемые размышляли о чем-то, а потом описывали свой опыт.

 

Но, изучая суждение, с помощью которых описывался процесс решения проблемы, исследователь находил массу образов, однако ничего, что отвечало бы его конечному результату. 

 

Отсюда вытекало существование мышления без образов (“чистое мышление”), которое протиставля лося другим его формам, а зависимость мышления от языковой и практической деятельности игнорировалась. В результате стало понятным, что интроспекция является ограниченным средством эмпирического познания психики. 

 

В это время открытия И. Павловим условных рефлексов (1903) привело к возникновению бихевиоризма. Дж. Уотсон, основатель этого напрямую,кстати, был зоопсихологом, делал замечание, которые трудностей интроспекции для животных не существует и предложил подход зоопсихологив к изучению фактов поведения животных применить к людям. 

 

При этом поведение рассматривалось как результат научиння. Такой подход начал целый ряд экспериментальных исследований по схеме “стимул — реакция”, а позднее по схеме “стимул — промежуточная сменная — реакция” (К. Халл, Б. Скиннер, А. Бандура). 

 

На этот же время активно развивалась гештальтпсихология. В частности, ученик О. Кюльпе М. Вертгеймер экспериментально исследовал иллюзии движения (1912), оказав, что сложный психический образ не является простой суммой его составляющих. Е. Рубин 1915 г. экспериментально довел существование различения фигуры и фона. 

 

Позднее близкие позиции к гештальтпсихологив занял К. Левин и его школа, которые распространили принцип системного, целостного подхода к экспериментальному исследованию психики, заложили основы эксперимента в социальной психологии, постепенно переходя от исследования перцептивного поля к полю деятельности и вообще к полю жизненного пространства личности. 

 

В Франции распространился патопсихологичний подход к экспериментальному исследованию психики, основателем которого был Т. Рибо. По его мнению, болезнь — тончайший эксперимент, который осуществлено природой при определенных обстоятельствах и такими средствами, которых не имеет в своем распоряжении человек ( речь шла об исследовании болезней памяти, воле, личности, внимания). 

 

Ученик Т. Рибо П. Жан при этом утверждал, что для того чтобы распространить на людей эмпирически установленные закономерности поведения, необходимо не только оставить место для сознания, а и рассматривать ее как особую форму, которая надстраивается над элементарным поведением, не забывая при описании поведения таких явлений, как вера. Вместе с тем (под влиянием позитивизма О. Конта) в таком подходе наблюдалась переоценка роли научного факта, фактография.

 

Значительный взнос у становления экспериментального метода в отечественной психологии связывают прежде всего с открытиями И. Павлова и работами И. Сеченова и В. Бехтерева, которые базировались на природно материалистической парадигме изучения психики. 

 

В отличие от В. Вундта, который провозглашал независимость психики и внешнего мира, И. Сеченов утверждал детерминизм, обусловленность психики внешним миром. В Украине в 80-те годы ХИХ ст. было открыто несколько экспериментальных психологических лабораторий. 

 

Так, в Харьковском университете при клинике нервных болезней создается психологическая лаборатория под руководством психиатра и психолога П. Ковалевського. И. Сикорський (Киев) начал экспериментальное изучение особенностей психического развития детей раннего возраста. 1900 г. была открыта экспериментально-психологичная лаборатория под руководством К. Твардовського в Львовском университете. 

 

Одним из первых в отечественной и мировой психологии на значении эксперимента подчеркивал М. Ланге — профессор Новороссийского университета (Одесса), который возглавлял экспериментально-психологичную лабораторию при философском факультете этого университета. Б. Теплов в статье к 100-й годовщины со дня рождения М. Ланге отмечал, что характерной особенностью М. Ланге как экспериментатора было то, что он никогда не проводил экспериментов только ради накопления фактов. 

 

Эксперимент для М. Ланге служил основой проверки гипотез принципиального характера. Он экспериментально исследовал психомоторику, внимание, восприятие, установив, в частности, закон перцепции относительно последовательности фаз восприятия от менее дифференцированного к более дифференцированному, которые связывали с филогенетическим развитием человека и, итак, вносили в психологический эксперимент идею развития. Интроспекция же, как утверждал М. Ланге, не может уловить стадии процесса, а только его конечный результат. Г. Роговин отмечает, что именно М. Ланге фактически осуществил синтез экспериментальной психологии с идеей развития. 

 

Новый шаг во внедрении эксперимента в психологии сделал Л. Выготский, проведя исследование процессов образования понятий, активного запоминания, особенности развития психических процессов на основе историко-генетического подхода. 

 

За Л. Выготским экспериментально-генетический метод, в отличие от субъективного метода классической эмпирической психологии, открывал объективные пути изучения психики и сознания, давал возможность увидеть “живой” процесс отрабатывания исторических форм поведения и психики, преобразование их на индивидуальный опыт.

 

Согласно его культурно-исторической концепции высшие психические функции являются прижизненным образованием в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышление, которые Л. Выготский назвал знаками. Он утверждал, что изобретение и использования средств при решении любой задачи, которой стоит перед человеком (запомнить, сравнить что-нибудь, выбрать и т.п.), с психологической стороны представляет собой аналогию с использованием орудий. 

 

Значительный взнос у внедрения эксперимента в психологию сделали О. Лурия, С. Рубинштейн, Б. Теплов, О. Леонтьєв. С 40-х лет в работах П. Гальперина последовательно разрабатывается проблема организации и проведение формирующего эксперимента — исследование психики в процессе управляемого влияния. 

 

В эти года в Украине был создан Институт психологии, который возглавил Г. Костюк. Он активно использует экспериментальный метод в исследовании психики. 

 

Так, например, в известном экспериментальном исследовании процесса создания образа при восприятии предмета в затрудненных условиях моделью процесса стало восприятие предмета, расположенного в темной камере, который кратковременно освещался с помощью специальной лампы, из-за чего исследуемый не имел возможности рассмотреть и увидеть предмет полностью, воспринимая его как что-то неопределенное, недоступное сознанию. 

 

С. Максименко делает замечание, которые за внешней простотой опыта стоит довольно сложный предмет деятельности экспериментатора, который содержит несколько компонентов. 

 

Это, во-первых, чувствительность зрительного анализатора, который через малую мощность энергии внешнего влияния не был способен превратить ее в факт сознания;

 

во-вторых, становление абриса предмета восприятия с неопределенными границами и с пустотами в целостном образе;

 

в-третьих, познавательные действия, благодаря которым создаются гипотезы-образа, которые постепенно становятся правдоподобными;

 

в-четвертых, развитие образа вследствие отнесения его к определенной категории, вербализации и т.п.;

 

в-пятых, творчество, “анализ составных психики, которые обеспечивают переход от перцептивних задач к более сложным проявлениям познавательной духовной и продуктивной деятельности”. 

 

Позднее С. Максименко исследовал возможности эксперимента в процессе специально организованного обучения, Я. Коломинський — в социальной педагогической психологии, Д. Узнадзе — в исследовании установки и т.п. 

 

Оригинальную методику психофизиологического эксперимента создали Б. Теплов, В. Небилицин. 

 

Постепенно экспериментальный метод в разных своих видах проник практически во все области психологической науки. На сегодня существует несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии. 

 

Это, во-первых, его отождествление с предметом всей научной психологии как системы знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных, которая противопоставляется интроспективной, “созерцательной” психологии. 

 

Во-вторых, экспериментальную психологию понимают как систему экспериментальных методов и методик. Иногда данную дисциплину понимают как систему методов психологии в целом. 

 

С другой стороны, экспериментальную психологию рассматривают как теорию психологического эксперимента, который базируется на общенаучной теории эксперимента и содержит прежде всего его планирование и обработку данных на основе методов математической статистики. 

 

Итак, в целом, экспериментальную психологию можно определить как область психологической науки, которая раскрывает условия, закономерности, принципы экспериментального исследования психики. 

 

При этом экспериментальная психология решает такие задачи: 

 

• усовершенствование экспериментальных методик исследования и применение их в разных областях психологической науки;

 

• разработка типологии психологического эксперимента, определение возможностей и ограничений каждого из типов эксперимента, формулирование принципов их организации, разработка критериев и стандартов, которые определяют место и функции разных типов экспериментов в психологическом исследовании ( с целью сопоставления результатов, полученных в разных областях психологической науки);

 

• разработка и создания аппаратуры, специально предназначенной для психологических исследований, которая отвечает современному уровню научно-технического прогресса;

 

• определение путей применения достижений психологической науки в разных сферах общественной практики, которые опираются на научные знания, добытые в экспериментальном исследовании психической реальности. На современном этапе развития экспериментальной психологии наблюдаются такие тенденции: 

 

• осложнение предмета экспериментально-психологичных исследований ( от исследования элементарных психических процессов к целостной личности и социально-психологическим явлениям);

 

• возможность экспериментального исследования и учет индивидуальных отличий субъектов психической деятельности, в частности благодаря успехам применения методов математической статистики в психологии (например, возможности обработки результатов многофакторных психологических экспериментов);

 

• актуализация проблемы разработки методологической основы экспериментальных исследований прикладного характера, на базе которой можно было бы согласовать интерпретацию экспериментальных фактов из позиций разных теоретических трактовок понимания психики в целом и личности в частности. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)