Сменные в структуре психологического эксперимента

Сменные в структуре психологического эксперимента

 

• Понятие сменной - виды сменных 

 

• источника артефактов в манипулировании сменными 

 

• проблема изоляции и контроля сменных 

 

• измерение сменных психологические шкалы 

 

• критерии качества измерения сменных. Сменная представляет собой любой аспект действительности, который можно изменить, оказать эти изменения и зафиксировать их в эксперименте. Различают такие виды сменных: 

 

• независимая сменная, которую меняет экспериментатор с целью проверить ее влияние на другой аспект действительности 

 

• зависимая сменная — аспект действительности, который меняется в ответ на введение независимой сменной 

 

• промежуточные сменные (другое название — сменные-модераторы) — факторы, которые опосредствуют влияние независимой сменной на зависимую, в частности возраст, пол, социальный статус, физиологическое или психологическое состояние исследуемых и т.п. эти же сменные могут выступать как независимые в диференциально-психологических исследованиях, например, когда оказывается зависимость определенных психических качеств от пола, статуса, возраста исследуемого и т.п. 

 

• сменные, что контролируются (другое название — побочные сменные) — те условия, которые во время эксперимента не должны меняться, чтобы не нарушить логику вывода причинно-следственной связи с тем, чтобы динамику зависимой сменной можно было объяснить действием именно независимой сменной, а не других факторов. 

 

Промежуточные сменные и сменные, что контролируются, которые играют существенную роль в установлении причинно-следственных связей между независимой и зависимой сменными, называют дополнительными сменными. 

 

Избранные уровни дополнительных сменных определяют возможность дальнейших обобщений (те рамки, в которых действуют установленные закономерности) и, таким образом, ограничивают возможность перенесения полученных в эксперименте данных на более широкие ситуации, отличные от заданных. 

 

Итак, можно сказать, что эксперимент является методом изучения влияния независимой сменной на зависимую при условии учета промежуточных и контроля ( то есть соблюдение константных характеристик) побочных сменных. В основу экспериментальной психологии, за К. Левином, положена формула В = f (P, S), где В — поведение, P — личность, S — ситуация, то есть в эксперименте обеспечивается возможность предусмотреть поведение личности в определенной ситуации.

 

Независимыми сменными, согласно этой формуле, в эксперименте могут быть, во-первых, вариации ситуации: 

 

• изменения в окружающей среде (физическому, когда меняются сенсорное и простанственно-временное условия, социальному, когда задается присутствие или отсутствие экспериментатора или других людей, социально-психологическому, когда задаются особенности общения и взаимодействия исследуемого и экспериментатора или группы исследуемых и т.п.) 

 

• особенности задачи, то есть той деятельности, на которую направляются исследуемые благодаря стимульному материала и инструкции при этом могут меняться поощрения и наказание, средства решения, создаваться искусственные препятствия и т.п. во-вторых, вариации личности: 

 

• спровоцированные изменения (биологические, когда осуществляется влияние на физиологические или психофизиологические показатели, например, через употребление лекарства, и психологические, когда осуществляется влияние на установки или мотивацию, например, через классическое подкрепление — материальную заинтересованность) 

 

• изменения, на которые ссылаются (например, в диференциально-психологических исследованиях создаются несколько групп, которые разной мерой представляют вираженисть определенных черт). 

 

При этом независимые сменные могут быть количественными (например, количество повторений, необходимых для запоминания определенного материала) или качественными (например, система воспитания). 

 

Зависимой сменной в психологическом эксперименте есть вербальные и невербальные параметры поведения исследуемого, которые выступают опосредствованными показателями определенных психических качеств, в частности: простанственно-временные (или динамические, формально-динамические) характеристики: 

 

а) точность действия (количество ошибок) 

б) латентное время (скорость реакции — время между предъявлением стимула и ответом) 

в) продолжительность (скорость выполнения задачи — время между началом и окончанием выполнения задачи) 

г) темп или частота действия 

д) эффективность выполнения задачи (частица от количества ошибок или качества выполнения действия к времени ее выполнение) а также содержанию, которые предусматривают качественное описание поведения и, соответственно, выделение категорий поведения (например, агрессивность, активность, альтруизм и т.п.). 

 

Качественные особенности, как правило, фиксируются в экспертной оценке, которую дают подготовленные наблюдатели с помощью специальных карточек наблюдения.

 

Вообще выделяют три типа зависимой сменной: одномерную, когда регистрируется лишь один параметр поведения исследуемого, который и полагает проявлением зависимой сменной (например, скорость сенсомоторной реакции), многомерную, когда зависимая сменная проявляется через несколько параметров, которые могут фиксироваться независимо (например, уровень интеллектуальной производительности оказывается и через время решения, и из-за сложности задачи и т.п.), фундаментальную, когда между несколькими параметрами, которые определяют зависимую сменную, можно установить функциональную зависимость (например, уровень агрессии рассматривается как функция отдельных ее проявлений). 

 

Важным свойством зависимой сменной есть ее чувствительность к изменению уровня независимой сменной. 

 

При этом возможное возникновение так называемых эффекта потолка, когда уровне независимой сменной не влияют на зависимую через чрезмерную легкость экспериментальных задач, и эффекта пола, когда экспериментальная задача есть настолько сложной, что уровень его выполнения намного ниже всех уровней зависимой сменной. 

 

Побочными сменными в эксперименте выступают: 

 

• фактор времени ( часы проведения исследования, нестабильность во времени в общем, когда на эффективность деятельности исследуемых влияет пора года или погодные условия) 

 

• фактор задачи, когда разные условия сменной требуют разных экспериментальных задач (например, проверка гипотезы о влиянии содержания определенной информации на эффективность ее заучивания требует отбора разной информации, поскольку ее можно заучить только один раз) 

 

• субъективный фактор — индивидуальные особенности исследуемых (ведь особенности деятельности исследуемых зависят от пола, возраста, настроения, состояния здоровья и т.п.). 

 

Поскольку на человека действует одновременно много условий, существует проблема выделения среди них независимой сменной — стимула. В связи с этим М. Роговин делает замечание, которые основной и принципиальной сложностью будьякого психологического эксперимента есть возможность выделить, просто жить и установить закономерности динамики именно той сменной, которую и надо выучить. 

 

Иначе наблюдаются артефакты, вызванные смешиваниям независимых и дополнительных сменных, когда, за Д. Кемпбеллом, фон влияет больше, чем стимул . 

 

Поэтому существует необходимость решения проблемы изоляции независимой сменной, контроля за ней и другими видами сменных, а также проблемы влияния порядка предъявления независимых сменных на зависимы, то есть проблема экспериментального контроля.

 

Следует заметить, что именно экспериментальный контроль обеспечивает достоверность вывода зависимости, которая эмпирически проверяется, с точки зрения отклонения других правдоподобных объяснений. 

 

Экспериментальный контроль осуществляется не только в случае контроля независимых и побочных сменных, с целью предупреждения их смешивания, а и в планировании как построению экспериментальных схем предъявления уровней независимой сменной, в задании разных типов сменных с точки зрения их соответствия реальным условиям и, соответственно, разных типов экспериментов, а также в статистическом контроле на уровне данных. 

 

При этом контроль независимой сменной в классическом эксперименте есть активным, то есть осуществляется через активное манипулирование, когда экспериментатор оказывает непосредственное влияние на уровень независимой сменной, например, уменьшает или увеличивает силу раздражителя, или, в отдельных исследованиях, пассивным, и осуществляется опосредованно за счет подбора групп, которые отличаются за определенным показателем тогда при условии одинаковое экспериментального влияния на эти группы различие результатов в значениях зависимой сменной может быть объясненная именно отличием групп за этим показателем. 

 

Если в эксперименте исследуется влияние нескольких уровней независимой сменной на зависимую, источником артефактов могут быть так называемые эффекты последовательности. Ведь в этом случае уровне независимой сменной образовывают ряд от наименьших значений к самым большим. 

 

При этом предыдущие экспериментальные задачи могут отрицательно или положительно повлиять на качество выполнения следующих экспериментальных задач (когда, например, тренировка в выполнении экспериментальных действий облегчает выполнение следующих, первый уровень независимой сменной оказывается в наиболее неблагоприятных условиях). 

 

Это влияние может скапливаться и приводить к зависимости значений зависимой сменной от позиции предъявление уровня независимой сменной, а также вести к эффекту центраций, когда создаются найсприятливиши условия для действия уровней независимой сменной, что предъявляются в середине ряда ( учитывая то, что только этим уровням в одинаковой мере отвечают и более высокие, и более низкие уровне независимой сменной). 

 

Эффект последовательности при этом контролируется путем нейтрализации действия порядка предъявления методом позиционного выравнивания или ротации (контрбалансування), который заключается в том, что каждый исследуемый получает влияние не только АБ, а и БА ( в данном случае А и Б — уровне независимой сменной, при этом А меньше Б).

 

К сожалению, такой прием не позволяет предотвратить асимметрическое влияние, когда влияние А на Б отличается от влияния Б на А. Тогда реальные отличия между ситуациями при регистрации данных могут преувеличиваться. 

 

Например, А улучшает Б, а Б ухудшает А, тогда в случае предъявления уровней независимой сменной в порядке АББА условие Б получает преимущество. Иногда для уменьшения этого эффекта предлагают предъявить последовательность АББА одному исследуемому, а последовательность БААБ — второму. 

 

Другим средством преодоления эффекта последовательности есть рандомизация, когда происходит предъявления стимулов в случайном порядке и изменение этого порядка от серии до серии с надеждой на то, что непредусмотренные изменения порядка стимулов взаимно нейтрализуют друг друга (порядок предъявления уровней независимой сменной избирается за таблицей случайных чисел). 

 

Это средство контроля используется в случае возможности проведения большого количества опытов. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)