Становление и развитие экспериментального метода в психологии

Становление и развитие экспериментального метода в психологии: 

 

• предпосылки внедрения эксперимента в психологии; 

• этапы становления экспериментального метода в психологии; 

• роль основных направлений психологической науки в становлении психологического эксперимента; 

• развитие экспериментального исследования психики в отечественной и зарубежной психологии; 

• предмет и задачи экспериментальной психологии; 

• экспериментальный метод в психологии на современном этапе. 

 

Знание есть наука тогда, когда его можно подтвердить в эмпирическом исследовании, результаты которого являются инвариантными относительно просторную, времени, личностных характеристик исследователя. 

 

Относительно психологических знаний решения этого задачи усложняется качественной своеобразностью и неповторимостью внутренних психических явлений, для которых довольно сложно найти адекватные объективные, внешние относительно психики показатели. Поэтому для внедрения экспериментального метода в психологию нужно было создать определенные предпосылки, которые бы обеспечивали возможность экспериментального (объективного) исследования психики. 

 

Внедрение эксперимента в психологию было обусловлено прежде всего развитием философии, которая обогатила психологию методологическими принципами исследования психики, в частности принципами детерминизма, развития, системности и т.п. 

 

Г. Фресс делает замечание по этому поводу, который именно в пределах философии была выдвинута идея измерения в психологии. Так, Х. Вольф еще в ХVIII ст. ввел в употребление не только сам термин“психология”, а и понятие о психометрии. Он предложил измерять психические явления за их продолжительностью и интенсивностью и, например, считал, что можно измерить величину удовлетворения осознаваемой нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, за которой человек способен проследить. 

 

Важное значение для развития экспериментальной психологии имели и достижение в биологии, в частности эволюционное учение Ч. Дарвина, который в своей работе “Происхождение видов” (1859) поднял вопросы, которые непосредственно касались внедрения эксперимента в психологию. 

 

Так, он доказывал не только физическую, а и психологическую неперервнисть видов, утверждая, соответственно, возможность сравнения выявленных эмпирически как физических, так и психических особенностей животных и людей. В частности, в работе “Выражение эмоций у человека и животных” (1872) он сделал вывод, что эмоции человека можно рассматривать как следствие тех действий животных, которые были полезными за своей сутью. Поэтому очевидность приобрела возможность экспериментальных исследований причин и закономерностей психических явлений. 

 

1898 г. Е.Торндайк поднял вопросы об интеллекте животных, предрасположивши, соответственно, внимание исследователей к зоопсихологии, которая стала основам для экспериментального исследования психики бихевиористами, помогая понять (хотя бы на основании аналогии с животными) некоторые функции людской психики. 

 

Но непосредственно экспериментальное изучение психики началось благодаря успехам физиологии и, в частности, нейрофизиологии, в рамках которой было определено материальные предпосылки функционирования психики. 

 

Согласно этому нужно прежде всего отметить целый ряд открытий, сделанных на протяжении ХИХ ст.: различение чувствительных и подвижных нервов (1822), открытие того факта, который центром движений — рефлексов есть мозг, а также закона специфической энергии нервов, согласно которому мы познаем не непосредственно вещи, а лишь возбуждение самых нервов (Й. Мюллер, 1838), выявление существования специальных нервов не только для пяти основных ощущений, а и для их качеств — цвета, высоты звука и т.п. (Г. Гельмгольц, 1860). В эти же года было открыто, что нервный импульс является электрической волной, которая заряжена отрицательно ( Г. Бернштейн, 1849-1866), при этом скорость передачи импульса составляет 50 м/с(Г.Гельмгольц, 1850). Тогда же была выдвинута идея мозговой локализации (Ф. Галль), открыт центр языки (П. Брокб, 1861), а также то, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами (И. Сеченов, 1863). 

 

Интенсивно развивались физиологическая оптика и акустика (Г. Гельмгольц, 1855-1866), в рамках которой была разработана теория восприятия, или так называемую теорию несознаваемых умозаключений. 

 

Согласно этой теории каждое восприятие есть большим чем актуальное сенсорное данное, причем приложение возникает за счет несознаваемых ассоциаций, на грунте повторов в предыдущем опыте. Из этих научных исследований вытекала и была подтверждена эмпирически зависимость научных наблюдений от предыдущего опыта наблюдателя. 

 

В связи с этим, в частности, широко известная история освобождения ассистента обсерватории в Гринвиче за ошибки в вычислениях, при этом позднее было доказано существование личного уравнения в перцептивний деятельности, которое и обусловило опоздание реакции и, соответственно, неумышленные ошибки в вычислениях. 

 

Значительный взнос у внедрения эксперимента у исследования психики сделала психофизика, в которой на грунте исследований П. Бугера и Е. Вебера были выявлены связи между стимулами и интенсивностью ощущений (Г. Фехнер, 1860). 

 

По мнению П. Фресса именно Г.Фехнер основал экспериментальную психологию, создав экспериментальные методики измерения порогов ощущений, которые до этого времени находят применение во всех исследованиях, посвященных перцептивним процессам, и является первым этапом подготовки будущего психолога-экспериментатора. 

 

Именно Г. Фехнер применил к ошибкам измерения в психологии закон Лапласа — Гаусса, открывши двери для проникновения в психологию идей вероятности. 

 

Итак, перед учеными разных областей знаний возникли психологические проблемы — проблемы ошибок ощущений и вообще участия психики в отчете субъекта о своем опыте. Поэтому не удивительно, что первыми вченимиекспериментаторами в психологии стали физики (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц) и физиологи (В. Вундт, И. Сеченов, И. Павлов), а их работы стали естественно-научной основой для внедрения эксперимента в психологию. Особенно следует отметить, что эти ученые формировали экспериментальные методы, которые могли быть применены и во время изучения психических явлений. 

 

Становление экспериментальной психологии связывают с 1879 г., когда В. Вундт в Лейпциге создал первый институт психологии, то есть первую экспериментальную психологическую лабораторию. 

 

Вместе с тем очевидно, что это довольно условная дата. Ведь работы Е. Вебера, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца есть по сути психологическими экспериментами. Недаром Б. Ананьєв характеризовал “Элементы психофизики” Г. Фехнера как одну из фундаментальных работ в истории экспериментальной психологии. 

 

Следует заметить, что задолго до 1879 г. И. Сеченов применял психофизиологические и психологические методы в своих исследованиях. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)