Типы экспериментов в психологии

Типы экспериментов в психологии. 

 

Эксперимент и квазиэксперимент 

 

• типология эксперимента 

• особенности квазиэкспериментального исследование психики 

• основные типы квазиэкспериментив в психологии 

• условия повышения валидности данных, что полученные в квазиексперименти 

• контроль post factum в квазиэксперименти 

• лонгитюд как квазиэксперимент 

• формирующий эксперимент как квазиэкспериментальное исследование 

• психогенетичне исследование как квазиэксперимент. 

 

Выделяют несколько основ классификации экспериментов в психологии. Это, во-первых, отнесенность экспериментов к определенной области психологической науки — психологии восприятия, социальной психологии, клинической психологии и других областей, поскольку в каждой области психологии сложились свои специальные нормативы для проверки гипотез, которые связаны с типом психологической теории, возможностями сбора эмпирического материала, разными формами экспериментального контроля, образами управления сменными и т.п. 

 

В зависимости от возможности реализации на практике выделяют реальный эксперимент, который проводится с целью получения эмпирических доводов за или против психологической закономерности, которая задается гипотезой, и умственный эксперимент. Последний, с одной стороны, можно рассматривать как такой, что осуществляется во внутреннем плане, а со второго — как безупречный эксперимент — идеальный, неконченый и полного соответствия, который дает возможность определить основные направления достижения “чистоты” реального эксперимента. Умственный эксперимент является важным этапом познания психической реальности, особенно в случае затруднень в эмпирической проверке гипотез за невозможностью операционализаций сменных. 

 

При этом нужно различать воображаемый эксперимент, который связан прежде всего с экспериментальными нормативами проверки гипотез, и экспериментальные модели, которые направлены на установления структурно-функциональных зависимостей в психической реальности, которые воссоздают определенные свойства последней в кое-что упрощенной, схематической форме. 

 

В зависимости от места проведения различают лабораторный и естественный (полевой) эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, которые отличаются от естественных. При этом, как правило, применяются технические средства и специальная аппаратура.

 

Такой подход обеспечивает довольно высокую точность результатов, поскольку создаются оптимальные условия для исследования психических явлений через: 

 

• устранение или уменьшение к минимуму случайных факторов влияния на результат 

• возможность “чистого” выделения, изоляции независимой сменной и в целом экспериментального факта, который изучается 

• осуществление почти полного контроля за всеми сменными 

• целенаправленное, четкое управление лицами, которые принимают участие в эксперименте. 

 

Итак, лабораторный эксперимент есть наиболее искусственным и найсильнише как метод отличается от наблюдения. 

 

Поэтому для лабораторного эксперимента актуализируется проблема “экологической” валидности, переноса его результатов в естественную среду и на популяцию в целом, поскольку условия деятельности исследуемых не отвечают реальным. К тому же исследуемые знают, что они являются объектами исследования и это может вызвать их неестественное поведение. Идея естественного эксперимента принадлежит российскому психологу О. Лазурському, который выдвинул ее на Всероссийском съезде из экспериментальной педагогики еще в 1910 г. 

 

Согласно предложенному подходу психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, которые не возбуждаются ее естественности для исследуемого (например, проверка гипотез относительно факторов, которые определяют успешность обучения, может осуществляться в учебной ситуации, когда ее изменения учений будет воспринимать как естественный ход урока). Близким к естественному есть полевой эксперимент, который предусматривает использование минимума оборудования в ситуации, которые есть близкой к естественной. 

 

Итак, естественный (полевой) эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленному изменению некоторых из них исследователем, который затрудняет контроль сменных, но создает лучшие предпосылки для обеспечения внешней валидности исследование. За характером действий исследователя различают констатуючий и формирующий эксперименты. Констатуючий эксперимент предусматривает выявление особенностей психических явлений, которые уже существуют, а также констатацию отношений причин и следствий. 

 

Формирующий эксперимент направлен на раскрытие механизмов и динамики образования психических явлений, определение психологических условий их эффективного развития через активное целенаправленное влияние исследователя на исследуемых, то есть формирование его психики. При этом, если формирование психики происходит в процессе обучения, говорят об обучающем эксперименте. Если же в основу эксперимент положен воспитательную цель и, соответственно, развитие определенных качеств личности, говорят о виховуючий эксперимент.

 

Составляющими формирующего эксперимента является констатующий эксперимент, психолого-педагогический (формирующий) влияние, а также психодиагностична процедура, которая проводится с целью измерения свойств, которые формируются в разное время в исследуемых ( прежде всего к и после формирования). 

 

В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют: 

 

• поисковые эксперименты, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной сфере психической реальности 

• эксперименты, которые воссоздают, предусматривают точный повтор предыдущих экспериментов с целью определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов 

• эксперименты, которые уточняют, предусматривают определение границ, в которых действует выявленная закономерность (путем варьирования условий, методик, объектов исследования) 

• критические эксперименты, которые обеспечивают возможность перехода к конкурирующим объяснениям выявленных в исследовании фактов и, соответственно, отклонение основной экспериментальной гипотезы 

• демонстрационные эксперименты, которые быстрее называют демонстрационными опытами, поскольку они проводятся с целью демонстрации определенных закономерностей психической реальности, которые есть принципиально воспроизводимыми в аналогичных условиях, например, иллюзии восприятия. 

 

По количеству исследуемых эксперименты также бывают индивидуальными и групповыми, среди которых отличают такие, что проводятся с многими участниками, но имеют целью установления закономерностей для каждого из них отдельно, и собственное групповые, выводы которых касаются группы в целом как социально-психологического образования. 

 

Особым видом психологического исследования есть квазиэксперимент ( от лат. quasi — “подобный”, “такой, что напоминает”) — метод исследования, который направлен на установление каузальных связей, но отличается от эксперимента сниженным уровнем требований к процедуры отбора исследуемых или недостаточным контролем за независимыми и побочными сменными. При этом источника артефактов (зовниш ни сменные, которые невозможно полностью контролировать) осознаются. 

 

Как отмечает В. Дружинин, квазиексперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и “строгостью” методологических предписаний. В одних случаях снижения форм экспериментального контроля (затруднение в управлении сменными, использование неэквивалентных групп, объединение собственное экспериментальных и диагностических приемов и т.п.) есть вынужденным, когда реальные условия не позволяют реализовать истинные экспериментальные планы вследствие исследования сложных зависимостей психической реальности.

 

В других случаях изменение логики вывода, отличной от “истинного” эксперимента, осуществляется специально, например, с целью избежания эффекта Розенталя, когда исследуемые меняют поведение согласно ожиданиям экспериментатора. Это требует проведения “замаскированного” эксперимента, в котором исследуемые не знают об отличиях экспериментальных условий, которые вводятся как естественные события ( скажем, школьный класс, который учится за экспериментальной программой, не знает о ее отличиях от других учебных программ). 

 

К квазиэкспериментальным, как правило, можно также отнести исследование, которое проводится в “полевых условиях”, и имеет шанс максимально приблизиться к эксперименту полного соответствия, не трансформируя естественных сменных и связей между ними (что неотвратимо в “истинном” эксперименте, в котором хотят обеспечить по возможности “чистые” условия его проведения). Вместе с тем в таком исследовании снижается уровень контроля альтернативных причин и, соответственно, возрастает вероятность конкурирующих объяснений. 

 

Это требует использования в экспериментальных схемах контроля post factum, то есть статистического контроля после осуществления экспериментального влияния с целью снижения угрозы валидности выводов. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)