Эксперимент как метод психологического исследования

Эксперимент как метод психологического исследования

 

• Место эксперимента в исследовании психической реальности 


• сущность экспериментального исследования психики 


• принципы экспериментального исследования психики 


• преимущества и проблемы экспериментального исследования психики. 

 

Общая схема исследования психической реальности осуществляется на основании четкого определения научной проблемы, которая вытекает из практической задачи. 

 

Иногда такая задача разворачивается в целую систему научных проблем, иногда целый ряд на первый взгляд не связанных между собой задач объединяется в одной научной проблеме. 

 

Указанный переход от практики к научному уровню анализа проблемы предусматривает осмысление теорий и концепций, которые уже существуют в науке, выдвижение новых гипотез и их проверку в эмпирическом исследовании и т.п. 

 

Результатом решения проблемы есть создания новой теории или углубления существующих теоретических положений. На грунте этих теорий разрабатываются практические рекомендации относительно образов и путей использования полученных знаний в общественной практике. 

 

Характерными особенностями эмпирических исследований, в которых приобретается научное знание, согласно системному подходу, есть: – осознанная, четко определенная цель исследования - обусловленные средства исследования (методологические принципы, методы, методики) - такие условия исследования, которое есть максимально независимыми от ситуации и личности исследователя) - результат, инвариантный относительно просторную, времени, личностных характеристик и ориентированный на подтверждение или отклонение гипотезы.

 

Следует заметить, что такой результат является идеалом эмпирического исследования и его достижение полностью невозможное. Но мы будем стремиться идеала, сопоставляя условия проведения реального эксперимента с идеальным, безупречным. 

 

Во всяком случае в психологии факт как результат эмпирического исследования не обязательно есть идентичным самому себе при воспроизведении эксперимента. При этом результаты, которые отвергаются от среднего значения, считают не ошибками исследования, а просто менее возможными, чем другие значения. 

 

Такой вероятностный характер результата вызван самой природой психики человека, который обусловливает в одной и той самой ситуации множество значений, которые имеют функциональную эквивалентность. 

 

Итак, знания, которое получается в эмпирическом исследовании, имеет вероятностный характер, в связи с чем А. Эйнштейн отмечал: “Мы не знаем, мы можем только предполагать” . 

 

В. Дружинин предложил классификацию методов эмпирического исследования, в основу которой положено два критерия — меру активности исследователя и меру непосредственности влияния на объект исследования: активные експеремент клиническая беседа опосредствованные непосредственные тестирования наблюдения (психодиагностика) пассивные. 

 

Классификация методов эмпирического исследования (за В. Дружининым) Из этой классификации вытекает, что эксперимент является активным средством познания действительности, который предусматривает вмешательство исследователя в ситуацию, которая изучается, и опосредствованное управление ею через изменение внешних условий. 

 

Во время эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта исследования и измеряет его состояние, то есть процесс эксперимента обязательно содержит процедуры наблюдения и измерение. Экспериментируя, исследователь не просто наблюдает по определенным условиям и фактами, а и сознательно организует их ( как говорят, осуществляет экспериментальное влияние). 

 

В целом, организованная деятельность экспериментатора направлена на повышение истинности теоретических знаний через получение научного факта. Итак, эксперимент можно определить как метод научного познания, направленный на установление причинно-следственных зависимостей в специально созданных условиях, которые контролируются исследователем. При этом следует заметить, что доведение причинно-следственной связи между событиями А и Б (когда А является причиной Б) предусматривает установление:

 

• факта передування А по времени Б 

 

• связи между А и Б, когда изменение А сопровождается изменением Б ( в этом случае говорят о ковариацию сменных А и Б) 

 

• отсутствия других, конкурентных объяснений экспериментального влияния, то есть доведения, что никакие другие события не вызывают появления Б . особенностью психологического эксперимента, как отмечал еще М. Ланге, есть его субъективно-объективный характер. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)