Лабораторный эксперимент в этнопсихологии

Исследование этнических стереотипов методом "каблука черт" и " свободного описи" Почти одновременно с анализом этнических взаимоотношений с помощью естественного эксперимента началось лабораторное изучение этнических стереотипов. Первым таким исследованием полагает эксперимент, проведенный в США в 1933 г. В. Катцем и Д. Брейли.

Предварительно исследователями был составлен список характеристик личности. Подопытным (студентам Принстонського университета) предлагалось выбрать с рисунка личности, которые зафиксированы в списке, такие, которые, с их точки зрения, найхарактерниши для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, евреев, итальянцев и др. Совокупность черт, которая выбиралась подопытными для характеристики того или другого этноса и представляла, с точки зрения авторов методики, существующий в американском обществе стереотипный образ определенной национальной группы. Вариант методики, которые предложили В. Катц и Д. Брейли, в своей первичной форме уже почти не применяется.

Он трансформировался у создания " свободных портретов", то есть в самостоятельное произвольное формулирование респондентами набора типичных характеристик любой этнической группы. Количество качеств, что должен назвать подопытный, в зависимости от цели эксперимента, может быть или ограниченным (например, тремя или десятью), или произвольным и неограниченным.

 Существует также вариант методики, когда экспериментатор в инструкции подчеркивает возможность употребления в свободной описи не только черт характера и признаков, характерных, с точки зрения респондента, для определенной этнической группы особенностей поведения, языки, внешнего вида, одежды, кухни и т.п. Информация, полученная с помощью такой техники, дает возможность составить целостный и разностороний образ (стереотип) любого этноса, который существует у любого народа. Использование ассоциативного эксперимента в этнопсихологии Ассоциативный эксперимент сравнительно с методикой " свободного описи" и "каблука черт" -  это еще один, высший, ступень в предоставлении свободы реакций подопытному.

Выделяют такие основные разновидности ассоциативного эксперимента:

 1) направленный ассоциативный - ограниченно количество реакций на слово- стимул, а также определен класс реакций (например, на стимулименник должна быть и реакция, которая выражена существительным)

2) свободный ассоциативный (найрозповсюджениший ) - ограниченное количество реакций, но в выборе собственное самых реакций подопытные свободные

3) свободный ассоциативный с множеством реакций -  в этом случае подопытный не ограниченный нет в количестве реакций, ни в их направленности, больше того, экспериментатор стимулирует максимальное разнообразие и численность реакций.


В этнопсихологии существуют два основных направления использования ассоциативного эксперимента. Кроскультурний сравнительный анализ ассоциаций, которые вызывает определенный стимул Примером этого типа исследования может быть изучение этнической специфики ассоциаций, где стимулами использовались названия цветов. В результате исследования выяснилось, например, что стимул "желтый" у россиян ассоциируется с одуванчиком, у украинцев -  с подсолнечником, у французов -  с золотом и яичным желтком, у американцев, казахов и киргизов -  с маслом, а у узбеков -  с просом. На стимул "красный" россияне дают такие етноспецифични реакции, как "октябрь", "партизан" американцы - "цвет кожи", поляки - "шапочка". Белый цвет у американцев вызывает ассоциацию "дом".

Зеленый цвет у узбеков - "чай" и т.п. Изучение этнического сознания и этнических стереотипов Схема проведения такого исследования очень простая: подопытному называются слова- стимулы, среди которых есть названия этнических групп (желательно, в множестве) - "россияне", "украинце", "роми" и прочее, в зависимости от цели исследований. Ассоциативный эксперимент проводится, как правило, на большой выборке, и на основе полученных данных строится таблица частотного распределения слов - реакций на каждое слово- стимул. Самое большое количество одинаковых реакций на один и тот самый стимул- название этнической группы и будет определять этнический стереотип. Цветной тест отношений. Интересные возможности в плане изучения этнического сознания открывает "Цветной тест отношений" А. Еткинда.

Для внедрения теста с целью изучения этнических отношений респонденту выдают набор цветных карточек теста  М. Люшера (восемь карточек) и список ( в простейшем варианте с восьми наименований) тех этнических групп, отношение к которым нужно выяснить. В других вариантах методики вместо карточек теста М. Люшера использовались карточки с геометрическими фигурами или другим стимульним материалом, поскольку главной целью в этом исследовании есть не ассоциативный эксперимент, а сопоставление отношений, которые декларируются с реально действующими. Тестирования проводится индивидуально и без ограничения времени. Эксперимент проводится в три этапа.

1. На первом этапе подопытному предъявляют набор карточек и список этнических групп. Предлагается рассмотреть их и к каждой этнической группе подобрать соответствующий цвет. Давая инструкцию, экспериментатор должен подчеркнуть, что при подборе цвета респондент не должен ориентироваться на любые чисто внешние признаки (цвет национальной одежды или цвет национального флагу).

2. После выполнения предыдущего задачи подопытному показывают набор карточек теста М. Люшера и предлагают разложить их по уровню привабности. 3. Когда подопытный заканчивает раскладку цветов, ему предлагают список этнических групп (желательно, чтобы он также был в форме набора карточек), который показывали на первом этапе и предлагается разложить их за вкусом (что и будет декларированной системой этнических вкусов). Результаты всех трех этапов фиксируются в протоколе. Интерпретация полученных данных базируется на идее, согласно которой у человека существует декларативная система этнических вкусов и реальная, что определяет ее поведение в этой сфере.

Они могут совпадать, в случае четкого осознания респондентом истинной иерархии его этнических вкусов, но и могут значительно отличаться. Последовательность операций с обработки результатов такая: данные третьего этапа интерпретируются как декларативная система этнических вкусов. В результатах раскладки первого этапа берут этническую группу, которая имеет наивысший ранг в декларированной системе (3 этап) и устанавливают, с каким цветом она ассоциируется. Потом выясняют, какое место этот цвет занимает в системе вкусов цветов (2 этап) - оно будет отвечать рангу данного этноса в реальной иерархии этнических вкусов.

Аналогичная процедура проводится для этнической группы, которая занимает второе место в декларативной системе, потом - третье и дальше, к восьмому месту. Таким образом будет установленная реальная система этнических вкусов. Эту систему необходимо сравнить с декларированной иерархией. Сравнительный анализ проводится в каждой этнической группе. Сравнивается различие рангов декларативной и реальной иерархии. Здесь также можно обчис лить различие рангов, которая занимает каждая этническая группа как в одной, так и во второй системах (декларированной и реальной), определивши показатель адекватности осознания отношения к этносам.

Модифицированный вариант шкалы социальной дистанции Шкала социальной дистанции была предложена Е. Богардусом в 1925 г. Она направлялась на определение установки индивида, который демонстрирует отношение к определенной этнической группе. В 1959 г. Е. Богардусом был предложен специальный бланк шкалы социальной дистанции (за национальным признаком).

Шкала социальной дистанции Е. Богардуса

1 К тесному породнению через брак
2 К членству в моем клубе как личного друга
3 К обитанию на моей улице как соседа
4 К работе за моей профессией
5 К гражданству в моей стране
6 У моей стране только как интуриста
7 Желал бы не видеть в моей стране

Исследуемому предлагалось сделать пометку на том уровне (из предложенных вариантов) социальной дистанции, которая бы его более всего устраивала. Отечественные ученые предложили адаптированный к нашим условиям бланк модифицированного варианта шкалы социальной дистанции.

Выбор этнических групп может варьироваться в зависимости от региона, в котором проводится исследования, и поставленных задач. Список социальных ролей также может быть дополнен, если это отвечает целям исследования.

Инструкция: нужно отметить все социальные роли, что респондент согласен предоставить типичным представителям определенной этнической группы. Обработка результатов проводится таким образом: исчисляется сумма плюсов отдельно в каждой колонке. Этот показатель характеризует степень принятия респондентом разных этнических групп. Величина его находится в интервале от 0 ( при наименьшем доброжелательном отношении и, соответственно, самой большой социальной дистанции) до 7 (что свидетельствует о выраженном доброжелательном отношении к представителям данного этноса).

Соответственно все этнические группы могут быть проранговани с помощью показателя за степенями их приемлемости для респондента. Качественный анализ бланку дает информацию - представители которых национальных групп являются найбажанишими в определенной роли, а представители которых -  наоборот - неприемлемые (порядковый анализ). Анализ за колонками показывает, какие роли исследуемый считает возможным предложить представителям определенной этнической группы, а которые -  нет. Шкала Е. Богардуса и ее численные модификации редко применяются для анализа этнических установок отдельно взятого исследуемого.

Как правило, она используется для изучения разных аспектов этнического сознания на репрезентативной выборке определенной этнической группы. В связи с этим все описанные показатели исчисляются по помощи методов математической статистики, а в простейшем случае -  с помощью нахождения меры центральной тенденции (среднего арифметического) и степени стандартного отклонения.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)