Основные методы этнопсихологии

Общая характеристика двух основных стратегий этнопсихологических исследований.

В этнопсихологии условно выделяют два основных типа исследований. Кроскультурное исследование, которые состоят в потому, что подбирается любая психологическая методика, адекватная поставленной задачам, и с ее помощью проводятся исследования двух или нескольких групп, образованных представителями определенных этнических сообществ.

Итак, специфика кроскультурного этнопсихологического исследования заключается в том, что исследование проводятся параллельно в нескольких группах подопытных, что принадлежат к разным культурам. Результаты, полученные в разных группах, сравниваются и анализируются. Акцент, в зависимости от ориентации исследователя, относится или на поиске отличий в результатах выборки, или на подчеркивании похожести каких-то существенных моментов. В последнее время становится очевиднишою нецелесообразность жесткого противопоставления двух ориентаций -или на поиски отличий, или на поиски похожести.

Становится актуальной необходимость комплементарных исследований и целостного анализа как общих моментов, так и отличных. Следует отметить, что в кроскультурних исследованиях, вопреки ним простоту, доступность и легкость применения, существует целый ряд серьезных проблем. Например, перед исследователями постоянно стоит вопрос о валиднисть методик.

Дело в том, что каждая конкретная методика создается в определенной стране и направляется на подопытных данной культуры. Итак, возникает вопрос: насколько возможное ее использование в других странах? Эта проблема нашла, в частности, одно со своих решений в создании так называемых "свободных от культуры тестов", что мало особое значение для исследования интеллектуальных способностей. Но эта задача оказалась более сложной, чем представляло сначала.

Так, исследователи столкнулись с тем, что даже отношение к процедуры эксперимента в разных этнических группах не одинаковое. Например, В. Портеус, который создал тест-лабиринт для изучения интеллектуальных способностей, был уверенный, что его невербальный (то есть неопосредствованный языковой деятельностью экспериментатора) тест может полагать свободным от влияния культуры.

Этот тест было предложено австралийским аборигенам, и здесь выяснилось, что они просто не в змо с выполнить инструкцию. Ведь они привыкли, что решение принимается только после коллективного обсуждения, поэтому они, во-первых, отказались приступать к выполнению задач без предыдущего выяснения мысли старейшин племени.

Во-вторых, они не могли согласиться с тем, что сам экспериментатор, которого они торжественно провозгласили почетным членом их общины, отказывается братья участие в обсуждении задач теста и помогать им. Очевидно, что такие казусы и дали основание Ф. Гудинафу, автору известного теста "Нарисуй человека" (что также принадлежал к разряду "свободных от культуры") в 1950 г. утверждать, что попытки создания "свободных от культуры" методов обреченные на неудачу.

Эта позиция, которую поддержало много исследователей, привела к тому, что в последнее десятилетие акцент в кроскультурних исследованиях перемещает из количественных показателей на глубинный и разностороний анализ результатов. Кроме указанной проблемы, перед психологами, которые занимались сравнительными межэтническими исследованиями, возникают и другие вопросы.

Например, или сможет исследователь объективно и беспристрастно сравнивать особенности своей культуры и "чужой", или он имеет право изучать только те этнические группы, к которым сам не принадлежит. Перед учеными также всегда возникает проблема коммуникации. Например, если исследователь приехал изучать чужую для него культуру, то или можно утверждать, что он и его подопытные будут правильно понимать друг друга и что сделанные им выводы не будут результатом ошибок, которые возникают при общении представителей разных культур. Эти и другие проблемы возникают каждый раз перед психологами, которые занимаются кроскультурними исследованиями.

Исследование этнопсихологии определенных групп Итак, второй направление, которое может быть выделен в этнопсихологии, не планирует проведения межкультурных исследований. Объектом исследования он считает этническое сознание и самосознание, отношение определенного этноса к другим этнических групп, специфику автостереотипив и гетеростереотипив, этнических установок и т.п.

Реализация этого напрямую требует или создание специальных оригинальных методов исследования, или модификации уже существующих в психологии методов исследования сознания и поведения, которые можно было бы применить к изучению специфического объекта. Найопрацьованишою сферой исследований этнического сознания в этом напрямую есть сфера этнических стереотипов, которая довольно широко представлена как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Естественный эксперимент в этнопсихологии впервые был предложен американским психологом Р. Лап'ером. В 1934 г. он путешествовал Америкой с молодыми супругами китайцив. (Напомним, что к тому времени к китайцам в США было негативное отношение). За время путешествия они остановились в 67 отелях и пообедали в 184 ресторанах. Им лишь один раз отказали в приеме. Через шесть месяцев, которые прошли со времени их путешествия, Р. Лап'ер разослал 250 писем владельцам тех самых отелей и ресторанов с единым вопросом: как они отнесутся к тому, что представители китайского этноса будут их посетителями? Г. Лап'ер получил 92 % негативных ответов.

Таким образом, было зафиксировано несоответствие реальных действий и словесных (вербальных) ответов. Этот результат в дальнейшем получил название "Парадокс Лап'ера" и начал широкую дискуссию о соотношении поведения и вербальных установок. Естественный эксперимент Р. Лап'ера стал прототипом целой серии похожих исследований. Причем, если в эксперименте Р. Лап'ера негативное вербальное отношение вступало в разногласие с положительными относительно представителей другой этнической группы, то в других исследованиях наблюдалось обратное соотношение.

Но важным в этих исследованиях был сам факт того, что несоответствие существовало, и из этого был сделан определенный вывод: если целью исследования является прогнозирования любых личностных действий или поступков, то эти действия и поступки нужно изучать непосредственно, а не полагаться на словесные заявления о намерениях. Таким образом, была создана основа для внедрения естественного эксперимента в практике. В дальнейшем было разработано несколько основных методик исследования отношения к определенной этнической группе. Так, для изучения отношения к той или другой группы используют технику, предложенную Р. Бохнером. В один и тот самый день в "Рекламе" появляются две аналогичных об'явлений: "Молодая семья без детей снимет небольшую квартиру. . . "

Об'явы отличаются только указанной в них национальностью супруг. Даются два номера телефона, по которому помощники экспериментатора фиксируют количество звонков за этими об'явами. Чем больше будет звонков на какое-то конкретное объявление, тем, как считает автор, лучше будет отношение к указанной в объявлении этнической группе. За рубежом довольно распространенный "Метод утерянных вещей". В ее первичном виде методика состояла в разбрасывании в публичных местах большого количества будто бы утерянных писем - заклеенных конвертов с написанным адресом и указанным адресатом. Прохожий возникает перед выбором: или отправить письма, или проигнорировать его существование, или защиты.

Тот выбор, который сделает прохожий, который нашел письма, является индикатором того, как он относится к персоне, которой адресовано письмо. Понятно, что отправка письма свидетельствует о положительном отношении. И соответственно, чем больше писем будет получено по указанному адресу, тем позитивнишим будет отношение к определенному этносу. Заметим, что письма подписывались таким образом, чтобы сразу, смотря по имени и фамилию адресата, можно было догадаться о его этнической принадлежностях.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)