Представление молодых украинцев об украинцах

Ольга Васильченко,
кандидат психологических наук,
научный сотрудник
лаборатории социальной психологии
Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины

В нынешних условиях потребность в идентичности индивидуума выходит по своему значению на одно из первых мест. Современные теории рассматривают ее как фундаментальную потребность личности, альтернативой которой является дезорганизация и смерть. Потребность в идентичности определяется шире, чем необходимость принадлежать к определенной группе или сообществу. Она есть ... в действительности потребностью в множественной интегрированной идентичности и связана со стремлением реализовать ее "[5]. Реализация интегрированной идентичности невозможна без удовлетворения потребности в этничности.

Социальные преобразования в Украине привели к разрушению устоявшихся в предыдущие периоды развития общества регулирующих и детерминированных параметров общественного бытия. Нарушение целостной системы ценностей и равновесия в балансе между группами как элементами социальной системы вызывают кризис идентичности - старые социокультурные идентификации должны уступить место новым.

Социальная нестабильность актуализирует потребность в приеднаности и социальных связях - солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Недовольство потребности в этничности (а она состоит из трех компонентов: потребности в этнической принадлежности, потребности в положительной этнической идентичности, потребности в этнической безопасности) превращается в глубинную причину ситуаций межэтнической напряженности, агрессивности и насилия.

Этническая идентификация личности - это процесс становления, формирования, осознания и поддержки этнического сознания и самосознания. Она охватывает структуру в виде различных общественных отношений, а также эволюцию этих отношений во времени. Это явление состоит из многих компонентов - эмоциональных и рациональных, когнитивных и волевых, сознательных и подсознательных.

Экспериментальное изучение этнической идентичности личности предполагает решение ряда конкретных проблем, а именно:

изучение представлений личности о психологических особенностей собственной этнической общности;

• изучение ценностей, идеалов, норм, требований этноса;

• изучение эмоционального и подсознательного отношения личности к собственной этнической общности;

• выяснение меры тождественности личности с собственной этнической сообществом.


В этой работе остановимся на некоторых результатах исследования, направленного на изучение представлений украинской молодежи о психологических особенностей представителей украинской этнической общности.

Объект исследования - этносоциальные представления как содержательные образования этнической идентичности.

Предмет исследования - этносоциальные представления о психологических особенностей украинского.

Цель исследования - эмпирически определить поведенческий и эмоциональный компоненты этносоциальных представления молодежи о психологических особенностей собственной этнической общности (украинская).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• определить психологическую природу и содержание этносоциальных представлений как основных компонентов этнической идентичности;

• обосновать теоретические основы эмпирического исследования этносоциальных представлений;

• исследовать структуру этносоциальных представлений молодежи о психологических особенностей собственной этнической общности.


Личность приобретает этническую идентичность в процессе этнической идентификации. Этническая идентификация личности - это процесс становления, формирования, осознания и поддержки этнического сознания и самосознания, а также этнического бессознательного. Это явление состоит из многих компонентов - эмоциональных и рациональных, когнитивных и волевых, сознательных и подсознательных.

Этническая идентификация как рационально-познавательный акт - это осознание себя как члена этнической общности, осознание своего места среди этнических групп, своей позиции в системе межэтнических отношений. Результатом рационально-познавательного момента идентификации является формирование согласованной системы групповых этнических представлений (в качестве элементов которой мы выделяем определенные этнические оскорбления со свойственными им ценностями, стереотипами, предубеждениями, предрассудками. Этносоциальные представление, что более или менее делятся всеми членами этнического сообщества, является базисной основой самосознания этноса. Этносоциальные представления отражают совокупность взглядов, мнений, убеждений, верований, идей, представленных в будничных формах мышления, а также легендах, мифах, пословицах и поговорках. Общее знание объединяет членов группы и является основой для дистанцирования от других групп.

Методы исследования

Чтобы с чем сравнивать себя, с чем идентифицироваться, личность должна это "нечто" знать. На основании этого знания она сопоставляет внешние объекты, феномены и явления и свои внутренние состояния, признаки, качества, особенности. Поэтому понятно, почему так важно исследовать конкретные реальные представления личности о психологических особенностях этноса.

В исследовании были использованы две методики, направленные на изучение представлений (как осознанных, так и неосознанных) студенческой молодежи о психологических особенностях типичного представителя украинского этноса, а именно:

• методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМС);

• цветовой тест отношений (КТВ).


Методика диагностики межличностных отношений

Методика диагностики межличностных отношений является модифицированным вариантом эмоциональным диагностики Т. Лири. Т. Лири - последователь идей Г. Салливана, который доказывает важную роль для определенного индивида оценок со стороны "значительных" для него человек. Под влиянием этих оценок происходит персонификация индивида, т.е. идентификация с "значительным другим", которая и формирует личность [1, с. 54]. Для каждого лица присуще определенный тип межличностной поведения. В процессе реализации своих потребностей человек вынужден подчинять свое поведение оценкам значимых других. Это происходит как осознанно, на уровне самоконтроля, так и неосознанно, на уровне символики идентификаций. Основываясь на теоретическом положении, что личность проявляется в поведении, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих вариантов межличностного взаимодействия и, соответственно различных типов межличностного поведения, разработал вопросник. Л. Собчик перевела опросник на русский язык и провела адаптацию вербального стимульного материала методики [4]. Метод диагностики межличностных отношений (ДМС) отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном лишь интерпретационные подходы и простым способом подсчета баллов [4].

Методику ДМС правомерно считать вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку респондента и оценку им значимого другого, отмечает Л. Собчик [4, с. 56]. Методика воспроизводит не только стиль межличностного общения, а также структуру индивидуально-личностной типологии.

Описание методики

Методика состоит из набора 128 лаконичных характеристик, по которым респондент оценивает свое собственное "Я" на момент обследования (по схеме - "да" или "нет". После того как респондент оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из восьми Октант, соответствующих определенному варианту межличностного взаимодействия.

Октант, набравшие наибольшее количество баллов, соответствующих стилю поведения индивида в межличностных отношениях. Характеристики, которые не выходят за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют о акцентуации свойств, обнаруженных этим Октант. Шкалы, достигают уровня 14 - 16, свидетельствуют о выраженные трудности в социальной адаптации. Низкие показатели по всем Октант (0 - 3) могут быть результатом неискренности респондента. Интерпретация данных ДМС в основном должна ориентироваться на превосходство одного Октант над другим, а не на абсолютные значения.

В нашем исследовании респондентам предлагалось после оценки собственного "Я" оценить образ "Типовые современные украинские" ("ТСУ") (образ представлен во множестве, потому что, как отмечает В. Агеев, мужчинам и женщинам присущи значительные расхождения при оценке диморфичних признаков [1 . Поэтому уместно предъявлять объекты-национальности во множественном числе).

Л. Собчик отмечает, что методика ДМС является удачным методом для изучения внутриличностных конгруэнтности индивида. С этой целью респонденту в классическом варианте предлагается кроме актуального "Я" оценить еще и идеальное "Я". Анализ и сопоставление полученных оценок позволяют определить внутреннюю конгруэнтность "Я" личности. Образы актуального и идеального "Я" является неотъемлемой частью структуры целостного "Я". В норме обычно наблюдается умеренный (неконфликтная) различия между "Я" актуальным и идеальным, которое является непременным условием для дальнейшего роста личности.

Образ собственной этнической общности является составной частью целостного "Я". Поэтому, по нашему мнению, методика ДМС позволяет определить уровень этнической идентификации личности, сравнив образы "Я" и "Типового современного украинского.

Процедура обработки данных

а. Полученные данные подсчитывались для каждого респондента отдельно за образами "Я" и "ТСУ".

б. Подсчитывались усреднении значения по каждому из Октант образов "Я" и "ТСУ":


ОКТ R = е ОКТr / n, где

        ОКТ R - средний балл до определенного Октант,

        ОКТ r - бал определенного Октант у одного респондента,

        n - количество респондентов.

в. Были построены циклограммой образов "Я" и "ТСУ".

г. Определялась разница между двумя образами по каждому из Октант отдельно:


        W = | ОКТ RЯ - ОКТ RУ |, где

        W - разность между двумя Октант,

        ОКТ RЯ - определенный Октант по образу "Я",

        ОКТ RУ - определенный Октант по образу "Типовые современные украинские",

        и суммарная расхождение по всем Октант вместе (сумма модулей разности баллов по каждому из Октант):

        И = е W t, где И - уровень идентификации.

Таким образом, с помощью методики ДМС были получены данные, которые позволили:


• исследовать представления респондентов о типичном стиле межличностного общения современных украинских и составить их обобщенный портрет;

• определить уровень идентификации респондентов.


Цветовой тест отношений


Для изучения эмоционального компонента этносоциальных представлений нами был использован "цветовой тест отношений", разработанный в лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. Бехтерева [3]. Он является адаптированным вариантом метода цветовых выборов М. Люшера.

"Опыт показал .., что при правильном понимании и оценке результатов метод цветовых выборов может выявлять устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие несознательные поезда, средства самореализации в профессиональной деятельности, особенности межличностного поведения, а также защитные и компенсаторные механизмы" [4, с . 215.

Цветовой тест отношений (КТВ) - это клинико-диагностический метод, предназначенный для изучения эмоциональных компонентов отношений человека, который отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений. Теоретической основой КТВ является концепции отношений В. Мясищева и идеи Б. Ананьева о образную природу психических структур любого уровня и сложности, представление А. Леонтьева о чувствительную ткань смысловых образований личности [2, с. 93].

 В соответствии с этими теоретическими положениями, отношение личности, регулирующие сложные процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образное психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания. В частности, различия между чувственными и вербальными компонентами отношений личности приводит к неадекватному осознания этих отношений (это характерно для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.

Словесников КТВ является цветово-ассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветово-ассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом защитные механизмы сознания.

Мы использовали метод КТВ, имея целью выяснить два момента:

• во-первых, исследовать эмоциональные компоненты отношений респондентов к образу "Типовые современные украинские";

• во-вторых, сравнив выборы по образу "Я" и "ТСУ", мы получили возможность выявить степень тождественности этих двух образов, т.е. уровень идентичности.

Процедура проведения и обработки данных КТВ

1. Перед респондентом на белом (индифферентно) фоне раскладываются в случайном порядке карточки-цвета (нормальный восьмиколирний набор: темносиний - 1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0). Респонденту предлагается выбрать цвет, который, по его мнению, лучше отражает сущность, характер определенного понятия (образа). Выбранная карточка убирается со стола и ее номер записывается. Каждый раз респонденту предлагается с цветов, оставшихся выбрать уместнее. То есть, респондент должен проранжировать все восемь цветов в порядке соответствия понятию - от "наиболее уместного, похожего" до "наиболее неуместного, непохожего.

2. В нашем исследовании мы предлагали респондентам в первой попытке выбрать цвет, который лучше и полнее характеризует его "Я", "наиболее похожий на него". Каждый раз избрана таблица откладывалась и респонденту снова предлагалось сделать выбор по той же инструкции.

Во второй попытке процедура была та же, но инструкция другая: "Выберите цвет, который, по вашему мнению, соответствует типичному современному украинского. Лучшее и самое полное характеризует современных украинских, "похожий на них". При выборе не учитывайте цвет символики, одежды и т.п. ".

3. Процедура интерпретации: полученные данные были проанализированы по частоте, с которой цвет встречается на каждой из восьми позиций. После чего нами были построены средние профили по образу "Я" и образ "ТСУ". Согласно каждого профиля был составлен "психологический портрет" (систематизированы представления о содержательно-эмоциональные особенности отношения образов на основе эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации.

Сопоставляя выборы цвета, можно получить представление о наиболее вариативные тенденции, которые создают определенный резерв адаптивного механизма. Зависимости от того, как респондент оценит себя, подсчитываются баллы по 8-я вариантами мижособистистнои взаимодействия. Максимальное количество баллов в каждом Октант - 16.

В нашем исследовании предлагалось респондентам после оценки собственного "Я" оценить "типичного современного украинского.

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие студенты 3 - 4 курсов Национального университета им. Т. Шевченко (факультеты исторический, экономический, социологии и психологии, экономический, филологический) и Киевского национального университета пищевых технологий (факультеты механический, энергетический. Общее количество респондентов - 115 человек: 65 женщин и 50 мужчин. Средний возраст респондентов - 20,8 года (от 19 до 26 лет). Национальность - украинские (за самоопределением.

Результаты исследования

С помощью методики ДМС Т. Лири мы исследовали поведенческий компонент этносоциальных представлений украинского студенчества. В исследовании приняло участие 115 респондентов основной группы. Полученные данные приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Средний бал "ТСУ"

 

ОКТ

М

s

ОКТ 1

9.10

3.84

ОКТ 2

7.66

2.80

ОКТ 3

6.64

2.26

ОКТ 4

5.93

3.39

ОКТ 5

4.91

3.07

ОКТ 6

6.37

3.11

ОКТ 7

8.34

2.97

ОКТ 8

7.37

4.25

 

"Типовые современные украинские" - I, VII, II, VIII, III, VI, IV, V.

Таблица 2

Средний бал "Я"


ОКТ

М

s

ОКТ1

9.01

3.30

ОКТ2

7.08

2.38

ОКТ3

7.23

2.55

ОКТ4

6.014

2.42

ОКТ5

6.08

3.45

ОКТ6

5.88

2.64

ОКТ7

7.97

2.85

ОКТ8

7.85

3.46

 

“Я” – I, VII, VIII, III, II, V, IV, VI.

 

Представление респондентов о типичных современных украинских достаточно согласованными, о чем свидетельствует небольшое s. По Октант II - независимый-доминирующий тип - наблюдается наибольшая согласованность. Т.е. поведение, которое описывает этот тип, респонденты считают наиболее характерной для современных украинских. Значительно большими оказались в образе "Типовые современные украинские" Октант I - "властный-лидирующий" тип и VII - сотрудничая-конвенционный (таблица 3).

Таблица 3


Уровень значимости I и VII Октант в образе "ТСУ" по методике ДМС

 


 ОКТ 1

 

t-value

P

ОКТ 1

0.00

 1.00

ОКТ 2

2.54

 .012

ОКТ 3

4.61

.000009

ОКТ 4

5.17

.000001

ОКТ 5

7.12

.000000

ОКТ 6

4.62

.000009

ОКТ 7

1.31

 .19

ОКТ 8

2.52

 .013

 

 ОКТ 7


 

t-value

P

ОКТ 1

-1.30

.194367

ОКТ 2

1.40

.162460

ОКТ 3

3.80

.000212

ОКТ 4

4.47

.000016

ОКТ 5

6.71

.000000

ОКТ 6

3.83

.00019

ОКТ 7

0.00

 1.00

ОКТ 8

1.57

 .12

 

 

В образе "Я" значительно большим оказался также I Октант (таблица 4).

Таблица 4


Уровень значимости I Октант в образе "Я" по методике ДМС.

 

 

t-value

p

ОКТ1-ОКТ1

0.00

1.00

ОКТ1-ОКТ2

3.85

 .00018

ОКТ1-ОКТ3

3.58

 .00047

ОКТ1-ОКТ4

6.13

 .00

ОКТ1-ОКТ5

5.13

 .000001

ОКТ1-ОКТ6

6.19

 .000000

ОКТ1-ОКТ7

2.01

 .047

ОКТ1-ОКТ8

2.02

 .045

 

Таким образом, респонденты считают, что типичном современном украинском свойственна поведение дистантного, с элементами эгоцентризма, стремление занять обособленную позицию в группе, у него нет стремления поддерживать загальногрупови интересы, он предпочитает роли неформального лидера. Стиль мышления нешаблонных, творческий (II Октант. Ориентируется на собственное мнение и минимально зависит от факторов среды. Реагирования, обусловленное непосредственными потребностями, выраженная тенденция к спонтанной самореализации и высокая мотивация достижения, активное влияние на окружение (I Октант).

Эту характеристику обогащает и смягчает VII Октант, проявляющего стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся сотрудничества с референтной группой; дружеских отношений с окружающими; подчеркивают свою причастность к интересам большинства. Им присущ высокий уровень тревожности и низкий - агрессивности; экзальтированность; энтузиазм; чувствительность к эмоциональному настроению группы; широкий круг интересов при определенной этажности.

В представлении респондентов типичный украинских характеризуется такими чертами, как оптимистичность, скорость реакций, высокая активность, выраженная мотивация достижения, тенденция к доминированию (роль неформального лидера), нонконформнисть, егоцентричнисть, повышенный уровень притязаний.

Образ "Я" имеет много общего с образом типичного украинского. I и VII Октант занимающих соответственно первое и второе места.

Дополнительно были проанализированы различия у каждого респондента между образами "Я" и образ типичного украинского (сумма модулей разности баллов по каждому из Октант) и, таким образом, определен уровень идентификации (I).

Выяснилось, что у 68,6% респондентов И <24 баллов. Это свидетельствует, что в этих респондентов эти два образа почти совпадают. (Максимально возможная расхождение составляет 120 баллов). По нашему мнению, это означает, что у большинства респондентов этническую идентичность сформирована.

С помощью методики КТВ мы исследовали эмоциональный компонент этносоциальных представлений. Было опрошено 75 человек. Полученные данные позволили выяснить основные тенденции. Данные были проанализированы в соответствии с тем, как часто встречается каждый цвет на каждой из восьми позиций. Таким образом, мы получили средний профиль по образу "Я" по образу "Типовые современные украинские" ("ТСУ") (таблица 5).

 

Таблица 5


Профиль эмоционального отношения к образам "Я" и "ТСУ".

 

Позиция


І

ІІ

ІІІ

ІV

V

VI

VII

VIII

Определить позицию 4,5,6 цветов


“Я”



2


1


4


3


6


5


0


7

 

в образе "ТСУ" невозможно,


“ТСУ”


2


1



3


0




7


они распределены по всем позициям.

 

 

Мы сделали анализ профилей, особое внимание сосредоточив на первой и второй позициях, соответствующих ведущим потребностям личности. В результате пришли к выводу, что студенты воспринимают обобщенный образ типичного современного украинского как человека, у которого преобладает пассивно-оборонительная позиция. Этот человек отличается настойчивостью и упорством, склонностью к систематизации, тенденцией опираться на накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности. Отсюда - амбициозность, значимость социоэкономического статуса, проблема собственного престижа, увлеченность, чувство соперничества. Ей присущи скептичность, противодействие обстоятельствам, которая имеет защитный характер; практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении значительных проблем; ориентация на собственное мнение; противодействие внешне средовым влияниям; зрелость жизненной платформы; чувство соперничества; значимость собственной социальной позиции ; тягу к конкретным видам деятельности; стремление занять позицию лидера в социальном окружении. Эти особенности смягчаются установкой на избегание конфликта и самоконтролем. Также имеют место повышенная уязвимость относительно критических замечаний; потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих; уязвимое самолюбие и значимость социального престижа; аккуратность, добросовестное отношение к обязанностям; вдумчивость (зеленый (2) и синий (1) на первой и второй позициях.

Респонденты воспринимают нынешнее положение украинского как близкое к стрессу. Ощущение невозможности преодолеть препятствия. Активность не приводит к решению проблем и обостряет внутренний конфликт (3 - красный и 0 - серый цвет на четвертой и пятой позициях.

Представление респондентов о себе почти совпадают с образом типичного современного украинского, но дополнены такими чертами, как непостоянство, болтливость, эгоцентрична обидчивости, выраженность потребности самому принимать решения.

Вообще профили "Я" и "ТСУ" очень похожи, первая и вторая позиции совпадают полностью. Это, по нашему мнению, свидетельствует о высокой степени этнической идентификации респондентов.

В результате исследования установлено, что этносоциальные представления университетской молодежи о психологических особенностей собственной этнической общности характеризуются высоким уровнем однородности по когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами. Университетская молодежь представляет типовых украинских как личностей, в которых преобладает пассивно-оборонительная позиция и которые в межличностных отношениях чаще выбирают независимо-доминирующий тип общения.

 

Литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.

2. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / / Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 9-102.

3. Сермягина А. С. Эмоциональные отношения в семье. - Кишинев: «Штииница. - 1991. - 88 с.

4. Собчик Л. Н. Введение в психологии индивидуальносты. - М. Инст-т прикладной психологии, 1998. - 512 с.

5. Rubenstein R. Basic Human Needs Theory: Beyond Natural Law / / Conflict: Human Needs Theory / Ed. by J. Burton. N.Y.: St. Martin's Press, 1990.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)