Все о психологии
Проблема этноса и нации
Психологическая характеристика этноса.
Этнос в структуре этнопсихологии рассматривается как социальный организм определенной территории и определенных групп людей. У этих людей, благодаря развитию хозяйственных, культурных, торговых и других связей, сложился общий язык, общие черты культуры и быта, особенности психического состава. Кроме того, если эти группы отличались одна от одной в расовом отношении, то происходила их метисация. Примером метисаций могут служить буры в Южной Африке, предками которых были английские колонизаторы и местные африканцы.
Итак, изменение основных признаков этноса, таких, как язык, культура, религия, территория, может привести и к изменению самого этноса. Так считает ряд специалистов из этногенеза. Но, как свидетельствует история, совсем не обязательно изменение названных етноформуючих признаков приводит к изменению этноса. Так, еврейский народ утратил свою территорию и государство уже в И ст. от Р. Х. , став народом-диаспорой потом этот народ частично потерял язык ( в лучшем случае он стал билингвом).
Но несмотря на то, что было так много утрачено, этническое ядро еврейской наций не было ассимилировано. Полагает, что етноинтегруючу роль в этом случае отыгрывала национальная религия -иудаизм, который помог сохранить как язык (иврит), так и этнокультурные традиции. Безусловно, самую важную роль в сохранении этого этноса отыгрывала национальная идея, которая, в основном, базировалась на религиозной основе. Еврейский народ всегда ощущал себя народом Божьим. Эта национальная идея помогла ему не только выстоять, а и возвратить себе, почти через два тысячелетия, территорию, государственность, язык, возродить культуру.
Довольно драматической была судьба и украинского народа -его земли грабили и отбирали, его язык запрещали, уничтожали его культуру и национальную элиту, но народ выстоял, сохранился. Говоря о психологической характеристике этноса, следует отметить, что в отечественной науке еще только начали появляться работы, посвященные "национальной душе". В прошлом этой проблеме, как правило, уделяли внимание философы и писатели.
Например, выдающийся философ Г. Бердяев в работе "Российская идея" так объяснял феномен российской души: "Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, безкинечнистю российской земли и российской души, между географией физической и географией душевной. В душе российского народа есть такая необъятность, направленность в безкинечнисть, как и в российской равнине".
Припоминая также гоголевский образ " птицы- тройки", которая летит в бесконечную даль, мы поймем, что интуитивное постижение национальной психологии хотя и не имеет четких научных определений, но оно все же способно проникнуть в глубины этой проблемы.