Социально-психологическая сущность понятия "нации"

Социально- психологическая сущность понятия "нации". Основные этнический и культурологический признаки наций На сегодня не существует общепринятого научно- обоснованного определения понятия "нации". Все существующие определения сводятся к перечислению ее составных, таких, как общий язык, территория и экономическая и политическая жизни на ней, культура и религия, общие расово- этнические корни, заложенные в генотипе, психологическое единство, стрежнем которой является национальное самосознание. Язык. Итак, одной из найистотниших признаков наций полагает язык.

Рассмотрим отдельные нации с точки зрения использования ими родного языка. Украинцы, россияне, белорусы, которые живут за пределами своих стран, не всегда владеют родным языком, но считают себя украинцами, россиянами и белорусами, и нет основания не считать их такими. Евреи, которые живут за пределами Израиля, как правило, не владеют ивритом. Существуют нации с двумя или и большим количеством языков - швейцарцы, индусы, бельгийце, канадце. И наоборот, есть разные нации, которые имеют общий язык - немцы, австрийце, жителе Люксембурга, Лихтенштейну, части Швейцарии говорят немецкой.

Жители Канады, Австралии, Новой Зеландии говорят английской, хотя принадлежат к разным нациям. К разным нациям принадлежат сербы и хорваты, но языки в них почти одинаковые. В мире языков также существует такое интересное явление, как пиджан-  языки - своеобразные международные языки. Они сформировались тогда, когда европейским колонизаторам нужно было налаживать отношения с коренными жителями Африки, Америки, Индонезии, Китаю и Тихоокеанских островов.

Безусловно, европейцы не считали необходимым поработать и выучить местный язык. На коренное население же они смотрели, как на детей, которым не по силам выучить язык взрослых, то есть европейцев. Итак, завоеватели разговаривали с жителями колоний упрощенной, "детским языком". Аборигены, воспринявши этот язык, немного ее меняли, добавляя к нее свои слова. Так возникли пиджан- мови. Такими немногословными пиджан- языками было удобно пользоваться в торговле и бизнесе. Вообще слово "пиджан" происходит от слова "бизнес". Существует версия, которая так слово "бизнес" звучало у китайцев, которые впервые учились его вимовляти. Часто составлялось так, что дети росли и слышали только пиджан- мову. Таким образом формировались новые языки, которые назывались креольскими. В качестве примера формирования такого языка можно привести официальный язык, который существует в Индонезии. Индонезией много лет правили голландцы, которые общались с местными жителями пиджан- языком, который назывался базар- малай.

К тому времени в Индонезии было много племен и национальных групп, и каждая из них имела свой язык. Когда они стали независимыми от Голландии, единым общим языком был язык базар-малай, которую и провозгласили официальным языком Индонезии. В дальнейшем этот язык розвинулась из-за того, что индонезийцы ввели у нее много малайских слов. Таким образом, в наций исчезло несколько языков, а на смену им пришел один язык, но самая нации осталась как такая. Итак, язык, хотя и очень важный, глубинный признак наций, но не такая, без которой нации может потерять свою этническую специфику.

Политическая и экономическая деятельность на общей территории. Также возможное существование наций и без таких важных признаков, как общая политическая и экономическая деятельность на единой территории. В пределах разных государств находятся такие нации, как ирландцы, азербайджанце, курды, узбеки, китайце. Евреи почти в течение двух тысячелетий не имели своего государства и территории. Цыгане и теперь их не имеют. Украинская, армянская и другие диаспоры оторванные от своих государств, они разбросаны по всему миру, но сохранили свою национальную самобытность. Религия. Важной, но также необязательным признаком наций есть также религия. Такие религии, как христианство, ислам и буддизм, объединяют множество наций и являются мировыми религиями. Во многих наций сосуществуют две или несколько религий. Так, багаторелигийною есть американская нации -в США существуют все более или менее известные религии. В Японии государственной религией полагает синтоизм ("путь богов"), но она мирно сосуществует с буддизмом и конфуциантством. Синтоизм или синто полагает истинно народной японской религией.

За своей сущностью она приближается к язычеству, синто утверждает, что все в мире имеет душу -горы, цветы, радуга, которая появляется после грозы. Перед синтоїстським храмом обязательно строится что-то наподобие ворот из двумя поперечными перекладинами. Торий полагает национальным символом Японии, поскольку это один из немногих образцов японской архитектуры, которая существовала к иностранному влиянию на эту страну. Священная книга синто составляется с многих японских легенд. Там нет никаких моральных заповедей или норм поведения, предостережений против греховных учинкив. Поэтому синто не является религией в обычном понимании. Ведь религия -это связь с Богом. Эта примитивная система верований была рождена через обоготворение природы. Именно она воспиталась у японцев любовь к природе и почти религиозное отношение к чистоте. Грязь отождествляется у японцев со взлом, а очищение от всех видов грязи является основой почти всех обрядов.

Итак, любовь к чистоте у этой наций имеет глубокие корни. Буддизм, в отличие от простонародного синтоизма, прижился в Японии как религия элиты, поскольку, имея сложную философскую основу, не воспринимался рядовыми японцами. Но эти такие непохожие между собой религии не враждуют между собой, а наоборот -образовывают определенный союз. Так, в сельской местности синтоїстськи и буддийские храмы строят возле, ос кильки полагает, что боги синто защищают Будду от местных злых духов. Буддийский храм отличается от синтоїстського статуей Будды и проложенными к нему извилистыми дорожками из каменных плит. Перед храмом синто стоит торий, а ведет к нему дорога, что встелена мелким щебнями, в котором вязнут ноги. С начала ХVII ст. военная власть Японии -сьогуни -начали насаждать в стране конфуциантство с его идеей покорности власти. Конфуциантство кое-что вытеснило буддизм, но государственной религией все же таки стала синто.

Итак, японская нации испытала влияние трех религий. Синто наделил ее чувствительностью к красоте природы, стремлением к чистоте и легендой о своем божественном происхождении. Буддизм с его философией недолговечности всего существующего закрепил в народе стойкость и мужество. Конфуциантство принесло с собой идею о том, что основа морали -это верность и уважение к старших и властей. Эти черты легли в основу японских традиций и национального характера. Своеобразный подход к религии имеют цыгане. Они считают своей религию той страны, в которой живут. При изменению отчизны они меняют и религию, но в глубине души они всегда остаются язычниками. Таким образом, определенную религию далеко не всегда можно отождествлять с определенной нациями.

То же самое касается культуры и расовых корней. Национальное самосознание. Единая составляющая, как считают специалисты, без которой невозможное существование наций, сугубо психологическая. Это -национальное самосознание, или осознание этнической идентичности (национальная идентификация), как она называется в западной науке. Другие специалисты считают такой составляющей национальный характер. Ведь именно национальный характер делает нации неповторимой и самобытной.

И в конце концов, третья категория исследователей считает основным признаком наций национальную идею. Итак, все эти признаки, хотя и разные по смыслу, но похожие в одном -это сугубо психологические признаки. Поэтому нации иногда называют психологическим видом.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)