Вторая половина ХIХ в. становление этнической психологии

 

Во второй половине ХИХ ст. наступает новый этап становления этнической психологии как самостоятельной дисциплины. Этот этап связан прежде всего с именами Г. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона. Зародилась идея создания специальной науки, которая будет объединять историко- филологические исследования с психологическими. Она получила название "психология народов", или "этническая психология". Начальный замысел было изложено в редакционной статье первого номера "Журнала сравнительных исследований языки" (1852), а в 1859 г. Г. Штейнталь вместе из М. Лацарусом начали выдавать специальный журнал "Этническая психология и языковедение".

Основной задачам этнической психологии, или психологии народов, полагало исследование специфических образов жизни и форм деятельности духа у разных народов. Г. Штейнталь и М. Лацарус различали два класса наук: предметом одного из них есть природа, предметом другого -  дух. Народная психология, считали ученые, -  это наука об "духу народа", учение об элементах и законах духовного жизни народов. Она составляется с двух частей: абстрактной и конкретной. Конкретная отвечает на вопрос: "Что такое народный дух и которые его элементы и законы?"; изучает законы, которые необходимые для всех народов, и называется народно- исторической психологией.

Практическая - описывает и характеризует отдельные народы и называется психологической етнологиєю. Источниками знаний о народном духу есть язык, мифы, религия, искусство, традиции и обряды, а также история народа в целом. Большой заслугой Г. Штейнталя и М. Лацаруса есть то, что они первыми попробовали построить систему этнической психологии как науки. Концепцию " народного духа" разрабатывал также французский социолог Г. Лебон в работе "Психология народов и масс", в которой история государств рассматривается как следствие характера народа, который называет "психическим составом".

Народная душа, которая состоит из общих чувств, интересов и верований определяет исторический процесс и должна изучаться через элементы цивилизации: язык, идеи, верование, искусство, литературу. Г. Лебон считал, что существует различие в структурах психики разных народов и рас. Причем различие настолько большое, что говорить о равнозначности народов и рас невозможно. Итак, за теорией Г. Лебона, существуют народы низшие и высшие, причем к высшим народам принадлежат только европейке. Такие ошибки в теоретических выкладках относительно неравнозначности народов и рас, привели Г. Лебона в лагерь апологетов колониализма и расизма.

Основателем "школы народов" и ученым, который осуществил значительную разработку этнопсихологической концепции, был немецкий ученый В. Вундт. Его работы, в частности " Проблемы психологии народов" послужили толчком к развитию социальной психологии, в частности такой ее ветви, как психология больших социальных групп. В своих исследованиях В. Вундт исходил из того, что поскольку народная душа такая же реальность, как и индивидуальная, то и изучать ее нужно также детально, как и индивидуальную душу. Душа народа, считал В. Вундт, это не просто сумма представлений индивидов, а их взаимосвязь и взаимодействие, которое изучает новые, специфические явления и законы.

Народная душа, за В. Вундтом, это высшие психические процессы, которые возникают при общей жизни многих индивидов, то есть народная душа - это связь психологических явлений, совокупная содержание душевных переживаний, общие представления и чувства. Душу народа В. Вундт предлагает изучать методом анализа конкретноисторичних продуктов творчества народа: языки, мифов, обычаев. Язык народа, за теорией В. Вундта, идентичная уму; мифы - чувством; обычаи - воли в индивидуальной психологии. Кроме этого, В. Вундт провел границу между психологией народов и индивидуальной психологией, отмечая, что психология народов - это самостоятельная наука, которая существует рядом с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, но и самая значительно помогает индивидуальной психологии.

Итак, в ХVIII-XIX ст. в исследованиях европейских мыслителей значительное место занимают проблемы этнической психологии. В частности, много выдающихся умов волновала проблема своеобразности духовного состояния народов. Особенно плодотворной в этом направлении была школа "психологии народов". Становление этнической психологии как науки связаны с деятельностью представителей именно этого напрямую: Г. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона, а также последователей этой школы в России - М. Ланге, Г. Челпанова, В. Бехтерева.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)