Этническая психология в 20-30-х годах ХХ ст. в России и ее дискредитация

В советской России проблемами этнопсихологии в 2030 года ХХ ст. занимались Г. Шпет, В. Бехтерев, Л. Выготский, А. Лурия. Большое внимание отводилось вопросам предмета и методов этнопсихологии.

Значительный вклад в развитие этнической психологии сделал выдающийся российский философ Г. Шпет, который в 1920 г. организовал в Московском университете кабинет этнической психологии, а в 1927 г. выдал книжку " Вступление в этническую психологию". Г. Шпет считал, что этническая психология должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Это означает, что этнопсихология должна позаимствовать в этнологию классификацию социальных явлений и задавать вопрос на манер: " Как то или другое явление переживается народом?", "Что он любит? Чего боится? Кого уважает и перед кем склоняется?". Г. Шпет значительно развил идее своих предшественников -Х. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта. Г. Шпет первым в России начал излагать курс этнической психологии.

В 1920 г. он организовывает при Московском университете первый в стране кабинет этнопсихологии, который было закрыто после освобождения Г. Шпета из университета из идеологических мотивов. Этому талантливому исследователю так и не прибегнуло развить свои идеи до конца через политические преследования и гибель 1937 г. Прийнятнишим для репрессивной советской системы был подход к этнопсихологии В. Бехтерева, который не признавал понятия "народная душа", "народные чувства", "народный дух".

Он считал, что психологию народов должна изучать коллективная рефлексология, для которой изучение мифов, обычаев, языки есть ненужным. А необходимым для этнопсихологии он считал определение настроений общества, творческой работы и общественных действий. В конце 20-х лет ХХ ст. проблемы этнопсихологии начали разрабатываться культурно-исторической школой, которую возглавлял выдающийся психолог Л. Выготский.

Предметом этнической психологии, по мнению представителей этой школы, есть изучения социально-исторического развития поведения этноса. Говоря об этнической психологии, Л. Выготский имел в виду прежде всего так называемую "психологию примитивных народов", поэтому необходимым считал проведение сравнительного анализа психической деятельности "культурного человека" и "примитиву" с помощью кроскультурного анализа. Он считал, что нужно проводить прежде всего межэтнические сравнительные психологические исследования представителей "традиционных" и цивилизованных обществ. Инструментальный метод есть основным, по мнению Л. Выготского, в этнопсихологии и состоит он в исследовании психологических инструментов, которые опосредствуют психическую деятельность.

Например, культурные знаки (это прежде всего язык, а потом -искусство, религия, быт) являются своеобразными инструментами, с помощью которых один человек действует на другую, но вместе с тем формирует и собственный внутренний мир. На основе теории инструментального метода Л. Выготским в конце 20-х лет ХХ ст. была разработана научно-исследовательская программа по педологии национальных меньшинств.

Вместо традиционного тестирования Л. Выготский предлагал в центр исследований поставить изучение национального среды, его структуру, динамику и все то, что определяет этническую своеобразность психических процессов. Кроме того, психику детей национальных меньшинств Л. Выготский предлагал изучать не в сравнении с психикой "стандартной" ребенка, а на основе сравнительного анализа с психикой взрослого той же этнической группы и который принадлежит к тому же самого культурного среды.

Экспериментальное подтверждение идей культурно-исторического подхода Л. Выготского было осуществлено его учеником О. Лурия в 19311932 гг. в Узбекистане. Результаты исследований показали, что изменение общественно-исторической формации и характера общественной практики привело к коренным изменениям психических процессов узбеков -восприятие, мышление, воображения. Но материалам этой экспедиции повезло увидеть мир только через 40 лет. В 30-те годы ХХ ст. начались гонения на психологическую науку, апогеем которых постоянное постановление " О педологических отклонениях в системе Наркомпросу". Не помогли здесь покаянные публикации Т. Барановой, С. Балабуєва и др. "Вопрос конструирования национального теста", которая отличалась подчеркнуто компартийною фразеологией. В частности, в ней провозглашалось, что "тест должен быть социалистическим, пролетарско-классовым по смыслу та национальным по форме".

Авторы статьи призвали к беспощадной борьбе с проявлениями левого и правого уклонов в конструировании тестов, подвергали критике свои предыдущие работы. Но такие публикации уже не могли остановить изгнание психологии вообще и этнопсихологии в частности из научной арены, поскольку эти науки могли помешать тоталитарному режиму, провозглашая свободу и уникальность каждой личности. Рядом с другими областями психологической науки этнопсихология была осуждена как "буржуазная" наука и такой она оставалась очень долго. Еще в 1964 г. в энциклопедическом словаре этнопсихология определяется как одна из ветвей буржуазной психологии.

И хотя постепенное возвращение к проблемам этнопсихологии стало заметным уже в 60-те годы, расцвет исследований в этой сфере начался только после распада СССР, когда стало понятно, что единая нации -советский народ - так и не стала реальностью.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)