Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизации

Основные социальные функции стереотипов

Этнические стереотипы являются составляющей социальных стереотипов. Социальный стереотип ( от гр. -stereos -твердый и typos -отражение) относительно стойкий и упрощенный образ социального объекта ( группы людей, отдельного человека, события, явления и др. ), что составляется в условиях дефицита информации как результат обобщения личностного опыта индивиду и представлений, которые приняты в обществе. Термин"стереотип" означает повторение, воспроизведение каких-нибудь образцов в определенной деятельности. Итак, понятие "стереотип поведения" в применении к этносу характеризует систему стойких обычаев и традиций определенного этноса. Кроме этого, обособление одной национальной общности от других не исключает наличия контактов между ними, общей деятельности, в результате которой этносы получают определенную информацию один об одном.

На основе этой информации формируются этнические стереотипы, которые являются осознанием характерных, с точки зрения определенного этноса, признаков других национальных общностей. Это осознание осуществляется в форме построения образа этой этнической группы. Итак, в этнической психологии понятия "стереотип" очень часто применяется как представления одного этноса о другом или же собственном народе. Своим происхождением и популярностью в психологической литературе термин"стереотип" обязанный американскому журналисту У. Линнману, который впервые использовал его в 1922 г. в своей книжке " Общественное мнение". Беря интервью у разных деятелей и представителей широкой массы по поводу тех или других событий, У. Линнман обратил внимание на то, насколько разными могут быть взгляды на одну и одну и ту же событие и его оценки. Он выдвинул гипотезу о наличии предубежденности, которая существует в определенных стойких образованиях, "pictures in our heads" (картинках в наших главах), которые активно влияют на восприятие людей и событий. Перенесенная на грунт восприятия группы эта мысль дополнилась представлением о том, что, согласно этим "картинкам", члены любой группы очень похожие, практически идентичные друг другу. Для фиксации этой идеи У. Линнман позаимствовал из полиграфии термин"стереотип", который там означает металлическую пластину с рельефными печатными элементами, которая применяется для воспроизведения одного и того же текста при условиях печатания больших тиражей.

Он же ввел выражение "социальный стереотип", который начал уживаться в понимании определенных схематических культурно-обусловленных рисунков мира в голове человека, а функцией их стали считать экономию усилий во время восприятия разных социальных объектов и явлений, а также защита определенных культурных позиций и норм. Психологи взяли на вооружение этот срок и начали активно исследовать сам феномен. Что же касается этнических стереотипов, то некоторые авторы ограничивали их содержание теми представлениями и образами, которые сформировались у определенного сообщества относительно других этнических групп. Такие етностереотипи полагают найрозповсюдженишими и наиболее изученными, в дальнейшем их назвали гетеростереотипами. Со временем определение понятия "этнические стереотипы" дополнили образами и представлениями относительно собственной этнической группы, которые назвали автостереотипами. Етностереотип -это обобщенный, эмоционально-насыщенный образ этнической группы или ии представителей, который создано исторической практикой межэтнических стосункив.

Отражая желание людей сохранить этнокультурную идентичность, етностереотип играет важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Етностереотипи имеют трехкомпонентную структуру:

1) констатация особенностей этнической группы -когнитивный (познавательный) элемент

2) отношение к этим особенностям, которые предопределяет их оценку -емотивний элемент

3) формирование определенного типа поведения относительно этой этнической группы -конативний (поведенческий) элемент.

Этностереотипы играют значительную роль в восприятии окружающей среды, а конкретнее - окружающих людей, которые принадлежат к определенному этносу, выделять среди них "своих" и "чужих" и определенным чином относиться к ним. Но этнические стереотипы часто возникают в условиях ограниченной информации об объекте, поэтому могут быть ошибочными и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Итак, межэтническое общение, как правило, происходит через применение этнических стереотипов. Следует отметить, если у определенных народов сформировались негативные этнические стереотипы относительно восприятия одно одно го, то возникает угроза этнического конфликта. Неоднократно повторяясь, негативные этнические стереотипы становятся элементом общественного сознания.

Опыт мировой истории знает массу примеров того, как в случае недоброжелательных, а тем более конфликтных отношений, негативные стереотипы сразу же возникают в общественном мнении: целым народам приписывают негативные бытовые и моральные черты (нечестность, коварность, линь и т.п.), а то и " отвечают отказом" им в интеллектуальных способностях. Негативные етностереотипи опасные не только потому, что с ними тяжело бороться, а и потому, что они нагромождаются в течение истории в общественном сознании.

Следует заметить также существование стереотипных ситуаций общения, которые входят в фонд специфической культуры определенного этноса. Стереотип поведения, который отвечает стереотипной ситуации, может быть функционально "оправданным", как, например, ритуальные пожелания добра, небольшие по объему языковые формулы, которые происходят от заговоров и заклинаний и которые высказываются по случаю рождения ребенка, покупки, продажи и т.п.

Культурными стереотипами в своем поведении мы руководствуемся неосознанно, они входят в плоть и кровь человека через традиции, обычае, образцы поведения. Стереотипы больше характеризуют человека, чем одежда или обувь -считают этнопсихологи. Так, например, в одном из горных поселений Кавказа старый абхазец неутомимо следил за тем, чтобы не только в его доме, а и в жилье его детей, которые живут неподалеку, двери кухни всегда были открытые. Этим характеризуется традиционная восточная гостеприимность. Американцы работают при открытых дверях, и этим они хотят сказать: "Я в распоряжении окружающих. Мне скрывать ничего". А, например, для практического немца оставить двери открытыми -вещь невозможная. Но вместе с тем у немцы дома не приняты задергивать окна занавесками: окружающие должны видеть, что окна в них чистые, а в жилье властвует порядок и согласие.

Психологические механизмы усвоения социотиповои поведения: социализация, наследование, идентификация Усвоения определенного поведения, характерного для того или другого этноса, происходит тремя путями. Это социализация, наследование и идентификация, которые связаны между собой.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ -это процесс и результат активного воспроизведения индивидуального опыта, который осуществляется в общении и деятельности. Социализация проходит двумя путями -стихийным, когда на личность влияют разные обстоятельства жизни и среда, которые ее окружают, и целенаправленным, то есть в процессе воспитания согласно определенным традициям. Другим механизмом усвоения человеком социотиповои поведения есть наследование.

НАСЛЕДОВАНИЕ -это следования какому-нибудь примеру или образцу. Поскольку личность возрастает в определенном окружении, она подражает образцам поведения данного окружения для того, чтобы успешно в нем функционировать: наслидуються обычаи, обряды, религия и культура. И в конце концов, последним механизмом усвоения социотиповои поведения есть идентификация.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ -процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой и восприятие норм, ценностей и образцов данной группы и включения их в свой внутренний мир как собственных. Идентификация является важным механизмом социализации, которая проявляется в принятии личностью социальной роли определенной этнической группы и осознании принадлежностей к данной группе и формировании социальных установок.

Понятие об автостереотипи и гетеростереотипи. Явление "эффекта призмы" Под стереотипами поведения понимают стойкие формы поведения, которые регулярно повторяются. Этнические стереотипы -это относительно стойкие представления о моральных, уму, физические качества, которые характерные для представителей определенных этнических общностей. В этнических стереотипах, как правило, зафиксировано оценки указанных качеств. Кроме этого, в содержании этнических стереотипов могут быть присутствующие и рекомендации относительно отношения к людям определенной национальности. В содержании стереотипа выделяют относительно стойкое ядро -комплекс представлений о внешнем виде представителей определенного этноса, о его историческом прошлом, особенности образа жизни и привычки работы, а также суждение, которые меняются -это представление с любой точки зрения коммуникативных и моральных качеств этого народа. Изменение оценок этих качеств тесно связанная с ситуацией, которая меняется в межнациональных и межгосударственных отношениях. Истинность содержания того или другого стереотипа всегда проблематическая. Этнические стереотипы, в свою очередь, делятся на автостереотипи и гетеростереотипи.

АВТОСТЕРЕОТИПЫ -это мысли, суждение, оценки, которые относят к этому сообществу ее представители. Возникновение автостереотипив связано с развитием этнического самосознания, осознание принадлежностей к определенной этнической группе. Чувство общности, которое присутствующее любой этнической группе, выражается форму ванням определенного " мы-чувство". Для этнической группы это " мы-чувство" фиксирует осознание особенностей собственной группы и непохожесть с ней других групп, которое и является механизмом возникновения автостереотипив. Поскольку автостереотипи -это суждения народа о себе и оценивание себя, то, как правило, автостереотипи -это комплекс положительных оценок. Каждый народ склонен изображать себя героическим, мужественным, талантливым, неповторимым. Особенно склонны подчеркивать свою неповторимость небольшие этносы, которые живут рядом с многочисленными, мощными нациями. Этим небольшим этносам, или, как их называют, нацменьшинствам, нужно все время бороться, чтобы компенсировать комплекс меншовартости, который может навязывать многочисленный сосед -мощная нации.

ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ -это совокупность оценочных суждений о других народах. Гетеростереотипи могут быть как положительными, так и негативными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия определенных народов.

Гетеростереотипы отражают прошлый и существующий, положительный и негативный опыт взаимодействия народов, особенно в тех сферах деятельности, где эти народы активно общались. Например, в сферах торговли, сельского хозяйства, строительства и др. Опыт общения народов, основой которого является деятельность, которая направлена на достижение положительного результата - то ли в торговле, или в строительстве, -рождает положительные образа другой наций. А когда народы узнают один об одном воюя, грабя, то составляются взаимные негативные стереотипы. Как правило, гетеростереотипи возникают через ограниченность межэтнического общения. Черты, которые присущий единичным известным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

Стереотипы, которые составляются таким образом, в дальнейшем влияют на возникновение этнических антипатий или этнических симпатий. Так, в научных работах, которые принадлежали испанским, немецким и французским ученым, итальянский народ изображается как пугливый и коварный.

Как же сложился такой стереотип? Дело в том, что все эти народы -немцы, французы, испанце -старались подчинить Италию, и итальянский народ боролся с ними, используя разные методы, в том числе и коварные. Но даже в нейтральных случаях етностереотип означает приписывание определенных этнических признаков представителям других этнических групп, то есть содействует распространению "приблизительных", неточных характеристик, которые в сложных условиях может открыть дорогую к расизму или шовинизму. Народы склонны воспринимать и оценивать окружающий мир и другие этносы сквозь призму традиций и норм собственной группы, которые считают за общий эталон. Возникает так называемый "эффект призмы", что характеризует такой феномен, как этноцентризм.

Этноцентризм: его признаки и условия возникновения

ЭТНОЦЕНТРИЗМ ( от гр. - этнос - группа, племя, народ и латыней. - центрум - центр) -это склонность этнических групп воспринимать и оценивать окружающий мир, естественные и социальные явления и процессы лишь сквозь призму традиций и норм собственной группы, которые их считают за общий эталон. Этноцентризм фиксирует соответствующая степень развития самосознания этнических общностей, ориентирует члены этнической группы на обособление от других, на размежевание понятий "мы" и "они". Этноцентризм отображает и одновременно создает единство этнической группы, чувство "мы" перед лицом внешнего мира. При этом этноцентризм не обязательно связан с вражеским или настороженным отношениям к другим групп. Положительное или негативное отношение к другой нациям зависит от реальных взаимоотношений между ними - конфликтных или дружеских. Интенсивное общение с другими группами, если оно не имеет конфликтного характера, ликвидирует ограниченность етноцентричного взгляда на мир и на другие народы и дает возможность лучше понять как свою, так и другую культуру, содействует сближению народов. А когда народы не сотрудничают, а враждуют друг с другом, этноцентризм приводит к национализму.

Этноцентризм и национализм. Роль массовой информации в формировании етностереотипив Проблеме изучения причин и механизмов возникновения етностереотипив в последнее время отводится большое внимание. Это связано, с одной стороны, с ростом национального сознания, а с другого -через обострение межэтнических отношений, которые приводят к этническим конфликтам. Как уже отмечалось, етностереотипи объединяют человеческие сообщества в определенную социокультурную систему. Но в определенные кризисные моменты, консолидируя "своих", етностереотипи той же мерой дифференцируют "чужих". При таких условиях в народа развивается етноцентризм -сосредоточенность на проблемах собственного этноса за счет утиснення прав и свобод других этносов.

Итак, подчеркивая положительную и конструктивную роль етностереотипив в сохранении традиционных черт и особенностей национальной культуры, нельзя не отметить негативное действие тех стереотипов, которые подкрепляются пренебрежительным отношением к другим этносов и приводят к национализму в наиболее плохих его формах. Национализм -это явление довольно сложное и неоднозначное. Негативными чертами национализма являются восхваления собственной наций и противопоставления ее другим, а также разжигание национальной вражды.

Примером отрицательно-деструктивного действия этноцентризма может быть ситуация, которая сложилась в Нагорном Карабахе. Как считают азербайджанские ученые, конфликту в Нагорном Карабахе предшествовала тотальная обработка сознания армян через средства массовой информации в духу национальной нетерпимости и национального эгоизма. Особенно сильного влияния испытала молодежь. Новые поколения армян воспитывались на тюркофобии и стереотипах, которые формируют представление о мусульманах вообще и азербайджанцев в частности как о варварах и пожизненных врагов армян. Но это не только не отвечало традициям взаимоотношений между народами-соседями, о чем свидетельствуют многочисленные "смешанные" браки между армянами и азербайджанцами, а также и духовному опыту армянского народа, идеям, мыслям и представлениям его классиков и общественных деятелей.

Стойкими и опасными могут быть также стереотипы, которые построены на мифах. Примером стереотипов, построенных на мифах, может быть серьезный анализ так называемых "Протоколов сионських мудрецов" как истинного документа, и выводы из него о еврейском народе как народ аморальный, хотя давно доказаниный, что "Протоколы. . . " -это фальшивка, а не документ. На самом деле, еврее, как народ, не могли быть аморальными. Гарантом этого служила иудейская религия, которая исповедовала единого Бога.

Благодаря своей религии евреи отличались уже в дохристианские времена высокой нравственностью и соблюдением закона. Итак, средствам массовой информации часто принадлежит негативная роль в формировании етностереотипов.

Роль практического психолога в решении проблемы снижения этноцентризма и стереотипизации оценок

Практическим задачам этнического психолога должны быть прежде всего изучения и применение форм и методов снижения этноцентризма и преодоление стереотипизации негативных оценок других народов. В специальной литературе о преодолении негативных стереотипов описываются разнообразнейшие пути. Это и занятие, посвященные истории развития других народов - их культуре, религии, их обычаям и выдающимся людям. Это может быть изучение произведений мировой литературы и искусства.

Но наиболее эффективным средством для снижения этноцентризма есть, безусловно, организация общей деятельности разных этносов организация помощи другому народу, который нуждается в этой помощи организация спортивных праздников, фестивалей искусств, кинофестивалей и т.п. Для изучения проблемы стереотипизации и некоторых других вопросов, которые касаются этнической психологии, можно применить "Этнопсихологический опитувальник", разработанный Н. Крюковою для студентов средних и высших учебных заведений.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...