Роли выживания. Фанат

Принято считать, что в кризисной ситуации человек раскрывается с неожиданной стороны. Действительно, скромный и незаметный в «мирной» жизни тихоня вдруг выдвигается на передний план, ведет себя хладнокровно и решительно, как герой на лихом коне, не теряет присутствия духа, спасает ситуацию, а потом, отказавшись от заслуженной награды, уходит обратно в тень. А другой, от кого как раз и ожидали решительных действий, вдруг отстраняется, уезжает на дачу, не хочет никого видеть и ведет себя как… ребенок, укрывшийся в детской от внешнего мира! И когда ситуация без его участия приходит в норму, возвращается как ни в чем не бывало на свое рабочее место.

 

Стресс нажимает определенную внутреннюю кнопку внутри человека, и тот, чтобы защититься, начинает, не думая, действовать по сценарию. Роль выживания — это как раз та или иная модель поведения человека в стрессовой ситуации. Всего их шесть: Фанат, Благодетель, Герой Семьи, Козел Отпущения, Потерянный Ребенок, Талисман. И мы попытаемся разобраться, как и почему это происходит.

 

В идеальной семье мама обеспечивает безусловную безопасность ребенка, в этих условиях он может спокойно развиваться. Взрослые говорят то, что думают и что чувствуют, не скрывают эмоций. И даже если эти послания в чем-то его ограничивают, он постепенно учится с их помощью ощущать собственное пространство. Но он понимает, чего хотят от него взрослые. В каких-то случаях ему говорят прямо, в других — он чувствует по интонациям и словам родителей, что этого делать нельзя, это небезопасно. Таким образом потихоньку строятся границы. Постепенно в такой семье вырастает человек, у которого появляется представление о собственном личностном пространстве.

ДВОЙНОЕ ДНО

А теперь представьте себе другую семью, где говорят иносказаниями и недомолвками и все, что произносится, как правило, не относится напрямую к происходящей ситуации, а касается взаимоотношений членов семьи. Догадайтесь, что имеет в виду мама, когда смотрит на сынишку и говорит: «Как мне тяжело с твоим отцом! Он такой грубый, ему невозможно ничего сказать»? В этом двойном послании очень сильное, раздирающее противоречие. Потому что с одной стороны — будь мужчиной, с другой стороны, мужчина — это тяжело, неприятно, страшно и противно. Это то, с чем мама жить не может. Именно в этот момент происходит первое нарушение оценки событий для маленького мальчика. В более поздней фазе это выливается в болезненную проблему нарушения самооценки. То есть укрепляется ощущение неважности и ненужности себя как представителя мужского рода. Потому что если маме мужчина не нравится в семье, то как же я могу быть мужчиной? В то же время: ты же должен быть мужчиной! Мама должна тобой гордиться как мужчиной!

 

Вы можете услышать такие противоречивые послания на бытовом уровне буквально каждый день. «Ты у меня красавица! — говорит мама. — Но ты такая бледная, сделай что-нибудь с этим, ну хоть румяна наложи! И какая ты тощая!» То есть ты у меня красавица, но ты мне не нравишься! Ты должна быть красавицей — но красавицей я тебя не считаю! И от этого внутри возникает хаос. Не очень понятно, каким должен быть я и как я должен ощущать себя в этом пространстве, для того чтобы они меня понимали.

Жить без границ в состоянии хаоса не может ни одно живое существо. Это вызывает сильное беспокойство. Например, что обычно делают с очень тревожным ребенком? Его прижимают к себе, наглухо закрывают от мира, качают до появления плотных, четких, надежных внешних границ или туго пеленают: он ощущает пеленки тоже как надежные границы. Теперь можно расслабиться и спать.

 

В ситуации хаоса, когда собственные границы не выстраиваются и не очень понятно, что можно, а что нельзя, начинают формироваться искусственные границы ролей выживания. Начинает действовать закрытая система манипулирования: «Я так — тогда вы так». Ребенок создает себе такие аккуратные, странненькие границы, и вроде бы хаос побежден. То есть он теперь всегда знает, что делать в стрессовой ситуации и, не раздумывая, начинает вести себя в соответствии со своей ролью. Сначала он осваивает какой-нибудь один паттерн, а затем жизнь меняется, и в детском садике, иногда в школе он добавляет к этому еще несколько закрепленных моделей поведения, которые остаются с ним и во взрослой жизни. У многих людей одна роль выживания — для дома, другая — для работы, третья — для общения с друзьями. В самих паттернах ролей выживания нет ничего неправильного. Любая из них — это способ общения с людьми, который в определенных ситуациях может привести к успеху. И человек, который будет пользоваться всеми этими способами, выбирая подходящий в нужной ситуации, добьется успеха. Но роль выживания — это отсутствие выбора. Человек становится заложником своей роли, маска срастается с лицом, и от нее бывает очень трудно освободиться.

ФАНАТ: «ТОЛЬКО Я ВСЕГДА ЗНАЮ, КАК НАДО»

Фанат — очень сильная и защищенная роль выживания, ее символ — круг. Это человек, который очень цепко держится за всякое заблуждение. Он твердо отстаивает каждую идею, которую он считает правильной, а любой вывод, к которому он пришел, он искренне считает истиной в последней инстанции. Фанату легче убить человека, чем признать, что он, фанат, не прав. Он агрессивно отстаивает свои убеждения, независимо от того, принесет ли это ему пользу, потому что о реальности здесь речи нет. Для Фаната самое главное — сохранить свою границу, пусть она искусственная, пусть она появилась не от хорошей жизни. Конечно, Фанат — алкоголик, который убежден, что только алкоголь дает ему возможность жить. Если его внимательно послушать, то вы услышите очень много фанатичных слов. Как можно не пить в этой проклятой стране? Да как можно не пить при такой жене? Да я бы бросил пить, если бы дети не были такими непутевыми!

 

Фанат кричит: «Ничего, кроме коммунизма, знать не хотим». Он яростно возражает: «Нечего по компаниям таскаться и нечего им по вечерам из дома выходить!» Но Фанат может быть и тихим. При работе с самым мягким созависимым вы в какой-то момент, попав на удочку этой тишины и мягкости, упретесь в каменную стену. Так получилось: пошел и купил бутылку. Так получилось: зашел и начал играть. Ну не мог удержаться! И обратите внимание: когда он говорит, у него на плечах появляется невидимая мантия, вы все должны признать, что иначе нельзя. Можно только так. Буду ли я пить, буду ли я бить жену, буду ли я доказывать, что работать можно, только давя на других людей, буду ли я всех превращать в трудоголиков, у меня все время некоторое ощущение королевского величия. Главное для Фаната: я всегда знаю, как надо. И либо вы соглашаетесь со мной, либо я буду давить до последнего.

 

Фанатом на самом деле может быть вполне милая женщина, мать и жена, которая всегда — всегда! — знает, как надо. Что бы ни происходило с ребенком, он должен пойти мыть руки перед едой, а потом сесть обедать, и только потом можно спросить у него, что с ним случилось. Она всегда знает, что если у мужа такое выражение лица, то значит, у него что-то произошло на работе и он должен ей об этом рассказать. Она может говорить об этом вполне ангельским голосом. Но в этом голосе звенит Фанат, потому что он все знает и понимает. Кстати, Фанат может выступать и за демократию и свободу слова, но по поводу демократии и свободы слова он будет точно так же фанатеть! Он будет сидеть в мантии и говорить: «А почему вы не высказываете других мнений? Вы обязаны высказывать другие мнения! Вы должны мне возражать. Вы должны! Вы обязаны!»

 

Понятно, что порфироносная тяжесть должна создавать некоторую физическую структуру. Он как бы несет это бремя ответственности за всех нас на своих плечах. А поскольку Фанат надел мантию не от хорошей жизни, он всегда немножко сутулится. Поэтому плечи чуть-чуть вперед и тяжесть — вот позиция Фаната.

 

Еще одно свойство Фаната — неумение давать. Челюсти сжаты, зажаты плечевые мышцы. Что происходит с руками, когда вы отдаете? Сбалансированное движение выглядит очень просто: беру — отдаю. Беру от человека, от мира и отдаю то, что считаю нужным. Для Фаната взять — можно, а вот отдать — очень сложно.

 

Другая черта у Фаната — абсолютное неуважение к границам других людей. Фанат — это человек, для которого границ других людей не существует. Он их проламывает всей своей силой, чтобы навести там порядок. Потому что у него есть полное представление, как должны функционировать люди вокруг него. Границы же самого Фаната выстроены таким образом, чтобы вы не подошли близко и, не дай Бог, не заглянули внутрь. Потому что защищать себя нормальными, человеческими границами фанат не умеет.

ПРИЧИНЫ ФАНАТИЗМА

Фанат стал самим собой не от хорошей жизни. Это образ очень раннего опыта, когда ребенок почувствовал, что ему не дают того, что ему необходимо, а потому единственный человек, который может отвечать за него, — это он сам. Это ребенок, к которому не подходят, а только подбегают, когда он начинает кричать. Это человек, который вынужден был когда-то научиться, что успеха можно добиться только ценой абсолютной самостоятельности, что, только полагаясь на себя, можно выжить. Фанат — это поздняя травма потребности, начиная примерно с трех месяцев, когда чего-то не дают или дают не то, что нужно. Никто обо мне не позаботится, кроме меня самого, и только я сам буду отстаивать себя до последнего патрона. Я не могу доверять другим людям.

 

Вместо сильных взрослых рук, я начинаю контролировать себя сам. Я держу свою энергию в себе, я ее не отдаю. Фанат — контролер. Он в страшной тревоге, что мир не будет организован так, как ему кажется правильным или удобным. Потому что если мир вариативен, он, Фанат, должен что-то делать и совершать выбор. А для выбора нужно отдавать и брать, иначе невозможно. Надо отдавать энергию, чувства, нужно взаимодействовать с миром, нужна прямая и обратная связь. Это страшно, это тревожно, лучше просто всем своим поведением контролировать мир, чтобы он выстраивался так, как мне удобно, чтобы я не ждал каких-нибудь неприятностей со стороны мира. Однако это чувство иллюзорно. Ни один человек на свете не может контролировать мир. Мир — он живет себе и живет. А иллюзия контроля создает иллюзию того, что я обеспечиваю себе безопасность.

 

В семье отца-Фаната один из детей тоже может вырасти Фанатом. Чрезмерное давление может вызвать чрезмерное сопротивление, и тогда в семье два Фаната станут лицом к лицу. Иногда это дочь Фаната, иногда сын Фаната. Правда, обычно в семейных треугольниках Фанаты друг друга выпихивают. Предположить появление мужа и жены Фанатов довольно сложно — они быстро разбегутся. Но если в семье при папе-Фанате вырастает дочка-Фанат, она уйдет из дома, хлопнув дверью, или добьется ухода отца.

 

Для Фаната характерно очень сильное проявление агрессии и гнева, постоянное возмущение. А когда эти чувства видят окружающие, ему стыдно. И отсюда постоянное колебание между предъявлением гнева и агрессии и стыдом по поводу этих предъявленных чувств.

 

Выпустил гнев — стыдно, чтобы не чувствовать стыда — гневаюсь. То, что я чувствую внутри, начинает мною восприниматься как навязанное мне снаружи. Если мне стыдно, я перестаю осознавать свой стыд и начинаю стыдить других. Им должно быть стыдно. Скажу честно: в каждом из нас есть маленький Фанатик.

 

При всем при том Фанат считает, что он делает доброе, хорошее дело. Он ведь таким образом о мире заботится! Он не наслаждается тем, что должен орать. Никогда бы я не кричал, если бы вы вели себя по-другому! Ведь главное в роли выживания — то, что мы считаем, что ведем себя самым естественным образом в ответ на вызовы окружающего мира. Это не та личина, которую можно снять, рассмотреть и рассмеяться: какой же я смешной! Ну-ка я надену и еще раз попробую. И когда мы начинаем работать с ролью, первый и главный шаг — это добиться появления между личиной и нашим собственным лицом маленькой толики воздуха. Мы должны начать ощущать собственное лицо, а дальше мы будем постепенно увеличивать это расстояние, и в конце концов мы сможем на свою личину посмотреть со стороны. Чтобы освободиться от роли и получить возможность жить отдельно от нее, создать таким образом пространство для своих подлинных потребностей. Потому что заблуждениями человек заполняет внутреннее пространство, чтобы не осознавать свои настоящие потребности.

 

На самом деле это очень важная вещь — что я получу вместо этого? Потому что изменить что-то в себе можно только ради чего-то, что я получу. Когда мы стремимся от чего-то освободиться, мы должны знать, что мы получим вместо этого. Если мы бросаем курить, мы должны знать, что будем делать, если не станем курить. С алкоголизмом, с наркоманией понятно. Но ведь Фанат не позволяет себе те свои чувства и потребности, которые очень важны для него. Он замещает их своими заблуждениями. И когда он начнет постепенно приближаться к самому себе и чувствовать, что ему на самом деле нужно, только тогда он может освободиться.

 

Любая роль выживания всегда кого-то обслуживает. Вы не представляете, как удобно жить с Фанатом! Любой другой конфликт в семье прекращается, когда Фанат начинает всех долбить и все объединяются — или обслуживая Фаната, или против него. И в этой дисфункциональной семье фанат не может выжить без своего любимого партнера. Без господина Благодетеля.

 

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...