Образование в культуре человечества

Необходимость изучения педагогики как раздела учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» для студентов заочной формы обучения очевидна. Для будущих специалистов по экономике это одна из важных загальнопрофесийних дисциплин. Усвоения теоретикометодологичних основ педагогики, знание основных исторических этапов развития образования, школы, высшей школы в Украине, в мире имеют большое значение для формирования личности субъекта навчальнопизнавальнои деятельности.

Цель образования многоплановая - это и передача знаний молодому поколению и изучение методов создания новых знаний, поддержание необходимого уровня знаний об окружающем мире.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако всевозрастающие роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Потребность перенимания социального опыта подрастающим поколениям возникла на заре человечества. Однако как целенаправленный процесс воспитания и научиння берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в первобытном обществе были развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени. Даже в те далекие времена не применялись физические меры наказания, только при исключительных обстоятельствах.


Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наиболее широким и многоплановым инструментом был содержание образования в школах жрецов Вавилонской государства. Обучение в тех школах было доступно только для богатых.

Наивысшего развития достигла образование в античных странах в Древней Греции и Риме. Своеобразным подходом в развитии грецькоримськои педагогической мысли стал произведение «Наставление в ораторском искусстве» древнеримского философа, педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.) Этот труд долгое время была единственной книгой по педагогике.

Во все времена существовала народная педагогика, которая сыграла огромную роль в духовном и физическом развитии человечества.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя образование в религиозное русло. В результате этого образование утратила свою прогрессивную направленность античных времен. Таким образом, догматические принципы обучения просуществовали в Европе почти 12 веков.


В эпоху Возрождения (XV-XVI века) развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры привели к возрождению интереса к античной культуре, к гуманизации школы и образования. Я. А. Коменский (1592-1670), педагогреформатор, ввел класноурочну систему обучения, от которой ведет начало «классическая» общее среднее образование.

ХVIII-XIX вв. классическое образование претерпела значительных преобразований. В гимназиях, классических учебных заведениях наравне с древнегреческим, латинским языками стали преподавать математику, родной язык, естественные дисциплины.

В XIX веке наряду с классической средним образованием начала развиваться профессиональное образование. В России указом царя Петра I в 1701 году была открыта первая школа математических и навигационных наук. Реальное образование и ее развитие были запросу общества в тот период.

В ХХ в. в развитых странах мира система образования должна общие черты при сохранении определенных национальных традиций. Среднее образование добывалось в школах нескольких типов: от общих, массовых школ к элитарных, привилегированных. Высшим учебным заведением стал университет.


После победы Октябрьской революции 1917 г. образование в СССР стала общей, доступной, массовой. За два десятилетия была ликвидирована неграмотность населения. Вместе с тем необходимо признать, что советская образование было под жестким партийным контролем и диктатом. Ряд выдающихся открытий в области генетики и кибернетики были утеряны. И это негативно повлияло на развитие образования.

История образования в Украине тоже имеет свои особенности. Известная традиционная образованность украинского. Украинское казачество получало образование как дома в первых высших учебных заведениях, так и за рубежом. В конце ХVI в. в городах Украины начали возникать братские школы, которые дали начало систематического образования украинском; после слияния нескольких братских школ был образован первый вуз - КиевоМогилянська академия.


Высокий уровень образования и культуры в Украине обусловил тот исторический факт, что именно киевляне начали высшее образование в Российской империи: в 1687 году Симеоном Полоцким была открыта в Москве ЕллиноГрецька академия.

После воссоединения Украины с Россией образование в Украине потерпела упадок. В 1863 году царское правительство издало Валуевский циркуляр, запрещавший печатать книги и научные издания на украинском языке. Огромный вклад в развитие украинского образования внес Михаил Грушевский, который возглавил в 1897 году Научное Общество им. Т. Г. Шевченко.

В период правления в Украине гетманата правительством П. Скоропадского были сделаны широкомасштабные попытки по возрождению украинского образования, культуры. За 8 месяцев существования гетманского правительства успехи в возвышенные образования впечатляющие: в ноябре 1918 года была основана Всеукраинская Академия Наук.

Далее в советский период образование и культура в Украине была подчинена партийной идеологии. «Украинизация» школы и образования уступала «русификации». Так продолжалось многие десятилетия. В 1991 году после провозглашения независимой Украины был издан закон Украины «Об образовании», который дал новый толчок в развитии украинской школы, образования. Этот закон предусматривал внедрение новаций в воссоздании славных исторических традиций украинского образования и новых образовательных технологий, программ. Собственно, Закон Украины «Об образовании» ведет к глубокому реформированию образования в Украине с целью повышения качества образования всех уровней.

В связи с принятием Закона Украины «Об общем среднем образовании» (1998-1999 гг) состоялось принципиально новое осмысление всех составляющих общего среднего образования как социального института, как целостной системы.

Определение новых целей школьного образования, внедрения 12летней обучения, профильность старшей школы обусловили изменения стандартизации содержания образования как в концептуальном, так и в нормативном плане.

В частности в Законе четко определено, что целью школьного образования является развитие личности - интеллектуальное, социальное и физическое, а основой реализации целей - многокомпонентный содержание. В общем виде в его состав входят систематизированные знания о природе, человеке, обществе, культуре, производство, а также средства познавательной и практической деятельности.

Содержание и организация школьного образования должны способствовать сильной внутренней мотивации учащихся, создавать условия для всесторонней полноценной деятельности школьников сейчас, а не в далекой перспективе. В условиях динамических изменений в обществе принципиально меняются требования к системе образования. Сейчас актуальна разработка концепции непрерывного образования. С переходом к непрерывному образованию становятся разнообразными состав обучающихся, характер мотивации и содержание обучения. Все это требует изменения парадигмы образования, поиска новых образовательных технологий. Происходит переход от принципа «следуй за мной» к принципу «иди сам». При этом тот, кто учится, предоставляется широкая возможность выбирать нужную ему информацию, определять ее необходимость, исходя из поставленных целей. Речь идет об ориентации на удовлетворение неотъемлемого права каждого человека - права на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей личности. Такая ориентация предусматривает постепенное преодоление антигуманных по своей сущности образовательных парадигм - административнокоманднои и рыночной (продажукупивли образовательных услуг).

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости