Я-концепция как составляющая профессионального сознания психологов

 

загрузка...

 

Татьяна Иванова,
аспирант Института психологии
им. Г. Костюка АПН Украины


 
Гуманистическая парадигма, которая охватывает все сферы современной общественной жизни, требует от психолога-консультанта личностно-ориентированного подхода к клиенту, включающий в себя установку на безусловное восприятие личности, доверчивое общение с ней, желание помочь успешному выявлению его творческих способностей, решить внутренние конфликты и т.д. .

Осуществление определенного подхода возможно лишь при условии, что психолог сам обладает определенными качествами, которые помогают ему можно эффективнее осуществлять гуманистическую парадигму: эмпатией, профессиональной рефлексией, творческим мышлением и т.п.

Существует много исследований, которые нарушают проблему необходимых личностных черт практического психолога (В. Барин, Н. Пов 'ЯКЕЛЬ, Л. Уманец, Н. Чепелева, Е. Черный и другие). Авторы выделяют такие черты, как: профессиональная рефлексия (Н. Пов 'ЯКЕЛЬ), способность к самоуправлению (Ю. Долинская), "конгруэнтность" (О. Осадько), профессиональный кругозор (А. Донцов), профессиональная компетентность (Н. Чепелева, Н. Пов 'ЯКЕЛЬ) и т.д. Выясняется, что проблема формирования профессиональной Я-концепции будущих психологов как центральной составляющей профессионального самосознания все еще не ставилась. Поэтому задачей нашего исследования было определить структуру и свойства профессиональной Я-концепции психологов и ее место в структуре профессионального самосознания.

Существует несколько теоретических школ и каждая из них по-разному подходит к определению Я-концепции.

У. Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное личностное Я (Self) он рассматривает как первичное образование, в котором сочетается Я-осознавая (I) и Я-как объект (Me). Это две стороны одного целого, они всегда существуют согласованно. Одна из них представляет собой чистый опыт (Я-осознавая), а вторая - содержание этого опыта (Я-как объект. По мнению ученого, Я-как объект охватывает все, что можно назвать своим. По этому критерию он выделяет четыре составляющие: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я [2].

Символический интеракционизм опирается на три основных ссылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.

Можно отметить, что главным ориентиром для Я-концепции является "Я" другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, "Я - каким - меня видят - другие" и "Я - каким - я - сам - себя - вижу" очень похожи по своему содержанию. 1912 Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его Я-концепцию.

М. Мид считал, что "Ме" образует усвоенные человеком установки (значения и ценности), а "И" - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего "Я", которая определена как "Ме . Совокупность "И" и "Ме" образует интегральное "Я" (Self).

Р. Бернс, основатель интегрально-интеракционалистичного подхода, рассматривал Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. Он также выделил три составляющие Я-концепции: представление индивида о самом себе, аффективная оценка этого представления, которая может иметь различную интенсивность, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их восприятием или осуждением, и конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Эти установки могут иметь также различные ракурсы и модальности: 1) Реальное "Я" - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой статус, то есть его представления о том, каким он есть в действительности. 2) Зеркальное "Я" (социальное) - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3) Идеальное "Я" - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [4].

Подход Э. Эриксона по сути является развитием концепции З. Фрейда, обращенный к социокультурного контекста становления осознанного "Я" индивида - "ЭГО". Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как продукт определенной культуры, возникший на биологической основе. Ее характер определяется особенностями этой культуры и возможностями определенного индивида. Источником его-идентичности, по Э. Эриксону, является "культурно значимое достижение". Э. Эриксон определяет эго-идентичности как "субъективное чувство непрерывной самотождественности", заряжающий человека психической энергией.

Феноменалистичний (гуманистический) направление рассматривает Я-концепцию как систему самовосприятия, а не как отдельное реальное Я. К. Роджерс считал, что внутренняя структура Я формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, в частности со значимыми другими (родителями, сестрами, братьями и т.д.). Еще один тезис К. Роджерса тведить, что Я-концепция содержит не только восприятие того, какие мы есть, то есть Я-реальное, но и то, какими мы хотели бы быть - иными словами, Я-идеальное.

Вообще, начиная с К. Роджерса термина "значимый другой" стало уделяться много внимания как в теоретической психологии, так и в психотерапии. Этот термин впервые ввел в научный оборот американский психиатр Г. Салливан. Под термином "значимые другие" понимаются люди, которые важны или значимые для ребенка вследствие того, что она чувствует их способность влиять на ее жизнь. В раннем детстве наиболее значимыми другими у ребенка есть родители, позже - учителя и группа сверстников. В поисках образа Я человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданный им образ своего Я. Одобрение значимым другим создает у ребенка положительный образ Я, а постоянное нарекание вызывает возникновения негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции [4].

Формирование Я-концепции, по В. Нурковою, формируется не непосредственно в общении и оценках других, а на автобиографических воспоминаниях о узкий круг таких оценок (значимых) и своих реакциях на них. Другим механизмом формирования Я-концепции является анализ и ревизия зафиксированных в памяти случаев из жизни, на основе которых делается вывод о существующих у субъекта черты характера и качества личности [3].

Итак, как видим, существует множество подходов к определению Я-концепции и механизмов ее формирования. Но исследований по проблеме профессиональной Я-концепции практически не велось.

И. Андрийчук исследовала проблему формирования позитивной Я-концепции в процессе профессиональной подготовки психологов. Модель личности психолога включает в себя важные личностные черты и качества, которые она объединяет в понятие позитивная Я-концепция, показателями которой являются адекватность и устойчивость самооценки, высокий уровень самоуважения, доминирование интернальних тенденций локуса контроля, отсутствие существенных внутренне личностных проблем и личной тревожности [1].

З. Становский проводил исследование динамики представлений о себе и образа «Я-профессионал» в процессе профессионального становления психологов. В результате он выяснил, что образ профессионала со временем обучения в высшем учебном заведении становится менее идеализированным, более дифференцированным и структурированным. Согласно его гипотезе, каждый процесс профессионального обучения должен содержать возможность актуализации кризиса идентичности [5].

Согласно концепции Е. Черного, истинная профессиональная идентичность характеризуется аутентичной углубленность в профессиональную самореализацию. Отсюда основная задача профессиональной подготовки психологов он видит в актуализации профессиональной рефлексии на профессиональную идентичность [7].

Но для того, чтобы на научном уровне формировать полноценную личность психолога, этих исследований недостаточно. Требуется выделение в структуре самосознания личности отдельного инстанции, отвечающей за реализацию профессионального пути личности том, что процесс профессионального становления (выбор профессии, постановка и реализация профессиональных целей, актуализация собственных возможностей в процессе самореализации) - это довольно длительный процесс, который не начинается и не заканчивается в стенах учебного заведения. Н. Чепелева назвала эту инстанцию профессиональной самосознанием и определила ее структуру: наличие профессиональных значений (тезауруса) и профессиональных смыслов (личностное профессиональное знание, профессиональное отношение к клиенту, профессиональные идеалы, нормы и ценности смыслообразующий мотив профессиональной деятельности) [6].

В состав профессионального самосознания мы также включаем и профессиональную Я-концепцию. А. РЕАН дает такое определение: профессиональная Я-концепция - это представление личности о себе как профессионала (1999 год). Согласно этому определению, профессиональная Я-концепция психолога является представлением личности о себе как психолога и состоит из идеального образа «Я-профессионал», реального образа Я, зеркального Я и профессиональной самооценки.

Идеальный образ «Я-профессионал» включает в себя представление о том, каким должен быть настоящий психолог. Эти представления складываются в личности на этапе вхождения в профессию в процессе идентификации со значимым другим-профессионалом (роль которого могут исполнять родители, преподаватель, тренер и др.). Я-реальное включает представление о том, какие качества, необходимые для достижения идеального образа «Я-психолог», присутствуют, а какие еще недостаточно развиты. Здесь нужно сказать, что единой модели личности психолога-практика все еще не существует. Есть несколько теоретических разработок на эту тему, но они, по разным причинам, не вовлечены в практике подготовки будущих психологов. Поэтому до сих пор образ «Я-психолог» основывается преимущественно на субъективных представлениях студентов. И, наконец, зеркальный образ «Я-профессионал» включает в себя представление психолога об оценке его личности другими профессионалами.

Профессиональная самооценка - представление психолога о собственную ценность как специалиста, то есть это оценочный компонент профессиональной Я-концепции. Профессиональная самооценка может рассматриваться как важный элемент в структуре профессиональной Я-концепции. А. РЕАН выделяет в ней операционально-деятельностный и личностный аспекты: операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированностью умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний) . Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке собственных личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионал". Самооценка по двум этим аспектам не обязательно является согласованной. Между тем несогласованность самооценки в этих двух аспектах влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. В структуре профессиональной самооценки А. РЕАН выделяет еще:

  • Самооценку результата;
  • Самооценку потенциала.


Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность / неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой собственных профессиональных возможностей и отображает, таким образом, веру в себя и уверенность в собственных силах ("Психология развития", под ред А. РЕАН.

Большую роль в формировании профессиональной самооценки играет сопоставление образа реального Я с идеальным Я, оценка значимым профессионалом профессиональных качеств личности, особенно в студенческие годы, а также процесс формирования профессиональной идентичности.

Становление профессиональной Я-концепции - это сложный и длительный процесс. На уровне Я-идеального происходит становление идеального образа "Я-профессионал". Важным процессом здесь является интеграция знаний о модели профессионального психолога в единую (причем могут использоваться либо существующие теоретические модели, или это может быть объединение личностных черт известных личности профессионалов, или эта модель может соответствовать личности значимого профессионала т.п.), эмоциональное восприятие этого образа и возникновения мотивации, установки достижения этого образа, то есть направленности на профессиональную самореализацию.

На уровне Я-реального происходит: рефлексия профессиональных умений, качеств и на этой основе формируется реальный образ "Я-профессионал"; оценка этого образа с точки зрения соответствия его идеальному образу "Я-профессионал" и профессиональное самосовершенствование.

На уровне Я-зеркального происходит рефлексия отношение к личности других профессионалов, причем в некоторых случаях профессиональная самооценка личности очень зависит от оценки других профессионалов, отсюда может возникнуть стремление соответствовать ожиданиям значимых профессионалов.

В связи с этим можем выделить следующие этапы формирования профессиональной Я-концепции:

1. Формирование у будущих психологов идеальной модели "Я-профессионал".

2. Актуализация личностной рефлексии на сравнение реального и идеального образов "Я-профессионал".

3. Стимуляция личностного роста будущих психологов для достижения идеального образа "Я-профессионал".


Процесс формирования профессионального самосознания будущих психологов происходит в процессе профессионального обучения. Поэтому задача вузов видится в том, чтобы обеспечить будущих психологов необходимыми условиями для активизации развития профессиональной Я-концепции.

Учитывая выше сказанное, мы считаем, что ведущими психолого-педагогическими условиями формирования профессиональной Я-концепции в условиях профессиональной подготовки будущих психологов являются: реализация диалогического подхода к организации учебного процесса в высших учебных заведениях, помощь студентам в актуализации профессиональной рефлексии на профессиональное самоопределение, включения в учебный процесс активных методов формирования личности.

Литература:

1. Андрийчук И. П. Формирование позитивной Я-концепции личности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки - Автореферат канд. дис. - К. 2003.

2. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровское. - М.: Педагогика, 1991 .- 368 с.

3. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с. С. 175.

4. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахр-М», 2000 .- 656 с.

5. Становский З. Актуальные проблемы профессионального становления личности будущих практических психологов. / / Сб. материалов Всеукраинской науч.-практ. конференции 16 - 17 мая "Проблемы подготовки и повышения квалификации практических психологов в ВУЗах", под ред. С. Д. Максименко .- М.-Тернополь. Ника-центр, 2002 с. 49 - 52.

6. Чепелева Н. В. Формирование профессиональной компетентности психолога / / Актуальные проблемы психологии: Научные записки института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. академика Максименко С. Д. - К., Ника - Центр, 1999. - Вып. 19.-286 с.

7. Е. В. Черный. Профессиональная идентичность практического психолога. / / Практическая психология и социальная работа, № 8, 2000 с. 36 - 39.



загрузка...


Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...
Главная