Психологу, познай себя!


Богдана Иваненко,
аспирант кафедры практической психологии
Черкасского государственного университета
им.
Б. Хмельницкого

В статье исследуется роль и сущность глибиннопсихологичнои коррекции будущего психолога-практика, взаимосвязь психокоррекции с другими отраслями, в частности воспитанием и психотерапией. В основе рассмотрения проблемы - гуманистический подход, который реализуется в групповой психокоррекционные практике методом активного социально-психологического обучения (АСПО), а также "Модель внутренней динамики психики", разработанной академиком АПН Украины Т. Яценко. Представлены возможности глубинной психокоррекции в процессе группового взаимодействия.

В современных условиях продвижения практической психологии и развития психологической службы существует проблема профессиональной подготовки психологов-практиков. Качественно по-новому встает проблема личностной психологической коррекции будущего специалиста в области практической психологии, поскольку работа психолога предполагает, прежде всего, миссию психологического оздоровления как отдельных личностей, так и общества в целом.

Подготовка будущих психологов требует новых методов и способов профессионального образования и профессиональной коррекции, о чем свидетельствуют многочисленные современные исследования (М. Бадалова, А. Дмитренко, Р. Словно, А. Осипова, В. Барин, Н. Пов 'Янкель, В. Семченко , Н. Чепелева, Т. Яценко и др.), а также формирование специфических профессиональных и личностных качеств, которые определяются общим понятием "психокоррекция". Поскольку на сегодня "не существует детально разработанной модели специалиста - психолога-практика, не определены главные вещи - структуру и уровень его профессионального образования; содержание подготовки психологов-практиков и критерии (методики) определения готовности к профессиональной деятельности" [10, с. 5], то, по нашему мнению, совершенствование профессиональной подготовки практических психологов должно быть связано прежде всего с их собственной глубинной психокоррекции, в частности с развитием у будущих психологов-практиков способностей к собственной психокоррекции как важной предпосылки их профессионализма.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в современных условиях развития практической психологии существует проблема формирования профессионализма будущего психолога-практика, включающая исследования сущности глибиннопсихологичнои коррекции; почти совсем не освещена проблема специфики глибиннопсихологичнои коррекции, которая обеспечивается методом активного социально-психологического обучения (АСПО), разработанным академиком АПН Украины Т. Яценко.

Объект исследования: процесс глибиннопсихологичнои групповой психокоррекции по методу АСПО.

Предмет исследования: роль глубинной психологической коррекции, которая обеспечивается в групповом психокоррекционной процессе по методу АСПО для профессионального становления будущего психолога-практика.

Цель исследования: изучить сущность личностной психокоррекции.

Ведущая идея: в основу рассмотрения проблемы положена гуманистический подход, который реализуется в психокоррекционные практике методом АСПО и предусматривает целостный и феноменологический подход к коррекции дисфункцийних проявлений психики, обусловленных личностной проблемой.

Гипотеза исследования: в процессе групповой психокоррекции открываются возможности изучения личностной проблематики будущего психолога-практика, ведущая к нивелированию деструктивных тенденций его психики, а, следовательно, и к личностному и профессиональному росту.

Термин "психокоррекция", связанный с развитием новой отрасли психологической науки - практической психологии, получил распространение в начале 70-х годов в области групповой психотерапии и используется в отечественной и зарубежной научной литературе для обозначения специфического вида деятельности психолога-практика, направленной на корректировку дисфункций психики. В большинстве отечественных психологических словарей подается сжатый определения понятия психокоррекции, часто подменяется понятием психотерапии. Указывается также на тождественность терминов "психокоррекция" и "психологическое вмешательство". Последнее употребляется в зарубежной литературе как синоним психокоррекции. Психологическая коррекция в психотерапии - это "направлен психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида" [12, с. 592 - 593]; в специальной педагогике - "исправления (частичное или полное) недостатков психического или физического развития у детей, нарушения той или иной психической функции у взрослых" [15, с. 149]; в практической деятельности психолога - "деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, по устоявшейся системой критериев не соответствуют" оптимальной "модели" [14, с. 246].

А. Осипова определяет понятие психокоррекции как систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, поэтому в процессе психокоррекции оказываются недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются достаточно рано и в дальнейшем практически не изменяются [8, с. 7]. Последнее утверждение не согласуется с психодинамической теории, разрабатываемой академиком АПН Украины Т. Яценко, которая утверждает, что психокоррекция должна реализовать целостный подход к восприятию личности субъекта в его сознательных и бессознательных проявлениях. Т. Яценко отмечает, что в самом общем виде психокоррекция - это психозмина определенных, уже устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, имеет целью актуализации внутреннего потенциала "Я" субъекта путем решения личностных проблем. "Психорекция - это путь анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов психики субъекта" [18, с. 20].

Согласно психодинамических подходом к пониманию психики, процесс психокоррекции призван оптимизировать отношения личности с окружающими, откорректировать деструкции психики субъекта, и в этом он может напоминать воспитания. Общность психокоррекции и воспитания заключается в том, что эти виды психологического воздействия ориентированы на развитие личности, однако воспитание вносит прямые поправки в поведение воспитанников и лишь опосредованно сказывается на структурных особенностях психики. Процесс психокоррекции касается выявления глубинных причин поведенческих расстройств, вследствие чего на латентном уровне происходят новозмины в психике. Определенной степени можно определить психокоррекцию как процесс перевоспитания взрослого человека. Результативность воспитания зависит от пластичности психических процессов, т.е. их способности к изменениям и развитию в процессе взаимодействия субъекта с воспитателем, и касается детей. "Психокоррекционное же процесс призван возродить пластичность, мобильность психики взрослого человека и поэтому ориентирован на изучение устойчивых качеств психики и на выявление их дисфункций" [18, с. 18]. Это обусловлено тем, что психика ребенка находится в развитии, становлении, она является пластической, потому подвергается прямому воздействию воспитателя. Психокоррекция опирается на умственное, когнитивный потенциал, мыслительное возможности субъекта, подвергается психокоррекции. Детское же мышление не столь зрелое и сформировано, не способно к абстрактным обобщениям, систематизации полученной информации, поэтому психокоррекция относительно ребенка при необходимости применяется в единстве с педагогическими аспектами. Воспитательный процесс связан с влиянием на субъекта. Психокоррекция же предусматривает взаимодействие и равенство позиций.

Как отмечалось выше, процесс психокоррекции часто отождествляют с психотерапией. По мнению Р. косноязычного существует существенная разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция". Психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [7, с. 213.

"Терапия" в переводе с греческого означает "искусство опеки". Хотя в процессе психотерапии является компонент коррекционного воздействия на психику, однако психокоррекция - это не столько "выздоровления от болезни", сколько раскрытие внутреннего потенциала субъекта, латентных возможностей и ресурсов его психики. Психокоррекция рассчитана на психически здоровых людей, способных к прогрессивным самоизменения. Психотерапия предполагает комплексный лечебное воздействие на субъекта при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах, тогда как в целом и психокоррекция и психотерапия направленные на оптимизацию психического, эмоционального состояния субъекта.

Говоря о разнице между психокоррекционных процессом и психотерапией, А. Осипова выделяет специфические черты психокоррекции. Она (психокоррекция) ориентирована: на клинически здоровой личность, имеющая в повседневной жизни определенные психологические трудности, а также на людей, желающих изменить свою жизнь или ставят целью развитие личности; акцент делается на здоровых сторонах личности независимо от степени их нарушения; психокоррекционное влияние направлено на настоящее и будущее клиентов; в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя устраняется навязывание определенных ценностей клиенту; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента [8, с. 7].

По мнению академика Т. Яценко, психокоррекционное влияние нацелен на определенным образом сформированную психику, которая, возможно, имеет деструктивные особенности, но при этом не мыслится подход к человеку как носителя деструкций [18, с. 21].

Существует точка зрения, что психокоррекция призвана решать задания психопрофилактики с целью предотвращения психическим деструкция в кризисных ситуациях, облегчению острых психотравматические реакций.

Глубинная психокоррекция тесно связана с понятием психического здоровья. С одной стороны, результатом психокоррекции может быть улучшение психического благополучия субъекта. С другой - глубинный психокоррекционное процесс предусматривает наличие психического здоровья у его участников, поэтому глубинная психокоррекция не направлена специально на формирование психического здоровья.

Понятие психического здоровья отечественные и зарубежные исследователи определяют достаточно относительно. Основными критериями принято считать "соответствие субъективных образов, возникающих у человека, объектам действительности, отображаемых; адекватность реакций характера, интенсивности действующих возбудителей значению жизненных событий; способность управлять собственным поведением, определять разумные жизненные цели, поддерживать необходимый для их достижения активность; готовность к взаимодействию с другими людьми; адаптивность в микросоциальной отношениях "[13, с. 37].

Психическое здоровье рассматривается в большинстве источников как состояние психологического благополучия, что исключает болезненные психические явления, соотносится с переживанием внутреннего психологического комфорта, предусматривает гармонизацию внутренних противоречий и конфликтов. В ходе психокоррекции выясняется, что понятие психического здоровья является весьма относительным. Эта относительность выражается через фактор искажения объективной реальности: чем больше субъект искажает информацию, восприятие другого и самого себя, тем более выраженная степень его психического нездоровья. Однако определенные психические проявления можно отнести на счет акцентуаций, которые могут быть объектом влияния как психотерапии, так и психокоррекции. Психокоррекция помогает смягчать такие акцентуации, предоставляя тем самым облегчение на уровне самоощущения субъекта.

К проявлениям психического неблагополучия можно отнести наличие личностной проблематики, следствием чего является инфантильность, которая порождает задержку в развитии личности, что может быть интеллектуально достаточно развитой. Поэтому можно говорить, что глубинная психокоррекция не только направлена на психически здорового человека, но и подвигает субъекта в сторону психического здоровья путем выявления глубинных детерминант его личностной проблематики, противоречивости психики, которые играют деструктивную роль в функционировании субъекта. В частности, подлежат психокоррекции такие личностные дисфункции: дисгармоничнисть внутреннего мира субъекта; агрессивность как следствие заблокированности возможностей выражения любви, теплоты к другим людям; тревога и страх перед окружающей действительностью как следствие актуализации комплекса неполноценности; эгоцентризм, концентрация на собственных проблемах и интересах собственного " Я "; пассивность, блокирование собственного творческого потенциала и способности к самореализации; неспособность к адекватной саморефлексии и отображения других людей. Они вызваны, прежде всего, личностной проблемой, "которую субъект сам не может решить результате неусвидомлюваности ее предпосылок, казуальных аспектов, связанных с внутренней, стабилизированным противоречие" [18, с. 21].

Личностная проблема может присуща любому субъекту, хотя степень выраженности внутренних противоречий зависит от индивидуальной истории жизни. Невидкоректовани внутренние проблемы заставляют вникать в себя, следствием чего может быть тенденция "к психологической импотенции", то есть невозможность наладить отношения с людьми вообще (что недопустимо для психолога-практика) и отношения интимного порядка с лицами противоположного пола. Поведением человека в таких условиях руководят болезненные точки "Я", которые побуждают ее двигаться между двумя полярности - плюс - минус, любовь - ненависть, активность - пассивность и т.д.

Согласно психодинамической теории, важен целостный подход к психокоррекции, которая является процессуальным и направлена на выявление глубинных предпосылок личностной проблемы, поскольку психика - усистематизоване, динамическое образование с сознательным и бессознательным аспектами, которые находятся в тесной взаимосвязи. Они похожи, тождественны - лишь разнонаправленные, что отражено в "Модели внутренней динамики психики", созданной академиком АПН Украины Т. Яценко.

Сознательное и бессознательное каждого субъекта сосуществуют, уживаются за счет субъективной зинтегрованости психики. Такое зинтегрованисть обеспечивают психологические защиты, призванные скрыть чувство неполноценности и реализовать тенденцию "к силе. Психокоррекционное процесс, имея свои закономерности, всегда неповторим, направленный на изучение индивидуального опыта субъекта, особенности психики которого позволяют, по мнению Т. Яценко, отслеживать базовые защиты субъекта в определенной мере могут тормозить весь ход психокоррекционной работы. Если имеющаяся проблематика, то зинтегрованисть психики обеспечивается иллюзорными способами. Защитную систему обслуживают условные ценности, которые являются эмотивными, носят индивидуально-неповторимый характер и маскируют бессознательное содержание, викривлюючы реальный результат взаимодействия с другими людьми. Последние задаются идеализированным "Я", что выражается в ожиданиях субъекта и ориентируется на идеал "Я" (например, жажда, чтобы окружение относилось как к "идеалу". В этом может заключаться противоречие, отступление от реальности, затрагивает субъекту объективно воспринимать окружающий мир, реализовывать собственные цели и потребности, налаживать оптимальные отношения с социумом, на основе чего и может субъективно интегрироваться его психика, приобретая признаков хождение ложным кругом.

Сущность глубинной психокоррекции - познание функциональных особенностей бессознательной сферы, целостных проявлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов. В результате психокоррекции отступления от реальности переосмысливаются, но если такое переосмысление не приобретает признаки системности, то есть опасность вернуться к привычному образу восприятия действительности. Поэтому психокоррекционная работа - чрезвычайно трудная, ведь существует скрытая от сознания тенденция защитной системы: к страданиям, к самопокарання вызываемого чувством вины, которое сначала возникает в семье под влиянием эдипова зависимости. Инфантильные глибиннопсихологични ценности обуславливают психологическую слабость субъекта, является епифеноменом тенденции "к силе", которая на когнитивном уровне может иметь просоциальне окраску. Поэтому важно выявлять и осознавать инфантильные истоки деструктивных тенденций, которые всегда неосознаваемый и переориентировать их в продуктивное русло. В процессе личностной коррекции призма восприятия субъекта оптимизируется и это является признаком его психического здоровья.

Глубинная психокоррекция может эффективно осуществляться с помощью групповой психокоррекции по методу АСПО. Такая психокоррекция имеет очевидные преимущества группового процесса, ведь психика человека формируется во взаимоотношениях с другими людьми и направляется на познание истоков личностной проблематики. Она начинается с познания, а затем переходит на поведенческий уровень. Это глубинный процесс, результатом которого является конструктивные изменения в психике личности, ведь осознание бессознательных механизмов приводит к потере их энергетической силы, императивной свойства управлять поведением, настроением, самочувствием субъекта т.д.

Успешная психокоррекция возможна при условии объединения усилий психолога и протагониста в поиске первопричин трудностей в общении и взаимоотношениях между людьми.

 

Литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологии. Брест. - 1993.

2. Бадалова М. В. Профессиональная рефлексия практических психологов: опыт изучение / / Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 4. - С.28 - 30.

3. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории / / Московский психотерапевтического журнал. - 1992. № 1.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Ленинград. - 1988.

5. Дмитренко А. К. Мотивационные и мировоззренческие аспекты выбора профессии психолога / / Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 4. - С.31 - 33.

6. Ильясов А. О теории и практике в психологии / / Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С.135 - 138.

7. Словно Р. С. Психологическое консультирование: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: ВЛАДОС, 2000. - 527с.

8. Осипова А. А. Общая психокоррекции: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512с.

9. Основы практической психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В. Панка. - К. - 1999.

10. Барин В. Г. Украинский практическая психология: определение, структура и задачи / / Практическая психология и социальная работа. - 1997. - № 10. - 1998. - № 1.

11. Повьякель Н. И. Профессиональная рефлексия психолога-практика / / Практическая психология и социальная работа. - 1998. - № 6-7. - С.3-6.

12. Психотерапевтическая энциклопедия. - Второй дополненное и переработанное изщдание / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - Санкт-Петербург. - «Питер». - 2002. - С.592 - 593.

13. Семченко В. А. Психические состояния (модульные курс, лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы для преподавателей и студентов. - К. «Магистр-S". - 1998. - С.37.

14. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - С.246.

15. Украинский педагогический словарь / Составитель С. Гончаренко. - Киев, "Лыбидь", 1997. - С.149

16. Чепелева Н. В., Уманец Л. И. Проблемы личностной подготовки психолога-практика в условиях ВУЗа / / Мат-лы междунар. К-ции "Актуальное проблемы психологической службы. Теоры и практика ". - Одесса, 1992. - С.111-113.

17. Яценко Т. С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к Общение с учащимися. М.: 1993.

18. Яценко Т. С. Основы групповой психокоррекции. М.: 1996.

19. Яценко Т. С., Белая А. Г. психокоррекционная сущность метода АСПО / / Практическая психология и социальная работа. - 2001 - № 9. - С. 47 - 50.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости