Предмет психологии сегодня

Психологическое познание изучает психику человека, его индивидуальный мир, взятый в психологических закономерностях его возникновения, развития, проявления, функционирования и угасания.

Психическая деятельность осуществляется с помощью специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий внешнего мира и собственного организма, другие - превращают их в нервные импульсы, третьи - передают эти импульсы в центральную нервную систему, четвертые - планируют и регулируют поведение, пятые - приводят в действие мышцы, шестые - формируют эмоциональный окрас поведения и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение проблем жизнедеятельности.

Нервная система - это сетка взаимосвязанных нервных клеток и волокон, обеспечивающих взаимодействие человека с окружающей средой. Она состоит из центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы (рис. 1)

 

Структура нервной системы

 

Рис. 1. Структура нервной системы

 

 

Нервная система функционирует как единое целое. Ее основным элементом является нейрон (рис. 2). Часть нейронов проводит возбуждение путем «рецептор → ЦНС», другая часть - «ЦНС → Эффектор», но большинство их осуществляет связь между различными пунктами самой ЦНС. Рецепторы - это нервные клетки, воспринимающие сигналы внешней и внутренней среды и трансформируют их в нервное возбуждение. Эффектор - клетки, выполняющие «команды» ЦНС и регулируют работу мышц или секрецию различных желез.

Спинной мозг делится на 4 отдела: шейный, грудной, крижневий, кресцевий и на сегменты (31-33 сегм). Содержится он внутри позвоночного столба. Продолжением спинного мозга в черепе есть продолговатый мозг. В спинном мозге находятся пучки нервных волокон: одни передают возбуждение к головному мозгу, другие - к мышц, кожи, слизистой. Спинной мозг координирует деятельность безусловных рефлексов, регулирует движения мышц.

Рассмотрим строение центральной нервной системы, которая вклю-чает спинной и головной мозг (рис. 3).

 

 

Картинка

 

Рис. 2. Нервная клетка (нейрон); дендрит - воспринимает возбуждения
аксон передает возбуждение другим нейронам

 

 

Картинка

Рис. 3. Схема центральной нервной системы:
И - полушария головного мозга; II - промежуточный мозг; III - средний мозг;
IV - задний мозг; V - продолговатый мозг; VI - мозжечок; VII - спинной мозг

 

Головной мозг находится внутри черепа. Он состоит из ствола и большого мозга. Последний делится большой щелью на два полушария: правую и левую. Основную массу больших полушарий составляют подкорковые ядра, а также подкорковых белое вещество. Большие полушария покрыты слоем серого вещества - коры головного мозга. В стволе головного мозга содержатся промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, мозжечок. Важной Мозговой структурой является ретикулярная формация (РФ) - совокупность нейронов и их отростков (сетка), которые находятся в центральных отделах ствола, среднего мозга. Функция РФ: прием всех без исключения импульсов, фильтрация полученной информации, передача импульсов во все зоны мозга. РФ - генератор энергии, поддерживающий тонус головного мозга.


В головном мозге находятся центры, регулирующие дыхание, сердечную деятельность, деятельность кровеносных сосудов (продолговатый мозг), управляют положением и координацией тела в пространстве, отвечают за ориентировочные рефлексы на свет, звук и т.п. (средний и продолговатый мозг), координируют произвольные движения, отвечают за содержание равновесия и позы (мозжечок); центры сбора возбуждения от всех органов чувств, функционирование условных рефлексов, проявления эмоций и т.д. (промежуточный мозг). В зависимости от того, какая часть головного мозга была поражена при инсульте, нарушаются те или иные функции.


Все отделы головного мозга взаимосвязаны и возникают целостной системой. Но в их деятельности наблюдается четкая иерархия (подчинение низших отделов мозга выше, над которыми доминируют крупные полушарии).


С левым полушарием связана аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому мышлению, чтения, счета. Правое полушарие отвечает за образное восприятие, пространственную ориентацию, художественное мышление, творческие проявления, продуцирование сновидений. Разница между полушариями определяется не столько особенностями использования информации (вербальная или образная), сколько способами ее организации, характером ее переработки. Функциональная асимметрия головного мозга присуща только человеку, передается по наследству, но окончательно формируется в процессе развития личности.


Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько частей, имеющих разное функциональное значение (рис. 4). Так, анализ и синтез зрительных раздражителей происходит в затылочной зоне коры, слуховых - в височной, тактильных - в теменной, регуляция поведения - в лобной.


Вегетативная нервная система находится за пределами спинного и головного мозга и регулирует функционирование внутренних органов и обмен веществ организма. Волокна, отходящих от грудного отдела спинного мозга и инервують внутренние органы, составляют симпатическую нервную систему. Волокна, отходящих от головного мозга и нижних отделов спинного мозга, входящих в парасимпатической нервной системы. Центральная нервная система регулирует деятельность вегетативной нервной системы, хотя мы не можем сознательно управлять работой внутренних органов и влиять на обмен веществ. Но известны случаи, когда индийским йогам удавалось замедлять и ускорять сердечный ритм, на долгое время задерживать дыхание.


Согласно современным взглядам нейропсихологии (по А. Р. Лурия), функциональная организация мозга включает три основных блока:


И. Энергетический - поддерживает тонус коры, находится в верхних отделах ствола мозга. Источник тонуса - приток информации, поступающей через осязательные, слуховые, зрительные органы как с внешней, так и внутренней среды.


II. Блок приема, переработки и хранения информации, которая поступает через осязательные, слуховые, зрительные органы, включает задние отделы полушарий (теменной, затылочный, височный.


III. Блок программирования, регуляции и контроля поведения содержится в лобных отделах коры.

 

 

Картинка

Рис. 4. Изображение мозга в разрезе показывает
расположение судеб коры головного мозга и их функций

 

Все эти блоки участвуют в психической деятельности человека и в регуляции поведения, но тот вклад, который делает каждый из блоков в поведение, разный. Поражение каждого блока приводит к неодинаковых нарушений психической деятельности.

При нарушении функций


I блок → внимание становится неустойчивой, человек проявляет патологически повышенную истощенность, сонливость она может стать либо равнодушным, или встревоженной; нарушается ее способность удерживать впечатление, организовывать поток мыслей;

II блок → если поражении теменные отделы коры, то нарушается кожаная чувствительность и способность различать положение различных частей тела и их движений, теряется чувствительность движений; если поражена височная зона, то нарушается слух; если же - затылочная зона, то нарушается процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как тактильная и слуховая информация продолжает восприниматься без изменений

III блок → сознательная, целесообразная поведение заменяется или импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо инертными стереотипами, в которых целесообразны действия подменяются бездумным повторением движений, которые перестали направляться заданной целью. Человек перестает критически относиться к результатам своих действий, исправлять допущенные ошибки и контролировать правильность протекания собственных актов.

Основной принцип функциональной организации человеческого мозга: ни одно из его образований не обеспечивает полностью какую-нибудь сложную форму человеческой деятельности, но делает высокоспецифичный вклад в организацию поведения человека.

Психика неотделимы от функционирования мозга, который является важным условием ее существования. Но мозг - это орган психической деятельности, а не ее источник, ибо раскрытие движения нейродинамической процессов не дает еще данных о том, что именно человек чувствует, воспринимает, представляет, о чем и как она думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой , какими интересами, взглядами, убеждениями руководствуется в своем поведении. А именно в этом и виявлеться специфика психического, его своеобразие. Мозг - материальный мостик, объединяющий психику с объективным миром, он - лишь условие возникновения психики, ее развития, а также ее деградации, патологии и инволюции на финальных стадиях онтогенеза. Психическая деятельность имеет свою собственную природу и свои закономерности и является высшим проявлением психической активности.

 

 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости