Межличностные отношения

ОБЩЕНИЕ


БАЗА ЗНАНИЙ


Межличностные отношения, общение, мероприятия общения, коммуникация, модель коммуникативного процесса, виды общения, структура общения, функции общения, агрессивность, дружелюбие, доминирование, подчинение, группа, коллектив, конфликт, каузальная атрибуция, стратегия поведения в конфликте: настойчивостью, кооперация; тактики поведения в конфликтной ситуации: избегание, соревнования, приспособления, компромисс, сотрудничество; социальная перцепция, симпатия, эмпатия, вербальное общение, язык, невербальное общение.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общение - это многоплановый сложный процесс установления контактов между людьми, в результате которого осуществляется воздействие одного человека на другого, обмен информацией и выработка общей стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека. В общении реализуется потребность в другом человеке.

Общение имеет большое значение в формировании психики человека, его развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научиння, человек формирует и приобретает все свои высшие познавательные способности и качества через активное общение с развитыми личностями, она сама становится личностью.

Известно, что психика человека и его развитие детерминированы способом бытия среды, в которой находится человек. Преобразование индивида в личность происходит благодаря общению с этой средой.

Если бы от рождения человек был изолирован от окружения, от общения, она не сформировалась как культурная, цивилизованная личность, то есть такой человек осталась бы на уровне развития животных, напиврослины. Известны факты вынужденной изоляции от человеческого общества; когда ребенок оказывалась и долго жила среди зверей, или когда взрослый попадала на необитаемый остров. Даже после длительной работы психологов с такими людьми не удавалось привести их психику к человеческой нормы. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что только благодаря общению человек может развиваться.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на первых этапах онтогенеза. В этот ответственный период все свои человеческие, психические качества ребенок приобретает исключительно через общение, поскольку до начала обучения и до подросткового периода она лишена способности к самообразованию и самовоспитанию.

Многоплановое по содержанию, целями, мероприятиями общения также выполняет специфическую функцию в психическом развитии человека. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития. Мотивационное общения является источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой», то есть получения и увеличения своего психоэнергетического потенциала. Биологическое общение направлено на самосохранение организма и развитие его жизненно важных функций.

Без общения невозможна любая деятельность. Общение может выступать как взаимодействие между людьми, а может выступать как один из ведущих видов деятельности.

Важным аспектом общения являются отношения, которые формируются и реализуются в нем. Межличностные отношения имеют широкий диапазон как в плане их полярности, так и в плане их характеристики.

Особое значение приобретает адекватное восприятие и оценка людьми друг друга как в социальном, так и в частной жизни.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать как статические, какие они есть в данный момент, так и в динамике, в процессе их развития. В психологии существует множество механизмов формирования позитивных межличностных отношений, которые имеют наивысшую социальную ценность. Такие отношения положительно влияют на микроклимат в любому группе, коллективе, в общении двух человек.

Межличностные отношения во многом зависят от того, как люди воспринимают друг друга. Среди многих факторов, которые играют особую роль в процессах межличностного восприятия, выделяют два (по Т. Лири):

1) доминирование - подчинение;
2) дружелюбие - агрессивность;


В результате исследования Т. Лири выделил 8 качеств личности, которые характеризуют ее поведение в межличностных отношениях:

I. Доминантность - характеризует склонность к лидерству, доминированию.
II. Уверенность в себе - характеризует независимость, уверенность, непоколебимость в межличностных отношениях.
III. Требовательность - характеризует прямолинейность, настойчивость, конфликтность.
IV. Скептицизм - характеризует недоверчивость, подозрительность, обидчивость, упрямство, негативизм.
V. Уступчивость - характеризует стыдливость, скромность, критическое отношение к себе, уступчивость.
VI. Доверчивость - характеризует зависимость, покорность, благодарность, инертность.
VII. Добросердечность - характеризует способность к взаимопомощи, товарискисть, доброжелательность, конформизм, несамостоятельность.
VIII. Чуткость - характеризует деликатность, нежность, терпимость к недостаткам, альтруизм, желание помогать другим.


Каждая качество имеет 3 степени выражения:

а) умеренный (адекватное поведение.
б) высокий (экстремальная поведение);
в) экстремальный (дезадаптивных поведение.


Все 8 качеств личности в межличностных отношениях можно объединить в 2 группы:

1 группа (I, II, III, IV) - характеризуется склонностью к доминированию, лидерству, независимости;
2 группа (V, VI, VII, VIII) - характеризуется склонностью к покорению, неуверенностью в себе, конформно поведения.


Как видим, отношение - это позиция личности ко всему, что его окружает, и к себе. Человек посвоему относится к явлениям, событий социальной жизни, людей. Ей-то нравится, несколько ее волнует, а кое оставляет равнодушной. Чувства, интересы, внимание - вот эти психические проявления, которые характеризуют отношение личности, ее позицию. В группах, в коллективах, в процессе общения реализуются отношения, взаимоотношения, межличностные отношения. Они могут быть: положительными, отрицательными, формальными, неформальными. Взаимодействие между людьми всегда имеет предметное содержание, она включает в себя различного рода ситуации, которые могут быть и конфликтными.

Конфликт в коллективе представляет собой столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности и включает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызвали его. Конфликты могут возникать на деловой или личностной основе. Они могут быть также конструктивными или деструктивными. В решении конфликтов важное значение имеет понимание стратегии взаимодействия субъектов, т.е. выработка тактики поведения в конфликтной ситуации.

В 1972 году К. Н. Томас и Р. Х. Килмен предложили модель поведения личности в конфликте, имеет две основные стратегии поведения: кооперацию и настойчивостью.

Первая стратегия - «Кооперация» - ориентация на интересы, на нужды партнеров, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.


Вторая стратегия - «настойчивостью» - реализация собственных интересов, достижения собственных целей, жесткий подход (участники - противники, цель - победа - поражение. Сторонники этой стратегии назойливые, нетерпеливые, эгоистичны, не умеют слушать других, пытаются навязать свое мнение.


Каждая из этих стратегий может иметь определенную меру проявления - от минимального до максимального. Внутри 2х стратегий существует 5 тактик поведения личности в конфликте:

1. Избежания - отсутствие стремления к кооперации, стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, полагая, что он безопасен, стремление выйти из ситуации не уступая, при этом не настаивая на своем, воздерживаясь от дискуссий.

2. Приспособление - стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем снятия разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не касаться его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий.

3. Соревнования - стремление настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, принятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае отпора. Использование власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

4. Компромисс - стремление урегулировать разногласия, уступая кому-в пользу другого. Поиск средних решений, когда никто много не тратит, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются.

5. Сотрудничество - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон по ходу открытого обсуждения.


Общий и искренний анализ расхождений по ходу принятия решения. Инициатива, ответственность и выполнение распределяются по взаимному согласию.

Тактика сотрудничества приводит к эффективных решений при хранении дружеских отношений.

Оптимальной стратегией поведения субъекта деятельности считается такая, в которой применяются все пять тактик (в интервале 5-7 баллов) в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации (стиль поведения участников конфликта, природа конфликта, возможные последствия и т.д.).

Необходимо отметить, что содержательная сторона общения осуществляется через способы, меры.

За мероприятиями общение может быть:


а) вербальное - с помощью языка и речи;
б) невербальное - при помощи мимики, жестов, манеры держаться.


Общение и межличностные отношения в группах и коллективах исследуются методами: наблюдением, экспериментом, беседой, анкетный опрос, социометрия. При использовании того или иного метода необходимо опираться на конкретные условия, в которых осуществляется исследование.

Межличностные отношения проявляются в совместимости людей.

Совместимость - это оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, которые способствуют успеху выполнения совместной деятельности. Выделяют четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социальнопсихологичну и социальнополитичну. Физическая совместимость отображается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместную деятельность (совместимость в силе, выносливости). В основе психофизиологической совместимости лежат особенности сенсорной и перцептивной систем личности, а также типа его темперамента.

Социальнопсихологичная совместимость предусматривает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. Социальнополитична совместимость предполагает единство идейных взглядов, сходство в социальных установках и ценностных ориентациях.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)