Макьявеллистичний тип лидерства

Дмитрий Позняк,
младший научный сотрудник
Института социальной и политической психологии
АПН Украины


                                                                                                                            Быть большим! Быть мощным! Вот извечное стремление всех      

                                                                                                                            маленьких или тех, кто чувствует себя маленьким. Каждый

                                                                                                                            ребенок тянется к высоким целям, каждый слабый - к свершениям,

                                                                                                                            каждый, кому не хватает надежды, - к вершинам осуществления.
                                                                                                                                                                                                               А. Адлер.


Статья посвящена одной из важнейших проблем современной политической психологии - макьявеллистичному типа лидерства. Этот вопрос, тем не менее продолжает оставаться одним из наименее исследованных проблемных полей психологии. В статье под разными углами зрения рассматриваются причины генезиса мотивации макьявеллистичного типа, в частности психологические, биологические и другие факторы. Анализ иллюстрируется примерами лидеров макьявеллистичного типа как прошлого, так и современности. Рассматриваются методы исследования макьявеллизму: автор анализирует "Mach Scale" и другие методики.

Феномен макьявеллизму является одной из самых интересных и одновременно наименее исследованных проблем современной социально-политической психологии. С одной стороны, это обьективуеться существенной сложностью соответствующих теоретико-эмпирических исследований, а с другой - идеологической цензурой в недалеком прошлом на разработку таких вопросов, доныне сдерживает рост количества исследовательских доработок. Вместе проблема макьявеллизму очень важна не только для стран молодых демократий, где современные исследования освещают ряд новых мотивационных факторов стремление к власти, но и для стран с устойчивым народовластием, где количество лидеров макьявеллистичного типа неуклонно растет.

Исследование макьявеллистичнои мотивации в политической психологии

Наверное, не ожидал выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который станет известным потомкам не только благодаря мыслям, положенным в основу многих его произведений, но и потому, что его фамилия будет служить синонимом жестокости и лицемерия, хитрости и беспринципности, коварства и лжи политиков и политической власти вообще. Термин "макьявеллизм" давно и прочно закрепился в политико-психологическом тезаурусе как олицетворение худших качеств тех, кто считается самыми страшными представителями человеческого рода - тиранов и диктаторов, что движением пальца решают судьбы миллионов людей. Всюду, где проявляется политическая власть, особенно там, где у власти хитрость, цинизм и стремление выгоды, имплицитно присутствует и Макиавелли, пока за его завещания, воплощенные в произведении "Монарх".

Макиавелли оставил потомкам много вопросов, и, чтобы ответить хотя бы на их долю, стоит сделать небольшой исторический экскурс в средневековую Флоренцию, которая во времена Возрождения прославилась научного и культурного центра Европы. Именно здесь 1465 родился тот, кому суждено стать одним из первых исследователей политического сознания лидеров и их последователей. Глубокий кризис и раздробленность страны, насыщенность политическими событиями не могли не сказаться не мировосприятии Макиавелли. Поэтому стиля его рассуждений присуща исключительная парадоксальность и эскапизм, а внутренняя совершенство стремлений заходит в противоречие с необходимостью оправдания особенностей политического поведения лидеров.

В те бурные времена раскрывался талант Макиавелли как незаурядного психолога. Он долгое время возглавлял оборонное ведомство Флорентийской республики в правление Лоренцо Медичи. В своем труде "Монарх" (1513 год), посвященной Медичи, Макиавелли оправдал все средства, какими бы коварными они не были, только способствовали распространять и укреплять власть обладателя. Таким образом автор словно предоставил "индульгенцию" грядущим поколениям политиков на аморальность ради удержания власти.

В своих произведениях Макиавелли нарушил ряд принципиальных проблем. В частности, какой надо быть обладателю ради эффективного управления? Всегда мораль должна обусловливать действия личности?

Принципы, изложенные в трудах Макиавелли, до сих пор считаются непревзойденными в области психологии лидерства и управления. Они сочетают в себе огромный смысл и глубину мысли, а большинство его формулировок стали крылатыми выражениями. Проанализируем психологическое содержание хочбы таких: "честный ошибается чаще", "полезнее удерживать в повиновении", "быть щедрым - значит быть зависимым", "награждает постепенно, наказывай залпом. Именно такие парадоксальные, при жестокие и, впрочем, справедливые идеи Макиавелли обусловили появление нового термина политической психологии - "макьявеллизму", характеризующий лидера, который во время своего управления преобладают бессознательно использует заветы мудрого флорентийца.


Словарь "Wunk-Wagnells Dictionary" дает следующее определение термина "макьявеллизм": "Теория и практика политики властей заимствована из" Монарха "Николо Макиавелли, что имеет такие характеристики:

1. Захвата, удержания и распространения абсолютной власти с помощью хитрости (коварства, силы и запугивания.
2. Контроль над всеми средствами связи и облегчение таким образом влияния на общественное мнение.
3. Применение и поддержка своей власти путем террористических акций против тех, кто может этой власти угрожать.


История знает множество примеров такой формы правления: только в ХХ веке едва ли не большинство стран Старого света потерпела господства подобных режимов. Уместно вспомнить лишь господство фашистов в Италии и нацистов в Германии, диктаторские режимы Португалии, Испании, Греции, тоталитарные системы стран социалистического лагеря. Что касается развивающихся стран, то здесь демократические режимы правления можно пересчитать по пальцам. Более того, даже у признанных флагманов мировой демократии, таких, например, как США, нередки проявления макьявеллизму у деятелей политики высшего уровня. По наблюдениям американских психологов, эта черта была присуща президентам Э. Джонсону, В. Вильсону, Ф. Д. Рузвельту, Р. Никсону, Б. Клинтону, Дж. Бушу-младшему. Всего мировой перечень "последователей собрания" Макиавелли составляет довольно мощную когорту признанных имен: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Вильгельм-Завоеватель, Кромвель, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и множество других.

На Западе проблеме макьявеллизму посвящены многочисленные публикации. И это неудивительно, если сказать, что эти поиски считают там стратегическими - от успешности распознавания признаков макьявеллизму у того или иного потенциального претендента на власть или определенного лидера зависит судьба почти всей цивилизации. Как отмечал еще в конце позапрошлого века М. Вебер, "проверка действительности могла бы стать основой для возникновения и отбора вождей. Сегодня совершенно непонятно, какой внешней формы приобретет реализация политики как" профессии ".

В зарубежной психологии эта проблематика исследуется не только в контексте власти политической. Есть, в частности, работы, посвященные макьявеллизмови в медицине, спорте и т.п. Впрочем, исследования мотивации стремления к власти именно в политике имеет на сегодня значительно более глубокую историю, в которую уместно привлечь внимание. Ряд теорий политического лидерства сыграл существенную роль в развитии психологической представления о феномене макьявеллизму.

На заре исследований теорий черт лидерства на рубеже XIX - ХХ веков широко распространилась так называемая теория "большого человека" Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности. Это направление интерпретировал стремление к власти как присущее самой биологической природе человека. Основной идеей этого подхода было убеждение в том, что лидер обладает определенными качествами, которые передаются по наследству.

Однако несостоятельность "кластеризуваты" эти черты быстро привела к разочарованию в теории и поставила перед исследователями новые вопросы. Почему, например, стремление к власти проявляется у одних людей намного больше, чем в других? Понять это - значит понять, кто и почему становится политическим лидером. Независимо от отношения к этой теории и ее научной ценности в будничной психологии, до сих пор сохраняется представление о том, что политический лидер должен обладать определенными специфическими чертами. Эхом этих мыслей стало появление теории харизматического лидерства, разрабатываемая М. Вебером. Несколько позже сформировалась ситуационная теория лидерства, по которой появление лидера толковалась как результат взаимодействия места, времени и обстоятельств. Но и она не решила ряда неотложных вопросов. Именно поэтому возникла необходимость глубже понять сущность этой проблемы.


Значительное влияние на развитие мотивационных факторов лидерства сыграли идеи представителей школы психоанализа и его-психологии, призывающие к поискам этих предпосылок в первичной социализации личности. Эта проблема широко освещалась в работах З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона и других исследователей. Так, по З. Фрейду, в период формирования личности психические травмы, причиненные ребенку, могут отложиться на всю жизнь и привести агрессивный тип поведения личности.

Близко к пониманию природы мотивации власти подошел и А. Адлер, который предположил, что стремление к реализации агрессии - важнее фрейдовской идеи о сексуальной реализацию и оказывается конечной целью, к которой стремятся все люди. А. Адлер сделал пояснительным принципу своего учения о личности "волю к власти", которая является стремлением к совершенству, высокомерия и социальной владычества, где лицо стремится компенсировать свой комплекс неполноценности: отсутствие маскулинности у женщин, телесные несовершенства, те или иные формы зависимости, фруструючи реакции детских лет и т.д..

Такая жажда превосходства, по выражению А. Адлера, является "большим стремлением вверх", но пути этого стремления зависят от жизненного стиля индивида. Сам же жизненный стиль оказывается формой компенсации определенной конкретной неполноценности (завоевательный жизненный стиль Наполеона, например, был детерминирован его хрупким физическим состоянием, ненасытная жажда мирового господства Гитлера - импотенцией, страх преследования Сталина и Никсона - похожими паттернами первичной социализации младших детей в семье т.п.).

В тридцатых годах прошлого века возник интерес к проблеме фрустрации как первопричины стремление к власти. Эта идея получила развитие в трудах Г. Ласвела. Согласно его теории, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Итак, самооценка, когда она даже неадекватна, может стимулировать поведение человека по отношению к политически релевантных целей - власти, достижений, контроля и т.д. Гипотеза Г. Ласвела заключалась в том, что, как компенсация травмированной или неадекватной самооценки, в человеке может сформироваться чрезвычайно сильная потребность во власти. Эта линия исследований была продолжена А. Джорджем, который выделил пять первопричин, которые могут привести к заниженной самооценке, а именно: чувство собственной неполноценности, незначимости; чувство моральной неполноценности; чувство слабости; чувство посредственности; чувство интеллектуальной неадекватности.

1939 появилась работа американских исследователей Д. Долларда и Н. Миллера "Фрустрация и агрессия", в которой устанавливался взаимосвязь между раздражением и агрессивным поведением. Однако эта теория поставила вопрос: есть агрессия единственным и неизбежным средством выражения фрустрации? Как отмечал С. Розенцвейг, она (агрессия) возникает лишь при определенных видах фрустрации, главным образом при невозможности удовлетворить или реализовать желание нехваткой (с точки зрения фрустрированных субъекта) объективной причины недовольства.

Указанные теории в той или иной способ отразились и на ходе современных исследований проблемы макьявеллизму. Значительное распространение такие исследования приобрели в британской психологической школе. Так, благодаря исследованиям Е. Кеоха и Дж. Саттона, проведенному среди британских детей в возрасте от девяти до двенадцати лет, было обнаружено, что макьявеллизм, как стремление навязать окружению свое превосходство, положительно коррелирует с психотизмом и нейротизм, которые создают почву для его дальнейшего развития. Круто признаки макьявеллизму и дети со слишком развитым воображением, склонностью ко лжи и преувеличения: фантазируя, ребенок ставит перед собой определенные цели, которые позже пытается реализовать. Анализ детского макьявеллизму привел Э. Кеоха и Дж. Саттона к мнению, что наиболее распространенными его причинами являются: неверие в людях; склонность и потребность ко лжи; социальная уныние.

Следствием других исследований, проведенных в двух школах города Глазго (Шотландия), стал вывод, что дети, склонные к драке, менее подвержены макьявеллизму, чем их потенциальные жертвы.

Результаты этих исследований в целом совпадают с выводами Г. Ласвела и подтверждают компенсаторное происхождения макьявеллистичнои потребности во власти. По мнению Г. Ласвела, получения власти психически компенсирует неполноценность, фрустрацию, что ощущается личностью.

Эти теории подтверждаются и биографиями выдающихся деятелей с высоким уровнем макьявеллизму. Например, существенные проблемы с самореализацией были в Наполеона, Ленина, Гитлера. Биографы американского президента В. Вильсона выводят его стремление к власти, ужесточение позиций и неподверженность к компромиссам с отношений между будущим хозяином Белого дома и слишком суровым отцом. Характер этих отношений был постоянным фрустратором для В. Вильсона, в конце концов вылилось в жесткую реализацию власти как механизм компенсации.

Склонность к макьявеллизму Р. Никсона скрывается, по мнению американского исследователя Д. Сирс, в нейротизм, стремлении к самоутверждению, создававших у него склонность к провоцированию политических кризисов, подозрительность, социальную изоляцию. Ряд авторов проводит параллели между стилем власти Никсона и Сталина, что следует из схожих обстоятельствах их детства.

Немало примеров рис макьявеллизму находят исследователи и в исторических произведениях. Общеизвестно, что черты, в той или иной мере присущие "макьявеллистичному" типичные личности, несли в себе шекспировские Гамлет, Король Лир и другие. Классическим примером является и роман "Вся королевская рать" американского писателя Р. Уоррена, получивший 1947 Пулитцеровскую премию. Это произведение и поныне считается классическим описанием американского макьявеллизму. Прототипом главного героя стал один из самых популярных американских президентов - Ф. Д. Рузвельт, который, несмотря на свое увечье, сумел вытащить страну из Великой депрессии и привел США к победе во Второй мировой войне. Не надо еще раз подчеркивать, что Рузвельт справедливо считается одним из самых харизматичных лидеров ХХ века.

Причины становления и роста макьявеллистичних черт характера

Хотя людей с высокой степенью стремления к навязыванию своей недостатки другим не так уж много - примерно 3 - 4% среди мужчин и менее 1% среди женщин, эта проблема очень остро стоит перед сиюминутным обществом. Естественно, что маниакальное стремление к власти может реализовываться не только на политической арене (куда, наконец, попадает лишь мизерное количество тех, кому присущи признаки макьявеллизму), но и в других социальных сферах. По социальной опасности людей макьявеллистичного типа приведем такую статистику: по подсчетам американских ученых, примерно 20% заключенных и от 30 до 80% вторично заключенных характеризуются наличием признаков высокой степени макьявеллистичного типа личности. В целом такие люди совершают до 50% всех преступлений в Соединенных Штатах.

Впрочем, преступники они или нет, людей с высоким уровнем склонности к макьявеллизму (по шкале макьявеллизму, речь о которой пойдет ниже) отличает определенный тип поведения, которая представляет собой то, что мы привыкли считать безответственностью и ненадежностью. Их действия обуславливаются эгоцентричным соображениями с высокой степенью импульсивности. Эти люди характеризуются дефицитом социальных эмоций - чувством любви, стыда, вины и т.д. С другой стороны, они обычно довольно ограничены интеллектуально и свой путь к конечной цели прокладывают с помощью хитрости, инсинуаций, запугивания, шантажа, часто в тандеме с другими людьми, от которых впоследствии лишаются. Типичным "воплощением" таких черт исследователи считают нынешнего американского президента Дж. Буша-младшего.

Следует проанализировать наиболее распространенные причины, приводящие к формированию макьявеллистичнои мотивации к власти. Долгое время бытовало мнение, что детерминантой возникновения признаков макьявеллизму в структуре личности является генная наследственность. Однако от тридцатых годов прошлого века начала преобладать мнение, что первичная роль в становлении макьявеллизму играет первичная социализация. Так, американские психологи Draper и Harpending (1982 год) обнародовали труд о связи между развитием ребенка и потерей отца. Авторы, в частности, прослеживали влияние отсутствия отца на возраст первых половых контактов, выбор окружения и т.д. Среди других факторов, которые могут стать катализатором и способствовать развитию макьявеллизму, исследователи в основном выделяют следующие: состояние здоровья и физические недостатки личности; неприглядную внешность; возрастные особенности; состояние умственных способностей человека; низкий социально-экономический статус несформированность социальных навыков и т.д..

К этим факторам можем добавить и другие. Так, становлению макьявеллистичнои мотивации личности способствует, в частности, его местожительство. Было установлено, что до формирования этих черт гораздо более склонны сельские жители: город вроде "растворяет" в себе человека, не предоставляя толчка к распространению рис макьявеллистичного типа, служа "ингибитором" этого процесса. Американские исследователи MacMillan тa Kotoed (1984 год) предлагают считать вероятным фактором развития макьявеллистичних черт личности и многочисленные неудачи в сексуальном плане, которые могут вызвать фрустрацию личности и способствовать появлению так называемой "компенсаторной" поведения.

Современные исследователи проблемы на Западе приводят целый ряд факторов, способствующих дальнейшему углубления антисоциального поведения и могут привести к развитию рис макьявеллистичного типа характера. К ним часто привлекают такие факторы: частое применение родителями наказаний и отказ от поощрения неполноценное семейную жизнь (семейное насилие, пьянство, умственные болезни родителей, отсутствие одного из родителей и т.д.); низкий, по сравнению с окружающими, социально-экономический статус; молод возраст родителей ; особенности школьной жизни ребенка (издевательства со стороны сверстников, унижение со стороны учителей и т.д.). Вероятность влияния этих факторов возрастает еще больше, если один или оба родителя ребенка являются выраженными социопат.

Большинство исследователей приходит к мысли, что все эти факторы (как семейные, так и позародинни) вместе с внутри-психологическими проблемами заставляют детей искать альтернативное социальное окружение, в котором они могут эффективно сражаться. Если они становятся успешными в этих новых группах и приобретают "локальный престиж", то это стимулирует дальнейшее углубление властных потребностей, активного соперничества и угнетенных социального окружения.

Помимо этих факторов на развитие макьявеллистичних черт характера влияют и некоторые ситуационные факторы, которые могут оставлять глубокий след в психике ребенка, но через временный характер и большое разнообразие их трудно выявить и систематизировать. Наиболее распространенные из них: испуг, невротические реакции на объекты жизненного окружения, такие как насилие и пьянство в семье и т.д.

В 80-х годах появились труды, которые анализировали связь между темпераментом, способностью к манипулированию другими и антисоциальным поведением. В ходе экспериментов было выяснено, что некоторые унаследованные черты, например, гипертрофированная тревожность, слишком развито воображение, эмоциональная ригидность, психастенични черты характера могут быть основой для формирования макьявеллистичнои лица. Исследование Eisenberg, Fabes и Miller (1990 год) доказали зависимость между стремлением к власти и индивидуальными особенностями, обусловленными темпераментом. В ходе этих и других экспериментов была выделена группа черт, при определенных условиях могут способствовать формированию макьявеллистичного типа лидерства, а именно: екстравертованисть; импульсивность и гиперактивность; жажда чувств; неспособность к продолжению решения задач в случае предыдущей неудачи; высокая сексуальная активность ; стремление к риску.

Вероятно, что для реализации такого "набора" рис человек (особенно ребенок или подросток) может стремиться к участию в "действиях, требующих высокой степени риска". Часто макьявеллистичний тип личности стремится общественного признания, причем не только привычным способом (через реализацию своих способностей на политической арене, в качестве влиятельного ученого т.п.), но и с помощью громких преступлений. Вспомним хотя бы короля американской мафии Аль-Капоне с его демонстративными и резонансными преступлениями.

Длительные исследования на Западе обнаружили и определенные физиологические особенности у людей с выраженным желанием получить власть. Zuckerman (1989 год) обнаружил у мальчиков, склонных к навязыванию своей власти другим, повышенный уровень допамина-бета-гидроксилазы, пониженный уровень адреналина и норэпинефрина. Люди с высоким уровнем признаков макьявеллизму имели заниженный уровень серотонин-метаболита и моноаминов-оксидазы, разрушающих серотонин, допамин, эпинефрин и норепиефрин.

Другим фактором, влияющим на поведение человека с патологическим стремлением к власти, является уровень тестостерона, который играет роль активатора сексуальной деятельности. Тестостерон играет двойную роль в развитии макьявеллизму: с одной стороны, он действует как механизм личностной активности, а с другой - способствует постоянному наращиванию этой активности. Различные вариации активности генов при таких условиях, по мнению авторов исследований, приводят к специфическим формам поведения, что может проявляться в формах психотизму, агрессии, импульсивности, эскапизма, стремлении к поискам различных видов самоудовлетворения. Udry (1993 год) предположил, что уровень тестостерона в крови и стремление к реализации властных способностей могут взаемовпливаты друг на друга. Многочисленные эксперименты подтвердили, что мальчики с повышенным уровнем тестостерона взрослеют раньше, растут большими и склонными к дракам. Серией подобных экспериментов было также обнаружено, что те, кто имел повышенный уровень тестостерона и пониженный уровень адреналина, серотонина и моноаминов-оксидазы, были: более предсказуемыми инициаторами проявлений агрессии по отношению к их окружения; более склонными к установлению лидирующих позиций во взаимодействии с другими.

Другой пример корреляции тестостерона и антисоциального поведения были приведены Dabbs and Morris (1990 год) которые установили взаимосвязь между уровнем тестостерона и склонностью к проявлениям агрессивного поведения и попытками к навязыванию своего превосходства у представителей низших слоев общества. Однако эта связь не прослеживалась среди репрезентантов среднего и высшего классов. Авторы эксперимента объяснили это широкой социализацией последних, что, по их мнению, является превентивным фактором по отношению к проявлениям агрессии. Таким образом, можно констатировать, что "шире" социализуюче круг индивида препятствует чрезмерному росту уровня тестостерона. Это, в частности, подтверждается и тем, что лишь достаточно небольшой процент представителей зажиточной части населения имеет избыток тестостерона. (Действительно, если выборочно взять список лидеров с ярко выраженными признаками макьявеллизму, то подавляющее большинство их происходит из семей с достатком ниже среднего, значительный их процент является рожденных в сельской местности или хотя бы вне больших городов).

Следовательно, можно отметить, что окружение и первичная социализация играют важную роль в этиологии макьявеллизму, но их влияние может варьироваться в зависимости от тех или иных особенностей генотипа человека.

Методы исследования макьявеллистичнои мотивации личности


Важная роль в исследовании феномена макьявеллизму принадлежит американскому психологу Р. Кристи, который изучал способности людей с высокой мотивацией к власти, основой которой было желание с выгодой для себя реализовывать те или иные действия. Автор разработал "шкалу макьявеллизму" - "Mach scale" . За основу ее Кристи принял высказывания из двух трактатов Макиавелли - "Размышления" и "Монарх". В конечном варианте вопросник содержит двадцать подобранных и сравнительных по шкале социальной желательности групп из трех утверждений, из которых надо выбрать один, например:

А. Люди становятся настолько ленивыми и легкомысленными отношении себя, что добром для нашей страны это не кончится.
В. Лучший способ иметь дело с людьми - говорить им то, что они хотели бы услышать.
С. Было бы неплохо, чтобы люди стали добрее к менее удачных, чем они сами.
А. Унижение не только не приносит пользы, но вредно.
В. Природа создала человека таким образом, что она, желая много, способна была это получить.
С. важная вещь в жизни - победа.


Или:

А. Лучший способ делать с людьми то, что ты хочешь, это говорить им правду.
В. Никогда не говори другим, почему ты это делаешь, к тому времени, когда это не станет необходимым.
С. Тот, кто безоговорочно доверяет другому, рискует столкнуться с неприятностями.


Высокая степень макьявеллизма ("Нigh Mach) по шкале" Mach scale "характеризуется Р. Кристи как" относительная недостаточность влияния в межличностных отношениях, слабое соотношение с общепризнанной морали, недостаточную степень идеологических убеждений ". Для "High Mach" окружение служит лишь средством для реализации своих желаний. "Ярко" выраженным макьявеллистам присуща тенденция действовать так, как они считают необходимым, обеспечивающий эффективное использование ими всех ресурсов, предоставляемых той или иной ситуацией. Сам Р. Кристи определяет людей с высокой степенью признаков макьявеллизму как чрезвычайно целеустремленных и противопоставляет их слабой степени проявления макьявеллистичних рис - "Low Machs. Он характеризует "High Machs" как, более успешными в решении конфликтов глазу на глаз. (Люди с высокой степенью макьявеллистичнои мотивации к тому же оказываются чрезвычайно одаренными ораторами, способными убеждать, однако сами не склонны быть переубежденными.

Людей, которые набрали по шкале макьявеллизму большее количество баллов, отличает от лиц с меньшими показателями большая сосредоточенность и спокойствие. Лучшие ситуации для проявлений их способностей - ситуации непосредственного взаимодействия с людьми, когда им предоставляется свобода импровизации и возможность делать то, что они могут и хотят делать.

Лица с сильной макьявеллистичною мотивацией значительно менее склонны проявлять сочувствие к проблемам других и в "излияния" мыслей. Они байдужишимы, черствыми и склонны ласки. Как и социопат, "High Machs" не склонны признавать собственные ошибки или вины, кроме того, вранье является правдоподобной, а сами они могут внушать больше доверия, чем другие. Лица с высокой степенью макьявеллизму не поддаются грубом социальному давлению, толкающий к уступкам, сотрудничества или изменения установок. На основе выводов, сделанных в ходе анализа лиц с высокой степенью макьявеллизму, Р. Кристи попытался дать определение этому понятию: "Если макьявеллизм имеет какое поведенческое определение, то это, в первую очередь, стремление манипулировать людьми".

Geis и Levy (1970 год) определили, что "High Machs", которых они охарактеризовали как безличные, склонных к познанию, рациональных и "прохладных", оказываются более щепетильными и аккуратными, чем "Low Machs", а их ошибки являются скорее случайными, чем связанными с определенными личностными качествами. Исследование Eliasz и Reykowski (1986 год) и Tranel и Damasio (1990 год) показали, что "High Machs" менее чувствительными к социальным и эмоциональных сигналов, чем "Low Machs".

Поведение людей с высокой степенью макьявеллизму характеризуется большей рациональностью в ситуациях, требующих определенных видов соревнования или конкуренции. Однако в ситуациях, требующих формирования долговременных коалиционных связей, лица с низкой степенью макьявеллизму удачнее выбирают партнеров.

Интересные результаты дали исследования по поискам разницы между "High Machs" и "Low Machs", проведенные в 1976 году. Они установили, что лица с высокой степенью макьявеллизму на вопрос "Как будут чувствовать себя люди в тех или иных ситуациях?", Предположили, что реакция людей будет точно такая же, как и их собственная, в то время как "Low Machs" предположили, что другие люди могут вести себя по-другому.

Существуют и другие методики исследования типов личности. Среди основных следует выделить опросник Р. Кеттелла; опросник межличностных отношений Т. Лири; патохарактерологичний диагностический опросник (ПДО); тематический апперцепционный тест (ТАТ) и т.д. Хотя эти тесты и не позволяют определить наличие именно макьявеллинистичного характера, однако они могут определить предрасположенность личности к доминантности, лидерства в межличностных отношениях, что является определенным признакам макьявеллизму.

Таким образом, нужно отметить, что проблема макьявеллизму продолжает оставаться одной из ведущих предметных областей современной политической психологии. Дальнейшие исследования в этом направлении непременно должны иметь прикладной характер и базироваться на эмпирических результатах. Такие научные разработки дадут ученым возможность точнее прогнозировать механизмы и особенности поведения политических лидеров, в условиях глобализации политики имеет не только локальное, но и мировое значение.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...