На авансцену выходит "поколение рубежа"


Татьяна Поснова,
ассистент кафедры психологии
Черновицкого национального университета
им. Ю. Федьковича


Анализ политических, социальных, экономических, психологических трансформаций, происходящих в современном украинском обществе, требует внимательного исследования такого феномена, как политическая социализация молодежи. Необходимо всесторонне и глубоко изучить механизмы и динамику вхождения этой части общества системе политико-властных отношений. Ведь нынешняя молодежь является своеобразным "поколением рубежа" [1, с. 72] между недавним тоталитарным коммунистическим системой и свободным гражданским обществом, к построению которого подошла украинское государство.

Проблемы социализации личности впервые исследовались в работах таких западных социологов и психологов, как З. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Г. Гуддингс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Р. Мертон, А. Парк, Дж. Кольман Д. Истон, Дж. Деннис и другие. Продуктивно изучали эти проблемы и украинские ученые и их коллеги из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР (Л. Выготский, Г. Костюк, С. Максименко, Л. Божович, И. Кон, В. Мьясищев, Г. Андреева, Л. Орбан - Лембрик, Н. Абдюкова и другие). Вопрос политической социализации в последние годы рассматривались в работах Л. Войтасика, Ю. Шерковина, М. Слюсаревького, И. Жадана. Заметный вклад в решение политико-психологической проблематики сделали и такие известные украинские ученые, как И. Бекешкина, М. Головатый, Е. Головаха, В. Казмиренко, М. Михальченко, М. пирен, В. Шаповал и другие.

Тем не менее, проблема требует дальнейшего глубокого психологического анализа, для чего необходимо осуществлять специальные экспериментальные исследования для изучения факторов, механизмов и особенностей вхождения молодежи в политическую жизнь в условиях переходного общества. Необходимость выделить проблему политической социализации как отдельный предмет исследования предопределяется непростыми процессами включения молодежи в сложной системы современных социально-политических отношений, привлечением к активной политической жизни Украины нового, незаангажированного поколения. Как справедливо заметил политолог В. Малинкович, "украинское государство в определенный мере уже сложилась, но нации - нации политической - у нас еще нет" [5, с. 24].

Процессы реформирования, происходящие в современном украинском обществе, требуют рассматривать проблему политической социализации молодежи под особым углом зрения. Во-первых, молодежь является одной из крупнейших социально-демографических групп нашего общества, во-вторых, каждый год экономически активное население страны пополняется выпускниками учебных заведений, которые стремятся найти свое место в обществе, в-третьих, актуальность политической социализации обусловливается сложностью обстоятельств, в которых оказалась современная молодежь. Существуют глубокие противоречия между новыми социально-экономическими, политическими требованиями и качествами личности, которые традиционно формируются социальными институтами современного украинского общества.

Необходимо также учитывать характерные черты, присущие нынешним общественно-политическим процессам: сильное влияние устоявшихся форм предварительного устройства; ощутимый рост национального самосознания; распространение коррупционных, девиантных проявлений и бездуховности. Следствие всего этого - нарастание политической "усталости" и апатии у большинства граждан, уменьшение интереса к политическим процессам, особенно в молодежной среде [6, с. 210].

Отсюда следует, что обстоятельства, при которых осуществляется политическая социализация личности, во многих случаях негативно влияют на ход процесса адаптации новой генерации к новым общественно-политических условий и включение ее в общественно-политическую деятельность.

Следует отметить, что политическая социализация является объективным процессом вхождения индивида в политическую систему и предусматривает усвоение индивидом или группой политической культуры, политических ценностей, норм, образцов поведения и способов политической деятельности, а также творческое, активное отношение к ним [5, с. 208].

Политическая социализация является двусторонним процессом взаимодействия общества и личности. Социум может влиять на личность стихийно, в виде различных обстоятельств жизни, которые могут носить характер ривноспрямованих факторов, или осуществлять влияние в условиях целенаправленного, организованного и планомерного процесса развития личности [7, с. 64].

С другой стороны, процесс политической социализации включает мотивированное усвоение индивидом социально-политических норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих обществу. Во всех случаях политическая социализация отражает интересы самого человека и общества, к которому она адаптируется. Под действием социально-политических, экономических и психологических обстоятельств формируется политическое сознание и политическое мышление личности, а социально активная личность, в свою очередь, способна влиять на социально-политические процессы и способствовать обновлению общества. Отсюда следует, что обстоятельства, в которых осуществляется политическая социализация личности, непременно накладывают отпечаток на формирование политического сознания, мышления и поведения личности.

Психологи и социологи выделяют целый ряд факторов, которые предопределяют социализации личности на протяжении всей ее жизни. Отечественные и зарубежные ученые предлагают несколько классификаций факторов социализации. Согласно классификации, предложенной, например, А. Мудрик, выделяются три основные группы факторов социализации:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

мезофакторы (этнос; место и тип поселения - регион, село, город, средства массовой коммуникации - радио, телевидение, газеты и т.п.);

микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные, общественные группы и др.) [9, с. 41].

Попробуем кратко охарактеризовать особенности весомых, по нашему мнению, факторов политической социализации на данном этапе развития украинского общества.

Семья - первый социальный институт, который дает ребенку знания о сложный мир общественных отношений. Первые политические представления начинают формироваться у ребенка довольно рано. Уже в 3 - 4 года она получает, в доступных для него формах, первые представления о государстве и политике через семью и ближайшее окружение. Оседая в подсознании, такая информация постепенно дает о себе знать в будущем. В семье ребенок усваивает элементы духовной культуры, моральные и политические ценности, присущие ее семье. Реальная ценность вклада семьи в прививание общественной и политической сознательности детям зависит от общественной, политической позиции старших поколений, их включение в общественно-политическую жизнь. Как свидетельствуют данные многих исследований, семья является важным источником получения политической информации для многих молодых людей.

Не требует доказательств то, что проблемы общества находят свое отражение в проблемах микросоциума - семьи. Родители часто еще сами не овладели формами мышления, образцами поведения, нормами и ценностями, которые отвечают требованиям времени и, следовательно, не могут передать детям свой опыт адаптации к реалиям сегодняшнего дня. В этом плане политическая социализация старшего и младшего поколений во многих случаях происходит одновременно. Поэтому молодежь вынуждена искать ориентиры в современном политическом мире самостоятельно.

К обозначенных проблем следует добавить появление таких негативных факторов, как девальвация семейных и моральных ценностей, чрезмерный прагматизм и индивидуализм, низкая политическая культура и политическая апатия родителей и т.д. Это лишь неполный перечень неблагоприятных условий, при которых происходит первичное приобретение ребенком социальных и политических знаний, закладываются основы формирования гражданственности.

Важным фактором политической социализации молодого человека является его общение с ровесниками на разных возрастных этапах. Во взаимодействии с группой усваиваются нормы и способы действий, осуществляется коррекция поведения в соответствии с ними. Таким образом получается детская субкультура, которая занимает особое место в общечеловеческой культуре. В советском обществе функцию политической социализации молодежи выполняли пионерская и комсомольская организации. Сегодня эта ниша остается незаполненной, начался процесс десоциализацию. Как результат - ощущение некоторой неудовлетворенности у молодежи и поиск новых форм колективисткости часто носят деструктивный и даже криминальный характер [3, с. 79 - 87].

Политическая сфера демократического общества включает общественно-политические организации и движения. Наблюдается тенденция к увеличению количества молодежных организаций в Украине (от 7 в 1993 году до 109 в 2003) [2, с. 158. Наряду с этим существует большое количество организаций, возникают и исчезают, не проявив никакой активности, оказавшись нежизнеспособными в современных условиях [8, с. 27]. Молодежь остается вне общественно-политической деятельностью, составляя лишь небольшой процент среди сторонников фактически всех партий, которых в настоящее время в Украине около ста.

Особую роль в активизации деятельности по политической социализации молодежи играют учебные заведения. Именно они знакомят детей с государственной символикой, культурным и политическим наследием украинского народа, с характеристиками различных избирательных систем. Учась, дети получают представление о государственном устройстве, политике общества, правовые нормы и правовые системы, права и обязанности граждан.

Система образования в любой стране призвана прививать молодому поколению чувство принадлежности к определенному социума, народа, общества и не может стоять в стороне процессов государственного. Последние годы характеризуются ростом роли учреждений образования в формировании гражданской, политической сознательности молодежи. Вверх 2002/2003 учебного года в Украине насчитывалось 380 высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации, количество студентов увеличилось за последние одиннадцать лет с 881,3 тысячи до 1686 тысяч [2, с. 62]. Все больше молодых людей связывает возможность достижения жизненного успеха с высоким образовательным уровнем. По данным социологического опроса, который проводился в июне 2002 года, для 90% опрошенных молодых людей образование является важной ценностью, 70% заинтересованы в высшей образовательной подготовке, поскольку связывают с ней возможность получить престижную и высокооплачиваемую работе [2, с. 62].

Мощным фактором влияния на поведение, взгляды, политическую социализацию молодежи в целом осуществляют средства массовой коммуникации (СМК). Как свидетельствуют исследования, они для большинства молодежи является основным источником получения информации о политической жизни.

Сегодня психологи, педагоги, философы с тревогой отмечают негативное влияние СМК на формирование и развитие личности. Как социальный институт, ЗМК влияют на личность не только посредством подачи определенной информации, но и предлагая определенные образцы поведения героев книг, фильмов, телепередач. Анализ теле-, радио-и книгопродукции показывает, что в этой сфере преобладает пропаганда низкопробных изделий западной попкультуры. Ощущается острая потребность программ социально-политического направления, способных вызвать интерес молодежи к событиям в общественной, политической, культурном пространстве Украины, к общественно-политической деятельности.

На процесс политической социализации влияет и включенность личности в трудовую деятельность. Как положительный момент, следует отметить значительное увеличение доли молодежи в составе новых социальных слоев - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Вместе с тем именно молодые люди остаются наиболее незащищенной частью общества, которая пополняет ряды безработных. По данным статистики, в Украине лица в возрасте до 28 лет составляют 38,8% общего количества безработных, причем безработица больше беспокоит девушек и молодых женщин (73%), несколько меньше - юношей (48%) [6, с. 216. При таких условиях чрезвычайно важным является понимание молодежью взаимозависимости экономической ситуации и хода социально-политических процессов, осознание возможности влияния на эти процессы в демократическом обществе.

Процессы политической социализации дополняются еще одной важной формой социально-политической деятельности - государственной молодежной политикой, направленной на реализацию закона "О содействии становлению и развитию молодежи в Украине". Реализация его призвана создать благоприятные условия для развития и самоактуализации молодого поколения, способствовать формированию гражданского общества с участием молодежи на всех уровнях: общегосударственном, региональном, местном [4, c. 4, 5]. Среди очерченных приоритетов государственной молодежной политики на 2002 - 2005 годы особое место отводится созданию новой молодежной идеологии в украинском обществе; формированию молодого человека - гражданина демократической Украины; патриотическому и духовному становлению молодежи; развития молодежных общественных организаций. Этим должны создаваться предпосылки для успешного привлечения молодежи к социально-политической жизни. Но эффективность молодежной политики будет зависеть прежде всего от готовности самой молодежи к партнерству с государственной властью и налаживания двустороннего связи, от готовности молодого поколения взять на себя ответственность за ее осуществление, от признания и поддержки ею этой политики.

Таким образом, процесс политической социализации осложняется наличием многих проблем, присущих украинскому обществу в период общественно-политических трансформаций. Общеизвестно, что кризисные ситуации формируют специфические долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации, и в первую очередь это влияет на молодежь, которая еще не усвоила форм жизнедеятельности в период реформирования экономических и социально-политических основ общества.

Молодежь - динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом. Исходя из этого, создание благоприятных экономических и социальных условий для личностного роста молодых людей, формирование их творческой активности, способностей, навыков должно быть основой государственной молодежной политики, центром внимания всех социальных институтов общества.

Литература


1. Врублевский В. К., Хорошковский В. И. Новая Украина: вызовы XXI века / / Украинское общество на пороге третьего тысячелетия. Кол. монография / Под ред. М. А. Шульги. - М.: Ин-т социологии НАН Украины, 1999 - 687 с.

2. Воспитание национально сознательного, патриотически ориентированного молодого поколения, создание условий для его развития как фактор обеспечения национальных интересов Украины: аналитическо-информационные материалы. - К.: Государственный ин-т проблем семьи и молодежи, 2003. - 191 с.

3. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России / / Социс. - 2002 .- № 10.

4. Молодежная политика в Украине: аспекты государственного и общественного развития. - К., 2002. - 15 с.

5. Переосмысливая современность. Материалы международной конференции, октябрь, 2002, Москва / / Полис. - 2002. - № 2.

6. Пирен М. И. Основы политической психологии: Учебное пособие. - К.: Миллениум, 2003. - 418 с.

7. Попова А. В., Титаренко Ю. И. Социализация и профессиональное образование личности: монографию. Барнаул: Изд-во Академии экономики и права, 2001. - 335 с.

8. Соколов В., Рябика В. Гражданское общество. Действующие лица и исполнители / / Социс. - 2002. - № 5.

9. Социальная психология и личность в вопросах и ответах. - М., Гардарика, 2001, - 397 с.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...