Все о психологии
Деятельностный подход к психологии личности
Деятельностный подход к психологии личности
Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методологических принципов немного отечественной немного социальной психологии личности. Ключом к подлинно научному осознанию личности Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в определенных соц критериях. . .».
Деятельность порождает все на самом деле психологические феномены, свойства, индивидуальности, процессы и состояния. В значительное отличие от индивидума крупная личность «ни в котором смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (там же). В базе достаточно представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о разных ее видах и формах. Из всех кажется этих разновидностей в качестве главной выделяется совершенно предметная активная деятельность. Начальными единицами психического анализа личности являются деятельности субъекта, а не деяния, не операции, не психофизиологические функции либо блоки этих функций, Для осознания структуры личности принципиальной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, практически порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.
Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психическими составляющими деятельности являются ее мотивы. Леонтьев делит мотивы на два вида: мотивы стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он выделил психологичность осознания личности. Леонтьев отметил необыкновенную функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личного. В нем содержится отражение в сознании личности дела мотива к цели. Личностный глубокий смысл выступает как особенное практически сверхчувственное отличное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друге другом в практически связанную систему, весьма обозначенную Леонтьевым немного термином «смысловые образования личности».
Иерархические широкие связи мотивов образую г ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно совсем устойчивую конфигурацию основных, снутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупы деятельностей человека образуют вроде бы общий «психологический профиль» личности». Выстроенные на едином весьма деятельностном основании представления о личности дозволили Леонтьеву разглядеть непомерно широкий круг психических явлений в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (деяния, активная деятельность ) и весьма когнитивной сферах. В крайней особенное необыкновенное место занимают почти сознание и самосознание. В сознании происходит громкий процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей меж ними. В концепции Леонтьева категории крупная личность , сознание, активная деятельность выступают в собственном диалектическом содействии, триединстве. Это триединство отражено и в заглавии его крайней книжки: «Деятельность. Сознание. Личность».
Наиболее полная полная реализация немного деятельностного подхода в немного социальной психологии личности представлена в концепции немного деятельностного опосредования межличностных отношений, вполне разработанной А. В. Петровским. Социально психический упор данной концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: крупная личность , активная деятельность и коллектив. Значимость этих достаточно категорий вынесена в заглавие его книжки «Личность. Деятельность Коллектив».
Сущность концепции немного деятельностного опосредования сводится к последующему. Межличностные дела в группе опосредованы весьма содержанием и ценностями группы. Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций немного деятельностного подхода, в концепции Петровского определяется тем, что эта активная деятельность совместная, социально порядком детерминированная. Социально психические явления в группе определяются весьма содержанием данной деятельности, совершенно многоуровневой вполне структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого в частности развития – от практически диффузной группы до развития коллектива, который несомненно представляет собой группу, где «межличностные дела опосредуются общественно ценным и личностью весомым весьма содержанием совершенно совместной деятельности».
Петровский с учениками детально проанализировал исключительно большой состав социально психических феноменов мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях, референтность, самочувствие личности в группе, самочувствие группы, высокая самооценка , особенно ожидаемая максимальная оценка , непререкаемое лидерство , вполне коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно практически ориентационное неразрывное единство , сопоставимость, парадокс возложения ответственности Субъектами всех кажется этих феноменов являются группа и крупная личность.
Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к принципиальному для немного социальной психологии личности выводу «личность быть может понята лишь в системе особенно устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совершенно совместной деятельности для каждого из участников». Личность в данной широкие связи с деятельностью выступает в «качестве достаточно целостного (совокупного) субъекта относительно немного устойчивой системы субъект—объект—субъект и субъект субъект достаточно объектных отношений, складывающихся в деятельности и общении и оказывающих действие на остальных людей».
Выделение главенствующего в личности отдало Петровскому весьма основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений. В весьма конечном итоге концепция немного деятельностного опосредования межличностных отношении дополняется концепцией интраиндивидуальной репрезентации личности и концепцией персонализации. В этих 3-х концепциях взаимосвязаны интер интра и мета персональная репрезентации личности.