Гипотезы в психологическом исследовании

Гипотезы в психологическом исследовании 

 

• понятие о гипотезе в научном исследовании психики 

• виды гипотез в психологическом исследовании 

• принцип фальсифицированности и верификованости научной гипотезы 

• экспериментальная гипотеза и ее особенности

• экспериментальные и статистические гипотезы 0-гипотеза 

• ошибки 1-го и 2-го рода при проверке статистических гипотез асимметрия выводов на основе экспериментальных результатов. 

 

Эксперимент является средством проверки предусмотрений, прогнозов, которые делает теория. Любая теория является внутренне непротиворечащей системой знаний о части действительности и содержит такие основные компоненты: 

 

• эмпирические факты и закономерности 

• систему аксиом, постулатов, гипотез, которые описывают объект теории 

• правила логического вывода, которые приняты в данной теории — логику теории 

• основные теоретические знания — множество утверждений, выведенных из системы аксиом по логике теории на основе интерпретации эмпирических фактов. 

 

Теории не только описывают реальность, а и прогнозируют определенные явления действительности. Точность и широта прогноза определяют ценность теории. В случае “дефицита” знание для объяснения фактов действительности возникают проблемы, постановка которых ведет к формулированию гипотезы относительно возможности ее решения. 

 

Гипотеза ( от грец. hypothesis — предположение то, что ложится в основу) — это научное утверждение, правдивость или ошибочность которого неизвестные, но могут быть проверенные в опыте эмпирическим путем. Как делает замечание Д. Кемпбелл, гипотеза является звеном, которое связывает “мир теорий” и “мир емпирий”. 

 

С точки зрения возможности их эмпирической проверки выделяют такие виды теории: 

 

• теории нижнего уровня, прямо связанные с эмпирией ( как говорят, максимально нагруженные эмпирически), истинность которых можно проверить непосредственно например, анализ динамики малых групп есть возможным только на основе эмпирически виокремлених их отличий от других социальных сообществ 

 

• теории среднего уровня, которые не непосредственно относятся с эмпирией, а позволяют выдвигать гипотетические утверждения, доступные эмпирической проверке, например теория поля согласно этой теории “квазипотреби” и, соответственно, “ системы напряжений”, что возникают, обусловливают поведение личности (известный фильм К. Левина о девочке Ханну, которая устала и старалась сесть отдохнуть на камень, который ее очень заинтересовал, и она хотела его осмотреть в результате две квазипотреби — желание сесть на камень и желание осмотреть его — привели к тому, что девочка “дзигою” крутилась вокруг камня) в этом случае выдвинутые в теории конструкты (“квазипотреби”, “ системы напряжений”) могут служить объяснениям других эмпирических закономерностей (например, эффекта Зейгарник — “прерванного действия”) 

 

• теории верхнего уровня, которые непосредственно не выдвигают эмпирически нагруженных гипотез понятие в этих теориях имеют максимальную степень обобщенности, или, иначе говоря, статус категорий на их основе возможная разработка теорий среднего уровня, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность эмпирического доведения (например, теория деятельности О. Леонтьєва конкретизируется в теориях среднего уровня, в которых уточняется, о каких видах деятельности речь идет (работа, обучение, игра), тем самым обеспечивается возможность конкретного эмпирического исследования). 

 

При создании теории могут быть использованные индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод предусматривает движение от частного к общему, от фактов до теории, когда общее теоретическое знание выводится, исходя из закономерностей, которые были получены в единичных случаях. Е. Дзуки делает замечание, что понятия, которые были выведены индуктивным путем, в строгом понимании являются недоказанными, поскольку недоказанным есть самое положения о том, что можно делать универсальные (общие) положение, исходя из отдельных и частичных утверждений. 

 

Исследовательница утверждает в связи с этим, что закон, который был получен с помощью индукции, на самом деле является хорошей гипотезой, которую нужно проверить в по возможности большему количеству экспериментов . Согласно дедуктивному методу гипотеза, наоборот, является общим утверждением, которое потом подлежит эмпирической проверке, когда сначала исследователь формулирует определенные постулаты, а потом собирает данные с целью проверки этих гипотез. 

 

Оба этих метода дополняют друг друга и используются взаимоувязанно. 

 

Если теория подтверждается, на ее основе можно делать новые прогнозы, которые также могут быть проверены в эксперименте. Если же теория не подтверждается, существуют две возможности: или теорию нужно модифицировать для объяснения новых данных, или модифицировать нужно эксперимент с целью более придирчивой проверки теории. Во всяком случае после того как на основе результатов эксперимента сделаны выводы необходимо вернуться к блока “реальный мир” и решить, что необходимо модифицировать — теорию, эксперимент или то и другое.

 

Стрелка, который ведет от блока “выводы” к блоку “реальный мир”, обозначает факт неперервности процесса научного познания действительности. Ведь на самом деле отдельный эксперимент не позволяет даты окончательный ответ на все вопросы, которые поставлены научной проблемой. Ученые беспрерывно формулируют теории, которые объясняют явления реального мира, и постоянно проводят эксперименты, чтобы проверить эти теории. 

 

Вообще различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической проверке. Теоретические гипотезы являются составляющими теорий и предлагаются для устранения внутренних разногласий в теории или для преодоления неузго дженостей теории и экспериментальных результатов. Теоретические гипотезы должны удовлетворять принципам фальсифицированности (быть отклоненной в эксперименте) и верификованости (быть подтвержденной в эксперименте). 

 

Принцип верификованости есть относительным, поскольку всегда существует вероятность отклонения гипотезы в следующих исследованиях. Принцип фальсифицированности есть абсолютным, поскольку отклонение теории всегда окончательное. Следует заметить, что теория отвергается тогда, когда выявленный экспериментальный эффект, который воспроизводится и противоречит выводам из теории. Эмпирические гипотезы выдвигаются для решения проблемы в эмпирическом исследовании. 

 

Выделяют такие их разновидности: 

 

• о наличии феномена, когда в опыте приходится существование определенных фактов психической реальности (например, феномена конформизма) 

 

• о наличии связи между феноменами (например, связи между уровнем интеллекта и порядком рождаемости) 

 

• о наличии причинно-следственной связи между феноменами. Именно последняя разновидность гипотез и называют собственно экспериментальными гипотезами. 

 

Экспериментальные гипотезы представляют собой конкретизацию теоретического предположения в сроках зависимой, независимой и дополнительных сменных. Хорошая экспериментальная гипотеза должна удовлетворять требованию простоты, то есть предлагать более простое объяснение исследуемого явления, иметь определенную теоретическую преемственность, то есть содержать предыдущие теоретические элементы, а также иметь операциональний характер, то есть быть такой, чтобы ее можно было проверить на практике, соотнося сменные с конкретными операциями, с помощью которых эти сменные можно было бы измерить. 

 

В связи с этим далеко не все теории можно непосредственно проверить в эксперименте. Так, в частности, Л. Х'єлл и Д. Зиглер называют проблемы, которые возникают у экспериментаторов, которые хотят проверить, скажем, психоаналитическую концепцию З. Фрейда.

 

Это, во-первых, невозможность воспроизведения клинических данных в эксперименте, который сурово контролируется во-вторых, невозможность даты “рабочие” определения положением психоанализа, которые часто сформулированы таким образом, который с них можно сделать неоднозначные выводы в-третьих, затрудненность согласования с теорией результатов эксперимента, которые основываются на нечетких и неопределенных умозаключениях в-четвертых, теория психоанализа имеет характер “ послесловия”, то есть более адекватно объясняет прошлое, чем предусматривает будущее. 

 

При этом это не означает, что психоаналитическая теория есть недостоверной. Скорее всего, по мнению исследователей, на данный момент не существует общепринятых методов и процедур операционализациї теоретических положений . Г. Готтсданкер делает замечание, которые именно в вопросе перевода абстрактных или теоретических понятий на язык конкретного эксперимента даже лучшие психологи иногда демонстрируют сомнительную логику. 

 

Исследователь приводит пример такого сомнительного перевода, ссылаясь на классическое исследование К. Левина, который оказал влияние авторитарного, демократического и либерального стилей руководства на эффективность групповой деятельности. Это исследование проводилось в группе 10-летних мальчиков. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)