Различные стили лидерства

Авторитарный стиль был представлен взрослым лидером, который сам принимал решение и делал много персональных замечаний. Демократические условия также обеспечивались взрослым лидером, какой, однако, содействовал коллективному решению вопросов и старался поддержать мальчиков. Либеральный стиль предусматривал полное невмешательство взрослого как в деятельность группы, так и в межличностные отношения. 

 

В результате оказалось, что в “демократических условиях” межличностные отношения были лучшими, а уровень групповой активности высшим, чем в других условиях. Экспериментальные условия, по мнению Р. Готтсданкера, недостаточно полно репрезентуют соответствующие социальные системы прежде всего за невозможностью реализоваться полностью, потому что имело времени для проведения исследования. Кроме того, не ясно, насколько эти кратковременные эксперименты с детьми, которые жили в разных условиях, семьях и т.п., могут свидетельствовать о поведении индивидов, которые постоянно находятся в соответствующих социальных условиях. 

 

Вместе с тем исследователь отмечает, что данный эксперимент был валидним настолько, насколько это практически возможно реализовать . Г. Фресс объясняет три классических подхода к исследованию отношений, которые заданы в экспериментальной гипотезе. 

 

Это, во-первых, функциональный подход, который направлен на выявление того, как одна и та же личность (Р) реагирует ( R1, R2, R3...) на разные экспериментальные ситуации (S1, S2, S3...). Примером такого подхода может быть, в частности, исследования меры запоминания в зависимости от количества повторений. 

 

Во-вторых, это структурный подход, направленный на изучение отношений между ответами R1, R2, R3..., которые дают возможность оказать с помощью факторного анализа структуру явления. Например, реакции исследуемого на разные эмоционально значащие ситуации помогают представить особенности и составные эмоциональной сферы личности. 

 

В-третьих, это дифференциальный подход, по которому анализируются реакции разных людей (Р1, Р2, Р3...) на одну и одну и ту же ситуацию. Отличия в реакциях R1, R2, R3... свидетельствуют об отличиях в Р1, Р2, Р3... Примером такого подхода есть, в частности, определения уровня эмоциональной уравновешенности в зависимости от пола . Экспериментальная гипотеза относится в такие “жесткие” условия проверки, чтобы были равными шансы получить данные как “за”, так и “ против”. Это означает, что экспериментальная гипотеза автоматически порождает контргипотезу — противоположную за формулированием основной гипотезе.

 

Кроме того, для установленных в эксперименте причинных зависимостей могут существовать другие причинные объяснения экспериментальных фактов, отличные и от основной, и от контргипотези. Эти объяснения называют “третьей” ( относительно основной и контргипотези) конкурирующей гипотезой. Очевидно, что этих третьих гипотез может быть несколько. Именно их обоснованность определяет возможность принять или отклонить основные экспериментальные гипотезы. Итак, проверка экспериментальной гипотезы означает не только установление особенностей связи между вариациями сменных (ковариациї сменных), а и отсутствие других, конкурирующих объяснений влияния сменных. В связи с этим часто делают замечание, что эксперимент как образец гипотетико-дедуктивного соображения является методом отклонения правдоподобных гипотез. 

 

Таким образом, экспериментальный метод можно трактовать как процесс проверки научных гипотез каузального характера на основе применения определенных правил — нормативов экспериментального метода. Последние ставят довольно жесткие требования к формам сбора эмпирических данных (их контроля), к формам организации исследования, поскольку сбор эмпирических данных связывает с формами контроля за выводом, то есть возможностью обобщений за рамками ситуации исследования. 

 

В целом Р. Готтсданкер определяет такие разновидности экспериментальных гипотез: 

 

• контргипотеза — экспериментальная гипотеза, которая есть альтернативной к основному предположению возникает автоматически 

 

• третья конкурирующая гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой сменной на зависимую и, итак, возможные другие причины возникновения явления (зависимой сменной) 

 

• точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой сменной и зависимой, которое проверяется в лабораторном эксперименте, поскольку нуждается в выделении независимой сменной и “очищение” ее условий 

 

• экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальную) величину — предположение о том, на котором уровне независимой сменной зависимая набирает максимальное (минимальное) значение проверяется только в многоуровневом эксперименте 

 

• экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенной (количественной) изменения зависимой сменной с постепенной (количественной) изменением независимой также проверяется только в многоуровневом эксперименте 

 

• экспериментальная гипотеза с одним отношениям — предположение об отношениях между одной независимой и одной зависимой сменными 

 

• комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным объединением (комбинацией) двух (или нескольких) независимых сменных с одной стороны, и зависимой сменной — со второго. 

 

Итак, научные (теоретические) гипотезы формулируются как возможное решение проблемы, экспериментальные гипотезы используются для организации эксперимента, а для количественной оценки вероятности ошибки при принятии решения относительно экспериментальных фактов и, учитывая это, признании их достоверными или значащими, формулируются статистические гипотезы. 

 

Статистическая гипотеза представляет собой предположение относительно значимости определенного параметра, который исследуется в эксперименте, и есть необходимой на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. При проверке статистических гипотез используются лишь две гипотезы — Н1 — гипотеза об отличии (или отсутствие ковариациї между сменными) и Н0 — гипотеза о сходстве, которое свидетельствует об отсутствии отличий между экспериментальными и контрольными данными и, соответственно, отклонение основной экспериментальной гипотезы. 

 

Такие действия называют проверкой на значимость. Когда нуль-гипотеза отвергается, говорят, что отличия между данными есть статистически значащими когда не отвергается — статистически незначащими.

 

Подтверждение статистической гипотезы о значимости выявленного отличия должны быть интерпретировано как невозможность отклонения экспериментальной гипотезы. Самая же экспериментальная гипотеза не может полагать “доказанной” и остается открытой для проверки в других экспериментах, в других условиях и другими методическими средствами. 

 

Как правило, исследователь старается подтвердить гипотезу об отличиях результатов контрольной и экспериментальной групп. В этом случае выдвигается нуль-гипотеза о тождественности этих результатов. Г. Готтсданкер делает замечание, которые для такого “хода от противоположного” есть существенные основания. 

 

Так, как уже отмечалось раньше, в любом реальном эксперименте приходится исследовать истинность нескольких утверждений, в частности, истинность: 

 

• основной гипотезы, когда, скажем, зависимая сменная имеет большее значение для условия А, чем для условия Б, например, гипотеза о том, что скорость реакции (зависимая сменная) большая в присутствии других людей (условие А), чем наедине (условие Б) 

 

• контргипотези, когда зависимая сменная имеет большее значение для условия Б, чем для условия А (например, скорость реакции меньшая в присутствии других людей, чем наедине) 

 

• третьей конкурирующей гипотезы относительно отсутствия влияния независимой сменной на зависимую ( в нашем примере — на скорость реакции не влияет, работает исследуемый в присутствии других людей или наедине) открывает возможность другого объяснения причин разной скорости реакции исследуемых . 

 

Последнее на статистическому уровне означает, что между условиями А и Б не существует значащих отличий. В этом случае нуль-гипотеза не может быть отклонена. Следует заметить, что в отдельных экспериментах, как правило, оказываются, хотя часто и незначительные, отличия между условиями А и Б ( вследствие принципиальной невозможности абсолютной воспроизводимости психологических результатов). То есть на самом деле отличия между условиями А и Б существуют почти всегда. 

 

Статистическое решение позволяет оказать, насколько такие отличия являются значащими (насколько общее среднее различие между результатами влияния А и Б есть далекой от 0) и, соответственно, или можно отклонить нуль-гипотезу. Гипотезы, которые не отвергаются в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Величина отличия между условиями, необходимая для отклонения нуль-гипотезы, определяется двумя факторами. Первый — это надежность экспериментальных данных. Чем высшая надежность ( в частности, большее число опытов и количество исследуемых), тем меньшее отличие, по которого допускается отклонения нуль-гипотезы. Второй фактор — имо 1-го и 2-го рода.

 

Ошибки 1-го рода исследователь делает, если отвергает истинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии ошибочной нуль-гипотезы (и, соответственно, отклонении правильной экспериментальной гипотезы). При этом чем высшая статистическая достоверность вывода (принятый уровень значимости), тем меньшая вероятность осуществления ошибок 1-го рода. 

 

Так, например, риск ошибки 1-го рода в 5 раз высший на уровне значимости 0,05, чем на уровне 0,01. Следует заметить, что статистические зависимости требуют содержательной интерпретации, поскольку сами по себе они не характеризуют ту часть эмпирии, на оценку которой направленные. 

 

Вообще принятие или отклонение статистической гипотезы не является единым условием принятия или непринятие экспериментальной гипотезы. Экспериментатор может провести новое исследование на расширенной выборке, модифицировав процедуру исследования, и получить результаты, которые в целом подтвердят экспериментальную гипотезу. 

 

Во всяком случае нужно помнить, что в психологических исследованиях нуль-гипотезу не следует принимать, если вероятность получить отличия, при которых нульгипотеза есть верной, меньшая 0,05. В целому же выводы, которые можно сделать на основе экспериментальных данных, являются асимметрическими: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятая, любая гипотеза всегда открыта для проверки. 

 

При этом отклонение экспериментальной гипотезы не означает отклонения теории, из которой она вытекает. К сожалению, процедура эксперимента никогда не может утвердить абсолютно достоверное психологическое знание. Как делает замечание В. Дружинин, эксперимент быстрее является наилучшим средством критики и отбора идей, чем средством рождения нового знания. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)