Этапы экспериментального исследования психики

Этапы экспериментального исследования психики 

 

организация эксперимента в психологии 

• характеристика этапов эксперимента 

• реальный и безупречный эксперименты 

• валидность эксперимента внешняя и внутренняя валидность и условия ее достижения 

• генеральная совокупность и экспериментальная выборка репрезентативность выборки 

• стратегии отбора исследуемых в выборку. 

 

Эксперимент в психологии проводится в несколько этапов. На теоретическом этапе определяется тема исследования, предполагается предыдущая постановка проблемы, в частности выявления, которое именно не удовлетворяет исследователя, которые причинно-следственные связи между явлениями психической реальности он бы хотел установить. Изучается необходимая научная литература, в частности определения базовых понятий за словарями и энциклопедиями из психологии и сопредельных дисциплин, составление библиографии научной литературы, которая содержит эмпирические дани, полученные другими исследователями, с объяснениями причин данных явлений. 

 

Результатом работы с научной литературой является уточнения проблемы, выбор объекта и предмета исследования, формулирование экспериментальной гипотезы в виде импликативного высказывание типа: “Если А... то Б”. Всегда существует вероятность, которая на этом этапе завершится разработка данной темы за невозможностью эмпирической проверки проблемы или практически полного ее освещение в научной литературе. Подготовительный этап состоит в составлении программы эксперимента. 

 

Здесь прежде всего уточняется, конкретизируется и операционализируется экспериментальная гипотеза. Это означает, что определяются конкретные сменные А и Б, которые входят в импликативне высказывание. При этом А и Б должны контролироваться в эксперименте: А — управляться экспериментатором, Б — регистрироваться им (непосредственно или с помощью специальной аппаратуры). Здесь же определяются и операционализуються промежуточные и внешние сменные, которые могут влиять на зависимую сменную. 

 

На этом этапе исследователю необходимо подготовить экспериментальное оборудование, которое позволило бы ему управлять независимой сменной и регистрировать зависимую ( речь идет о конкретных методиках и аппаратуре психологического эксперимента), продумать организацию условий эксперимента (помещение, время проведения и др.) с тем, чтобы или исключить влияние побочных сменных, или, чаще, поддерживать константность их влияния на зависимую сменную. План проведения эксперимента составляется на основе анализа путей достижения “чистоты” эксперимента в сравнении с безупречным (умственным) экспериментом.

 

Самое определение оптимальной последовательности экспериментальных действий и составления плана — логической схемы предъявления уровней независимой сменной исследуемым (или группам исследуемых) является центральным моментом подготовительного этапа. Здесь оказывается, какое число сменных необходимо контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследования. 

 

Согласно этому Д. Кемпбелл выделяет несколько видов планов для исследования связи между двумя сменными, которые он называет планами истинных экспериментов. Речь идет о простом плане для двух групп из предыдущим тестированием, план для двух рандомизованих групп без предыдущего тестирования, а также план Соломона, который объединяет оба плана. 

 

В случае, если план истинного эксперимента реализовать невозможно или нецелесообразно, применяются квазиекспериментальни планы. На этом же этапе происходит разработка образов фиксации и анализа результатов составляются инструкции за необходимости проводится пилотажное исследование, в котором происходит налаживания оборудования, уточнение инструкции по тем, чтобы она была понятная всем исследуемым пилотажное исследование есть целесообразным особенно в случае сложного, дорогого эксперимента. На этом этапе также формируется выборка — подбирается состав реальных исследуемых (или групп исследуемых). 

 

На этапе подготовки также важным есть рассмотрение этического аспекта исследования. Прежде всего решение относительно проведения эксперимента должно базироваться на основе оценки его взноса в психологию и благосостояние людей. 

 

При планировании исследования экспериментатор отвечает за этическую пригодность исследования и разработку мер, которые защищают права исследуемых. Запрещено использовать процедуры, которые могут нанести вред исследуемым. Исследователь должен защищать исследуемых от чрезмерных физических, умственных или эмоциональных нагрузок. Поэтому все необходимые измерения проводятся таким образом, чтобы свести к минимуму физический или психический риск для исследуемых. 

 

На собственно экспериментальном этапе осуществляется процедура экспериментирования. Здесь прежде всего проводится инструктирования исследуемых, что обязательно должно предусматривать их мотивирование через сообщение возможностей, которые обеспечивает им участие в эксперименте (материальное вознаграждение, возможность самопознания, помощь в решении личных проблем и т.п.). Необходимо убедить, что исследуемые правильно поняли инструкцию, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев отдельным исследуемым ( с целью избежания артефактов, обусловленных специальным вниманием исследователя к этим лицам).

 

В целому для этого этапа характерными есть три фазы. Первая фаза представляет собой передтест, когда одна или больше сменных измеряются к экспериментальному влиянию на исследуемый. Вторая фаза состоит в экспериментальном влиянии, то есть конкретных действиях экспериментатора относительно исследуемых. Третья фаза представлена посттестом, когда измеряются те самые сменные, которые измерялись на первой фазе, и определяется, повлияла ли на них экспериментальная процедура. 

 

Как правило, при этом сравниваются результаты экспериментальной группы, которая подлежала влиянию, с результатами контрольной группы, которая такому влиянию не подлежала. 

 

Особенно важно в процессе экспериментирования правильно организовать взаимодействие экспериментатора и исследуемого, которая во многом обусловливает надежность и правдивость экспериментальных данных. В процедуре экспериментирования часто принимает участие ассистент, который ведет общее наблюдение за поведением исследуемых и их по состоянию, ведет протокол, в котором регистрирует результаты, а также отклонение от программы эксперимента, следит за работой аппаратуры. 

 

После завершения эксперимента целесообразно провести беседу (постекспериментальне интервью) с участниками процедуры с целью уточнения отдельных процедур, их влияния на исследуемых и, за необходимости, снятие негативного влияния. При этом, если методика эксперимента требует, чтобы цель и гипотеза исследования были скрыты от исследуемых, здесь важно разъяснить то, что на самом деле происходило в эксперименте (чего требует этика психолога-исследователя). 

 

В связи с последним во время проведения эксперимента исследователь должен уважать свободный выбор человека и его право не принимать участие в эксперименте или выйти из него в любой момент, когда она захочет. Кроме того, нужно помнить, что информация об исследуемых, отри мана во время исследования, есть конфиденциальной. При этом вообще исследуемые имеют право не называть себя. 

 

Также необходимо учесть, что исследуемые во время эксперимента практически всегда волнуются относительно оценки их интеллектуального или личностного уровня, и, итак, лучше не сообщать им результаты (особенно негативные) тестовых процедур , а после эксперимента приложить силы относительно конструктивного обсуждения проблемы. На заключительном, интерпретационном этапе проводится прежде всего статистическая обработка результатов. 

 

Здесь экспериментальная гипотеза трансформируется в статистическую гипотезу, в частности, о сходстве или отличии двух или больше групп исследуемых (например, экспериментальной и контрольной групп), о влиянии независимой сменной, статистическая связь независимой и зависимой сменной и т.п.

 

При этом статистическое решение определяет значимость сходства (отличия) экспериментальных результатов. Для обработки данных целесообразно использовать стандартные пакеты программ для математической обработки данных, например, “SPSS”, “Statistica”, “Оса” и т.п.. Оценка достоверности, сходства и отличия результатов экспериментальной и контрольной групп проводится не только на основе статистических данных, а и в сопоставлении с другими эмпирическими данными. В случае расхождений с ними необходимые соображения, объяснение, предположение, почему именно наблюдаются отличия с данными других эмпирических исследований. 

 

В целому на основе анализа полученных данных формулируется вывод об отклонении или неотклонении гипотезы, дается интерпретация выводов в сроках теоретической гипотезы, делается предположения о возможности обобщения и распространение данных на других людей или ситуации, рассматриваются факторы, которые ограничивают возможности обобщения. 

 

На этом же этапе составляется научный отчет о проведенном исследовании. 

 

Составляющими отчета есть:

 

• вступление, где обосновывается актуальность и постановка проблемы, подается сжатый обзор предыдущих исследований, анализируются их результаты и разногласия, которые являются основой для следующих исследований проблемы, формулируется гипотеза, методика ее проверки, пересчитываются независимые, зависимые, промежуточные сменные и сменные, что контролируются 


• освещение процедуры исследования таким образом, чтобы при желании ее могли повторить другие исследователи — характеристика выборки, стратегия отбора исследуемых, время проведения, образ контроля сменных, инструкции и образ их предъявления, образа избежания артефактов, описание аппаратуры, которая использовалась в исследовании 


• основная часть — представление результатов и их анализ, оценка статистической значимости, для объяснения — таблицы и графики 


• выводы, в которых экспериментальные результаты соотносятся с гипотезой и результатами предыдущих экспериментальных исследований, теоретическое и методическое объяснения результатов, возможности их обобщения, перспективы дальнейших исследований или предложения относительно усовершенствования или отклонения теории, на основе которой проводилось исследование, освещение, каким образом результаты эксперимента можно использовать на практике. Важной проблемой, которая нуждается в решении на этапе составления программы эксперимента, есть анализ путей достижения “чистоты” эксперимента, который проводится через сопоставление реального эксперимента с безупречным — идеальным, бесконечным, полного соответствия. 

 

В идеальном эксперименте, за Д. Кемпбеллом, припускается изменение только независимой сменной, связанная с ней зависимая сменная контролируется. Все другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент требует тождественности (эквивалентности) всех исследуемых, устойчивости всех условий проведения эксперимента во времени. 

 

Достижение этих характеристик означает проведение всех экспериментальных влияний одновременно, когда одному и поэтому самому исследуемому одновременно предъявляются все уровне независимой сменной, что, очевидно, в реальном эксперименте есть невозможным. 

 

А все-таки идеальный эксперимент даст возможность оценить, насколько условия проведения реального эксперимента близкие к идеальным, обезвреживают или оставляют неизменными побочные влияния и, итак, определенной мерой определить достоверность данных. Нужно понимать, что проверка гипотезы проводится только для частичных случаев, которые имеют индивидуальные отличия. Стоит вопрос, или можно распространить результаты эксперимента на другие случаи, которые отличаются от этих, поскольку не существует идентичных данных ( кроме клона). 

 

Итак, необходимым есть бесконечный эксперимент, который длится бесконечно и, итак, учитывает все вариации задач. Очевидно, что реально он есть бессмысленным, ведь вся суть эксперимента состоит в том, чтобы на основе ограниченного количества данных сделать обобщенные выводы. 

 

Вместе с тем бесконечный эксперимент дает возможность определить необходимые условия проведения реального эксперимента, в частности, достат ньо большое количество опытов с тем, чтобы получить надежные дани на разных исследуемый в разных условиях. В этом случае экспериментальный контроль состоит в повторном проведении экспериментов, количество которых определяется исследователем. 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)