Национальное сознание на Украине

Определение национального сознания, ее главные признаки. В литературе по вопросам национального сознания и национального самосознания нет определенной определенности. Ряд авторов отождествляет понятие национального сознания и национального самосознания. Но значительная часть психологов, которые изучают проблемы этноса, различают эти понятия. 

 

Так, П. Гнатенко приводит три пункта, по которым отличаются национальное сознание и национальное самосознание. 

 

1. Различие по смыслу. В национальном сознании, в отличие от самосознания, формируются представления, образа, знание не только о собственной нациях, а и о других нациях и прежде всего о них, но из позиций собственного этноса. 


2. Различие по форме. Если национальное самосознание оказывается как на уровне индивиду, так и на уровне нации, то национальное сознание оказывается только на уровне нации. Итак, субъектом национального самосознания есть личность и национальная общность, а субъектом национального сознания -только нации.


3. Различие степени выражения эмоционального фактора. Значительную роль эмоциональный фактор играет в национальном самосознании. 

 

Автором также отмечается, что национальное самосознание является элементом национальной психологии. Национальное сознание не функционирует на бытовому уровне, а входит в состав национальной психологии и функционирует на теоретическому уровне общественного сознания. Итак, национальное сознание можно определить как осознания места и роле своей наций в системе общественного отношения, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей наций с другими социально-этническими сообществами, которые проявляются в идеях, чувствах, стремлениях. Язык и национальное сознание этноса. Среди факторов, которые найактивнише влияют на формирование национального сознания любого народа, самое важное место занимает культура и ее отдельные элементы. 

 

Приоритет среди этих элементов принадлежит языку. Выдающийся отечественный философ и филолог О. Потебня рассматривал язык не только как етнодиференциюючу, а и как етноформуючу признак любого народа. При этом "этническая специфика состоит не в том, что выражается, а в том, как выражается". Из этого положения вытекает ряд следствий: 

 

1) потеря народом своего языка равнозначная денационализации 

 

2) билингвизм в раннем детском возрасте приводит к маргинализации 

 

3) культурный и, в частности, языковое развитие в раннем возрасте содействует развитию национального сознания. На примере дискриминации украинского языка во времена тоталитарной власти мы можем наблюдать, как эта дискриминация влияла на национальное сознание украинцев.

 

И наоборот, как подъем национального сознания украинцев повлиял на возрождение украинского языка. В период после Второй мировой войны наблюдалась тенденция сужения сферы применения украинского языка, снижение национального сознания. В конце 50 -начала 60-х лет ХХ ст. почти 5 миллионов украинцев (12, 8 %) назвали родным языком российскую, в начале 70-х лет уже возле 6 миллионов (14, 5 %), а в начале 80-х лет -7, 8 миллиона (почти 18 %). Но в конце 80-х лет началось прозрение национального сознания, и во время переписи населения число украинцев, которое назвало родным языком российскую, значительно сократилось и имело 12 %. Но языковая ситуация в Украине серьезнейшая, чем свидетельствует статистка. 

 

Значительная часть украинцев, которая назвала родным языком украинскую, в повседневной жизни разговаривают на российском языке. Такому состоянию вещей содействовал не только городской образ жизни, а и определенная русификация системы образования. В середине 80-х лет 75 % школ оставались украиноязычными, но в них училась лишь половина всех учеников. В высших учебных заведениях и техникумах преподавания велось в основном на русском языке. Широкое использование российского языка объяснялось не столько пренебрежительным отношением к родной, украинской, языки со стороны украинского населения преимущественно из интеллигентных семей, а модой, слепым наследованием. В начале 90- х годов прогрессивная национальная интеллигенция оценила существующее состояние как угрозу существования этноса. Потерявши язык, этнос не перестает существовать как биосоциальна общность. Но, потерявши язык, этнос может потерять власть и государственность. 

 

5. Этническое самосознание Одним из основных и определяющих критериев существования этноса есть этническое самосознание. Этническое самосознание -это осознания народом в целом и каждой личностью, которая составляет народ, своей принадлежностей к определенному этносу, который базируется на общности языки, культуры, рис, исторической судьбы и признании особых специфично- исторических черт своего народа. 

 

Итак, главными признаками этнического самосознания есть осознания: этнической общности, особых этнопсихологических черт, особой этнической культуры. А также: социально-моральная самооценка, этническая самоидентификация. Этническое самосознание есть одним из главных следствий объединительных процессов. Она выступает существенным компонентом структуры этноса рядом с другими составляющими, такими, как общность происхождения, культура, язык, хозяйственная жизнь и т.п. Наличие этнического самосознания свидетельствует об определенном состоянии етногенетичного процесса, в частности о рождении этноса.

 

Этническое самосознание связано также с самоназванием народа, изменения которой отражают трансформацию как самосознания этноса, так и национальной идеи.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)