Факторы формирования идентичности в юности

 

Из всех проблем, с которыми встречались люди в ходе развития человечества, вероятно, наиболее загадочной является сама человеческая природа. В каких только направлениях не велись поиски, которых только концепций не было выдвинуто, - ясной и четкого ответа до сих пор человечество так и не нашло.


Актуальность исследования личной идентичности молодежи определяется необходимостью понимания психологических изменений в процессах развития личности, прослеживаются в тенденциях развития современного общества. Благодаря изменениям, происходящим в современном обществе, молодые люди имеют большой выбор идеологических, социальных и профессиональных возможностей. Перед психологической наукой встают новые вопросы о том, что именно наполняет внутренний мир современного молодого человека, как формируется ее индивидуальность.

В последнее время заметно возрос интерес к изучению юности как одного из определяющих этапов жизненного пути. Важно понять, какие психологические механизмы способствуют формированию активной молодого человека, развивается как уникальная личность, способная проверить и утвердить свои способности, достигать контроля над жизненными обстоятельствами, быть деятельным, продуктивной и счастливой.

Изучению юношеского возраста в современной психологии посвящено много исследований. Вместе с тем существуют большие расхождения во взглядах на основные импульсы развития в юности, временные рамки и главные особенности этого периода. Идентичность - это результат самоосознания и определения своего " я ". Способность к самоосознания и самопознания присуща исключительно человеку как субъекту сознания, общения и определенных действий относительно самой себя. Конечным продуктом процесса самопознания является динамическая система представления человека о себе. А. Г. Спиркин дает следующее определение самосознания: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, нравственности и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самооценка - это определенное отношение к себе: к своим качествам, возможностям физических [и духовных] сил [1, 2]. Самооценка это личностное суждение о личной ценность, которая выражается в установках, присущих индивиду [3, 4]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, чувства личной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу личного " Я ". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки на разных этапах становления личности. Для юношеского возраста является актуальным сравнение с другими людьми. Группы сверстников играют в детстве и юности очень важную роль, особенно для развития идентификации и формирования установок. По Соренсен (Sorensen, 1973), подростки значительноно легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со взрослыми людьми, даже если последние относятся к той же пола, расы, религии, что и они сами. Периодом возникновения сознательного " я ", как бы постепенно формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

Развитие самосознания и интереса к личному " Я " у подростков ведет к изменениям в характере. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. До 16-17 лет возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином " самоопределение. Проблеме самоопределения посвящен Чима-ло исследований психологов. В этих исследованиях сконцентрировано в основном две группы вопросов.

В трудах Б. Г. Ананьева [5,6], Л. И. Божович [7,8], A. H. Леонтьева [9], С. Л. Рубинштейна [10], 1.1. Чеснокова [11], В. В. Столин [12], А. Г. Спиркин [1] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности. Во второй группе рассматриваются специальные вопросы, в первую очередь связаны с особенностями самооценок, их взаимно  Музыченко Л. В., 2003 Музиченко Л. В. Факторы формирования идентичности в юности 297 связи с оценками окружающих. Работы Л. И. Божович анализируют психологическую природу самоопределение, потребность в котором возникает на определенном этапе жизни на грани старшего подросткового возраста и ранней юности.

Исследовательница обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка, отмечает, что потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой объединяются представление о мире и о самом себе, идет поиск ответа на вопрос о смысле своего личного существование. Самоопределение, считает Л. Божович, неразрывно связано с такой важной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как стремление к будущему, к тому же самоопределение предполагает выбор профессии. Вместе с тем понятие самоопределения у Л. Божович остается достаточно расплывчатым, не детализированным, не рассмотрены и механизмы самоопределения. И. В. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований [13] дают ей возможность утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предусматривает:

а) сформированность на высоком уровне психологических структур, в первую
очередь самосознания

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают моральные устои, ценностные ориентации и временные перспективы;

в) возникновение факторов индивидуальности как результат развития и осведомления своих способностей и интересов каждым старшеклассником [14].

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в нем достойное человека место предполагает, не завершены в своем формировании психологические структуры и качества, а полную зрелость личности, которая означает, что у старшеклассника сформированы психологические механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного развития его личности сейчас и в будущем.

В зарубежной психологии аналогом понятия личностное самоопределение  выступает категория -психосоциальная идентичность, разработана и введена в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном [15]. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является нормативная кризис идентичности . Срок - кризис  употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряется уязвимость и увеличивается потенциал личности, оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая - к негативному направлении.

 

Слово - нормативный имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяет чувство идентичности. Главной задачей, предстает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личного - Я .  Юноша должен ответить на вопрос - Кто я?  и - Каков мой дальнейший путь? . В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для нее важномы, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием личной ценности и компетентности. Важным механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослыми, которые составляют необходимую базу развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, корни которых ведут в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности и оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя относительно близких людей и общества в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он упорно работает, для того чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, потому что все предыдущие способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может происходить по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных поисков начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие совсем могут избежать кризиса идентичности. К таковым относятся те, кто беспрекословно принимает ценности своей семьи и избирает ниву деятельности, подсказанную родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность приобретается лишь после долгих и изнурительных проб и ошибок.

В ряде случаев человеку так и не удается достичь настоящего чувства личной идентичности. Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должна избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего - Я  вследствие растерянности, сомнений в возможностях скальных свою жизнь в нужное русло. Важным фактором в формировании идентичности становятся ценностные ориентации, т.е. элементы структуры личности, характеризующие содержательную сторону ее устремлений. В форме ценностных ориентаций в результате приобретения ценностей фиксируется найваго - Мише и важнейшее для человека.

Ценностные ориентации - это устойчивые инвариантные образования (- единицы) морального сознания - главные ее идеи, понятия, - ценностные блоки, смысловые компоненты мировосприятия, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. В юности главным ориентиром формирования идентичности являются социальные факторы.

По методике американского ученого Рокича из учебника Фельдмана был проведен опрос студентов НаУКМА относительно того, какие ценностные ориентации для них являются главными при выборе профессии) и какие ценности для них является базовыми. В опросе участвовал 41 студент из разных факультетов. Студентам были розданы списки различных ценностных ориентаций с инструкцией, в которой предлагалось проранжировать ценности за их значимости для себя.


Из результатов, приведенных в таблицах, видно, что главными ценностями при выборе профессии есть ценности, общие для всех студентов: на первом месте - интересная работа, приличная зарплата, возможность проявить себя, на последнем - равноправие, мир прекрасного, социальное признание. При выборе базовых ценностей подходы были более дифференцированы: для мужского пола важны свобода, интересная жизнь, наименее значимыми - спокойствие в стране и социальное признание; для женщин важнейшим фактором является счастье, свобода и внутренняя гармония; наименее ценными - равноправие, мир прекрасного и социальное признание.

Если сравнивать по факультетам, то для гуманитарного факультета главной ценностью является внутренняя гармония и счастье, а на последнем месте - мир в мире и равноправие. Для социальных работников и социологов самое главное счастье, а потом - свобода, наименее значимы равноправие и социальное признание. Для студентов юридического факультета важнее интересную жизнь и свобода, на последнем месте - спокойствие в стране и мире в мире. Теоретический анализ литературы по проблеме идентичности в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

1. В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, которое должно ценностно-смысловую природу, а также активное вы - значение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей.

2. Самый объемный выражением личной свободы является процесс формирования смысловой системы, в которой объединены представления о себе и мир.

Литература:

1. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание .- М., 1972.
2. Осницкий А. К. определения характеристик СОЦИАЛЬНОЙ адаптации / / Журнал практического психолога, 1998, № 1.
3. Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание .- M., 1986.
4. Круглое Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника / / Психологические особенности формирования личности школьника .- M., 1983 .- С. 4-15.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания .- Л., 1968.
6. Ананьев Б. Г. К. постановки проблемы развития детского самосознания - Изв. АПН РСФСР-Вып. 18 - M., 1948.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте .- M., 1968.
8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / / Вопросы психологии .- 1979, № 4 - С. 23, 24. L. Muzychenko
9. Леонтьев A. H. Деятельность. Сознание. Личность .- М., 1975.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т.-M., 1989.
11. ЧесноковаЫ. И. Проблема самосознания в психологии.-М, 1977.
12. Оишмн Я Я Самосознание личности - M, 1983.
13. Формирование личности в переходный период от подростков к юношеского возраста / Под ред. И. В. Дубровиной .- M., 1983.
14. Дубровин И. В. Школьная психологическая служба .- M., 1991.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. А. В. Толстых - M., 1996.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...