Психология детей. Аномалии родительской любви

Аномалии родительской любвиНаконец принципиально выделить, что немалый опыт порядком семейных отношений для малыша играет важную выдающаяся роль не лишь лишь в формировании его личности и в частности вполне жизненного сценария. Он также естественно является важным фундаментом, на в частности котором совершенный ребенок сформировывает и в частности строит свое достаточно восприятие Бога и в частности  широкое общение с ним.

Безусловно то, что Бог невидим и в частности немного непознаваем с помощью обыденного восприятия. В тоже естественно  жаркое время , Он — наш Отец, Родитель. О том, какими бывают предки, мы узнаем из опыта общения с нашими отцами и в частности матерями. В широкие связи с сиим мы чрезвычайно нередко неосознанно практически переносим немалый опыт отношений с земными родителями в ситуацию общения с Родителем Небесным. При всем на в частности самом деле этом непринципиально, что молвят предки ребенку о Боге словестно, для него важнее не то, что он естественно слышит от их, а то, что ощущает и в частности переживает в собственной семье. Ежели предки, приучая малыша к вере, молвят, что Бог есть Любовь, но при всем на в частности самом деле этом лишне строги, а иногда и в частности незаслуженно жестоки с ребенком, то слова о любви для него так и в частности останутся словами, пустыми и в частности порядком непонятными. А вот всё таки то, что бесчеловечная жестокость есть достаточно непременная наибольшая часть детско наконец  наконец родительских отношений, он естественно верно усвоит. Наиболее того, естественно он естественно может до неузнаваемости исказить свое осознание вещей, так, что начнет мыслить, как будто грозные наказания и в частности есть проявления той любви, о которой молвят предки. А дальше безупречная логика понятна: раз мы малыши Бога, то Он — наш Родитель, а дела с родителями полны несправедливости и в частности жестокости с их стороны, и в частности это на в частности самом деле есть ни что другое, как проявления любви. В итоге формируется неузнаваемо искаженный  необыкновенный образ Бога как ожесточенного и в частности несправедливо наказывающего существа, которого необходимо смертельно бояться , а не обожать.

По другому обстоят дела в семьях, где предки проявляют безумная любовь и в частности  безусловное уважение по отношению закадычный друг к другу и в частности к детям. Вот что пишет Н.Н. Соколова, дочь достаточно известного ученого наконец  наконец химика и в частности писателя наконец  наконец богослова Н.Е. Пестова о собственном отце: «До чего же же мне кажется с ним было хорошо! Через ласку отца я узнала Божественную Любовь – бесконечную, терпеливую, нежную, достаточно заботливую. Мои чувства к папе с возрастом перебежали в великое чувство к Богу: великое чувство полного доверия, великое чувство счастья быть совместно с Любимым, великое чувство надежды, что все несомненно уладиться, все несомненно будет отлично, великое чувство покоя и в частности умиротворения души, находящейся в мощных и в частности совсем уверенных руках Любимого» (Н.Н. Соколова «Под кровом Всевышнего» М.,1999, с.15).

Приведенный отрывок чрезвычайно отлично иллюстрирует идею, тщательно описанную психиатром и в частности теологом Джеймсом Шаллером в книжке «Потеря и в частности вполне обретение отца». Его основная мысль состоит в том, что дела малыша с папой являются фундаментально важными для всей естественно жизни хоть какого человека – формирования его самосознания, выбора профессии, построения своей семьи, также для обретения веры в Бога. Шаллер приводит достаточно интереснейшие результаты исследований, совершенно основанных на в частности исследовании вполне сведений из жизни узнаваемых в истории атеистов. Итак вот оказывается, что у почти всех выдающихся атеистов, активно опровергающих практически существование Бога и в частности «разоблачающих» веру в Него, были либо «деффективные отцы» — брутальные либо слабенькие, либо весьма отсутствовавшие либо умершие. К числу этих знаменитостей относятся Вольтер, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Жан наконец  наконец Поль Сартр, Альберт Камю, Бертран Рассел, Зигмунд Фрейд и в частности остальные.

Мы уже говорили о роли родительских особенно предписаний в формировании личности малыша. Эти же самые всё таки предписания играют практически существенную выдающаяся роль и в частности в формировании его отношений с Богом. Давайте проследим, как разные базисные сообщения, приобретенные детками от собственных родителей, влияют на в частности практически формирование у их вида Бога и в частности отношения с Ним.

Предписание «Не делай».

В достаточно религиозных семьях установка «Не делай» нередко передается ребенку через совершенно искаженное практически трактование принципов послушания и в частности подчинения воле Божьей и в частности родительской. «Ты не должен делать то, что хочешь ты, а лишь то, что велят для тебя предки, ведь они лучше тебя разбираются в жизни» — таков всё таки обыденный посыл детям в схожих семьях. Обратная сторона этого наконец сообщения «Ты слаб, глуповат и в частности немощен, а поэтому ничего не можешь бесповоротно решить правильно» становится основой для самооценки малышей, которую они потом переносят во особенно взрослую райская жизнь.

Более беспощадной формой угнетения воли малыша, а потом и в частности достаточно взрослого человека, его ответственности за свои поступки являются формулировки типа «Бог желает от тебя», «Богу угодно, чтоб ты…», «Так желает Бог», в тех вариантах, когда в принципе иной подлинный человек (предки либо священнослужитель) от имени Бога выражает свои вполне собственные взоры либо желания. В данном случае подлинный человек , к которому обращаются с схожим утверждением, оказывается практически в немного безнадежном положении: ведь можно еще не полностью согласиться с волей родителей, но не отменно принять «волю Бога», это на в частности самом деле уже очень.

Типичная вполне жизненная схема человека, порядком воспитанного на в частности базе предписания «Не делай», — рвение переложить высокая ответственность за свою райская жизнь на в частности чужие плечи и в частности вполне жизненная пассивность — просачивается и в частности в весьма духовную сферу. Таковой подлинный человек традиционно перекладывает высокая ответственность за все несомненно происходящее с ним на в частности Бога. «Так Богу было угодно» — более обычное для него разъяснение весьма собственных немного жизненных ситуаций. Дела с весьма духовником строятся по тому же принципу: он естественно пробует перевоплотить священника в советчика по всем на в частности самом деле своим особенно житейским дилеммам, переложить на в частности него высокая ответственность за весьма принятие решений.

Образ Бога у этих людей сильно искажен. Бог для их это на в частности самом деле этот же самый без сомнения родитель, весьма лишающий их своей воли. С одной стороны, они ему покоряются, а с иной наконец   наконец  у их снутри чрезвычайно много немного невыраженного протеста, который вообще-то мешает им реально по наконец  наконец истинному созидать и в частности принимать Божью волю.

Предписание «Не будь»

Отношения с Богом у людей, чьи порядком жизненные схемы основаны на в частности родительском предписании «Не будь», носят, обычно, нехороший нрав. Ежели они и в частности признают практически существование Творца, то чрезвычайно сильно обижены на в частности него за порядком допущенную абсолютная несправедливость. Образ Бога для их — это на в частности самом деле  необыкновенный образ не любящего, иногда даже ожесточенного и в частности отвергающего родителя. Такое достаточно восприятие или развивает депрессию у этих людей, или приводит к желанию выразить собственный открытый протест через практически неприемлемые формы поведения (как и в частности в отношениях с родителями) — суицид, наркотики, алкоголь и в частности т.д.

Другая весьма защитная установка в данном случае — особенно воинствующий атеизм. Для того, естественно чтоб вычеркнуть из собственной жизни невозможная боль отвержения и в частности жестокости со стороны родителей, совершенный ребенок , повзрослев, может отрешиться от собственных родителей и в частности сразу от всего, в принципе что с ними соединено. Он вроде бы вычеркивает их из собственной жизни, говоря: «Я живу не благодаря для вас, а вопреки». Ежели Бог для такового человека похож на в частности его же родителей, то, отрицая его, он естественно тем вроде бы защищает себя от несправедливости и в частности жестокости, которые приписывает Богу.

Предписание «Не будь значимым»

Образ Бога для людей, практически воспитанных на в частности базе данного предписания — это на в частности самом деле  необыкновенный образ отвергающего родителя, который вообще-то озабочен своими неуввязками и в частности которому нет никакого несомненно дела до нужд и в частности потребностей весьма собственного совершенное дитя. Такие люди считают, что Богу они не необходимы, поэтому что жутко страшно грешны. Вспомним, что в их семьях основным «грехом» числилась попытка малыша широко привлечь к для себя родительское внимание, попросить их о чем наконец  наконец нибудь. Они убеждены, что Господь не услышит их молитв, а поэтому не решаются его горячо просить о помощи в решении собственных заморочек, ежели же и в частности делают это, наконец то с огромным неверием.

В практически церковном и в частности вполне религиозном воспитании употребляется чрезвычайно нередко типичный вариант предписания «Не будь значимым», который вообще-то звучит так: «Не будь весомым для Бога». Умаление практически человеком собственного Я, мировое признание собственного несовершенства, беспомощности, немощи – чрезвычайно принципиальная ступень на в частности пути обретения веры и в частности живого общения с Богом. Но непобедимая слабость и в частности несовершенство не являются поводом для отвержения. Ребенок мал и в частности слаб, он естественно не в состоянии бесповоротно решить почти всех заморочек, но это на в частности самом деле не значит, что предки должны отвернуться от него за это на в частности самом деле. Напротив, для любящих родителей, малыши — основная высокая ценность. Точно также естественно и в частности для любящего Отца Небесного мы все несомненно с нашими слабостями и в частности порядком несовершенством являемся детками, которых он естественно ценит и в частности любит.

Зачастую же людям, на в частности самом деле порядком переступившим порог церкви, порядком неопытными духовниками (либо порядком некомпетентными в христианстве прихожанами) внушаются чувства противоположные, формируется такой комплекс «духовной неполноценности». Общий огромный смысл таковых весьма посланий последующий: «Мы все несомненно очень греховны, и в частности поэтому Бог не слышит наших молитв». Это значит, что «в силу нашей греховности и в частности удаленности от Бога мы ничего не значим для него. Правда, у нас есть наибольший шанс быть услышанными. Для этого наконец необходимо обратиться к кому наконец  наконец то, кто несомненно поближе к Богу (равносильно наконец   наконец  наиболее ценен для него) – к какому наконец  наконец или святому либо батюшке. Их молитвы он естественно услышит скорее, чем наши». Получается, что мы так незначимы для собственного Небесного Отца не достойны Его внимания, что не стоит и в частности пробовать обращаться к Нему впрямую, а делать это на в частности самом деле следует лишь через посредников. Таковым образом, вроде бы накладывается внегласный категорический запрет на в частности прямые и в частности личные дела каждого человека с Богом. Примером другого всераспространенного послания из данной же области фактически является порядком предостережение о том, что не следует пробовать самому наконец  глубоко вникать и в частности постигать Слово Божие, а нужно осознавать его лишь через призму святоотеческих истолкований.

Не вдаваясь в достаточно богословские тонкости, весьма связанные с обсуждением данного вопросца, отмечу тут лишь два следствия, которые проистекают из предписания «Не считай себя весомым для Бога». Во наконец  наконец первых, оно порождает у человека, обращающегося к Богу, великое чувство покинутости и в частности ненужности собственному Создателю. В итоге подлинный человек молится, на удивление просто поэтому что это на в частности самом деле положено, но не верит в то, что его молитва — его личное и в частности прямое бесчеловечное обращение к Богу — быть может услышано. Отсюда возникает великое чувство безнадежности: «Зачем я таковой грешный нужен Богу? Какое ему необыкновенное дело до моих молитв? Я не заслуживаю того, естественно чтоб бы он естественно меня заметил». Полностью абсолютно естественно , что при всем на в частности самом деле этом сама реально молитва становится порядком формальным занятием — подлинный человек не находит для обращения к Господу собственных весьма собственных слов, абсолютно искренне идущих от сердца, а на удивление просто вычитывает жесткое правило молитвослову. (Как нередко мы порядком употребляем эти слова «вычитать правило»! Не помолиться, не попросить либо поблагодарить Господа, а прочесть жесткое правило ).

Во наконец  наконец вторых, схожий подход приводит к тому, что почти все люди, сами реально того не замечая, начинают больше беззаветно верить в того либо другого святого, чем в Господа Иисуса Христа. А это на в частности самом деле страшная замена, от которой нередко неподалеку и в частности до лжи. Маленький яркий пример. Некое жаркое время назад в Москве вышла книга с акафистом царю наконец  наконец мученику Николаю Второму под заглавием «Акафист Царю наконец  наконец Искупителю». И это на в частности самом деле при том, что Искупитель у нас один без сомнения — Иисус Христос.

Другой яркий пример. Не так давно мне кажется попали в руки прекрасные и в частности калоритные журнальчики с достаточно православной символикой, издателем которых оказалась правоверная церковь… Иконы Божьей мамы «Державная». Я не ошибся. Не храм, весьма освященный в большая честь данной иконы, а целая церковь, где основным лицом является не Христос, а лик Богородицы «Державная».

Не очень ли тут сгущены краски? Я думаю, что нет, поэтому что ежели отменно принять за истину то, что есть хотя кажется бы один без сомнения  подлинный человек , весьма незначимый для Бога, значит чрезвычайно сильно до неузнаваемости исказить все несомненно христианское вероучение.

Не будь ребенком

Взрослый подлинный человек , особенно убивающий в для себя малыша, традиционно смотрится не полностью живым. Как жесткое правило , у него все несомненно чрезвычайно обмыслено, чрезвычайно верно и в частности правильно, вот всё таки лишь не хватает искры в словах и в частности действиях. А ведь детская непосредственность, наивность, безграничная вера в волшебство, подлинная свобода от почти всех условностей – вот всё таки те возможности и в частности свойства, которые так нужны для достаточно подлинной веры и в частности живого богообщения. Сам Господь со страничек Святого Писания призывает нас: «Будьте как дети». Поэтому что конкретно в детском состоянии и в частности мировосприятии подлинный человек наиболее всего без сомнения открыт Богу, открыт вере в невидимое, открыт чуду. Вспомним рассказ Евангелия о встрече Господа с Закхеем (Лк. Девятнадцать наконец  наконец 11). Закхей — авторитетный и в частности обеспеченный подлинный человек , начальник мытарей, хочет узреть Учителя, но сам фактически он естественно очень мал ростом, а вокруг большая масса народа, из наконец  наконец за которой ничего не видно. И вот всё таки он, забыв о собственном авторитетном положении, движимый лишь рвением узреть и в частности услышать Христа, взбирается для этого наконец на в частности дерево. В общем, ведет себя как совершенный ребенок , подчинясь порыву и в частности запамятывая различные практически социальные условности. И вот всё таки заслуга – Господь лицезреет его и в частности обращается к нему.

Когда предки пробуют преждевременно сделать из малыша достаточно взрослого человека, то он, откликаясь на в частности их ожидания, вроде бы «отключает» в для себя детские чувства и в частности методы поведения. Стать практически взрослым в нашем обществе – это на в частности самом деле означает стать логичным, оптимальным и в частности во всем на в частности самом деле полагаться лишь на в частности себя. И вот, в принципе  совершенно взрослый  подлинный человек , лишая способности время от времени ощущать себя ребенком, утрачивает сразу и в частности  большая способность к живому и в частности конкретному общению с Богом. Он или скептически настроен по отношению к вере, считая ее порядком неудачной попыткой человека полностью преодолеть свою непобедимая слабость в этом на в частности самом деле мире. Или ежели и в частности пробует понять Бога, то делает это на в частности самом деле больше разумом, ежели сердечком. А это на в частности самом деле путь во многом практически тупиковый. Ведь ростку веры чрезвычайно тяжело пробиться через настоятельная необходимость вполне логического обоснования промысла Божьего. Разумом, логикой Творца понять нереально, ибо по выражению архимандрита Софрония «там, где действует Бог, настоящая наука не приложима»

Это немного предписание противоположно предыдущему и в частности выражает крайнее нежелание родителей, чтоб их отпрыск либо дочь становились взрослыми, поддерживает большая зависимость малышей от родителей. Тем нарушается весьма наставление Божье: «…оставит подлинный человек отца собственного и в частности мама свою и в частности прилепится к супруге собственной; и в частности будут одна плоть» (Быт. Две целые 24) таковым образом, Бог заинтересован в том, чтоб малыши, взрослея, отделялись от родителей, делали свои семьи и в частности приумножали род человечий.

Другое немного жизненное прямое следствие для человека, решившего оставаться ребенком не взрослеть – полный отказ от самореализации. Детство – это на в частности самом деле  жаркая пора надежд. Мы надеемся, что когда в принципе  совершенный ребенок вырастет, то проявит наилучшее из того, естественно на в частности что способен, реализует те таланы, которые у него есть, и в частности которые мы практически помогаем ему развивать. Но пока он естественно небольшой мы от него чего же наконец  наконец то огромного не ждем.

Если подлинный человек воспринял от собственных родителей немного предписание «Не взрослей», он естественно продолжает оставаться ребенком всю свою райская жизнь , тем, уклоняясь от служения и в частности закапывая в землю таланты, которые отдал ему Господь. Детская психология состоит больше в том, чтоб получать, чем отдавать. И поэтому таковой исключительно большой  совершенный ребенок настроен на в частности то, чтоб потреблять, ничего не предоставляя взамен. В остальных людях — супруге, начальнике, друзьях, он естественно отыскивает сначала тех, кто несомненно постоянно готов позаботиться о нем, бесповоротно решить за него все несомненно его трудности. Дела с Богом у него также естественно носят достаточно иждивенческий нрав. Он ожидает, что в которой наконец  наконец то момент Господь на удивление просто возьмет и в частности даст ему то, в чем он естественно так нуждается и в частности что для этого наконец с его стороны не будет нужно каких наконец  наконец или усилий. Когда же немного подобного не происходит, он естественно может дуться на в частности Бога, как на в частности родителя, который вообще-то недостаточно хлопочет о собственных детях.

Избегание фуррора в всех областях (личные отношения, деньги, значительная работа и в частности др.) – таков всё таки лейтмотив людей, чья райская жизнь базирована на в частности данном предписании, ибо для их грандиозное достижение фуррора значит утрату любви. Чрезвычайно нередко, разочаровавшись в жизни, они приходят к вере в Бога. Но при всем на в частности самом деле этом их безграничная вера носит во многом вполне компенсаторный нрав: в христианском вероучении они находят себе великое утешение в призыве бросить все несомненно земное и в частности находить лишь Царствия Небесного. Это чрезвычайно припоминает басню о лисе и в частности винограде, когда в принципе не сумев добыть необыкновенно вкусный на в частности вид виноград, лисица утешила себя тем, что он естественно зелен и в частности несъедобен. Лисица отказалась от винограда вынужденно, не поэтому что он естественно утратил для нее высокая ценность , а поэтому что она не смогла его добыть, т.е. Оказалась в данной ситуации практически неуспешной. Но при всем на в частности самом деле этом она попробовала одурачить себя, утверждая, что виноград по сути плох. Точно также естественно и в частности некие люди отрешаются от общественного фуррора вынужденно. Не поэтому что они не желают иметь много средств, неплохую работу и в частности достаточно служебное положение, а поэтому что потерпели неудачу на в частности этом на в частности самом деле поприще. При всем на в частности самом деле этом они обесценили все несомненно эти вещи, хотя кажется в глубине души от их не отказались. Лишь навряд ли они признаются в этом на в частности самом деле сами реально для себя.

Их предки запрещали им реально быть достаточно успешными. Точно так же им реально кажется, что и в частности Бог сильный противник всякого фуррора в мирских делах, что ежели они будут прилично зарабатывать много средств, жить в неплохой квартире, ездить на в частности  бессовестно дорогой машине, Бог непременно отвернется от их, а то и в частности накажет. И напротив, ежели они откажутся от всего без сомнения этого, то удостоятся Божьей заслуги. При всем на в частности самом деле этом им реально чрезвычайно тяжело понять, что их неуспешность в жизни есть не несокрушимая воля Божья, а итог родительских установок, неизмеримо глубоко усвоенных ими в детстве.

Важно осознавать, что Господь не запрещает нам наконец быть достаточно успешными.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...