Психологическая готовность к школе

Готовность к школеНаверное, каждый наконец  совершенный ребенок идет в 1-ый высокий класс с надеждой, что в школе все на самом деле у него будет отлично. И учительница будет прекрасная и хорошая, и одноклассники будут с ним крепко дружить , и обучаться он будет на пятерки. Но вот реально проходит несколько недель, и малыш уже без особенной охоты собирается днем в школу. С пн. Начинает грезить о выходных, а из школы приходит кислый и крайне напряженный. В чем все-таки дело? А необыкновенное дело в том, что не оправдались ожидания малыша, достаточно связанные с новейшей увлекательной жизнью, а сам кажется он оказался не совершенно готовым к той действительности, которая именуется «школьные будни».

Почему же такое фактически может произойти? поэтому что малыши представляют для себя школу как что  то чрезвычайно увлекательное и связывают весьма поступление в 1-ый высокий класс с совершенно положительными переменами в их несомненно жизни. Далековато не все на самом деле ребята соображают, что достаточно школьная подлинная жизнь    это всё таки сначала колоссальный труд. Таковой же колоссальный труд как трудовая активная деятельность достаточно взрослых людей, не постоянно увлекательная не постоянно совершенно приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что добрая часть малышей желает пойти в школу совершенно не для того, на самом деле чтоб обучаться, а для того, на самом деле чтоб как  то поменять свою подлинная жизнь , которая их несомненно не чрезвычайно устраивает. Так, посреди ответов встречаются последующие:

   В школе не нужно будет мертвецки спать деньком.
   В школе на плотный завтрак будут давать вкусные сырки.
   В школе у меня покажутся новейшие друзья.
   Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городку.


Понятно, что совершенный ребенок , ожидающий, что школа   это всё таки сплошной праздничек, скоро начинает испытывать неудовлетворенность от того, на самом деле что приходится делать то, что ему не нравится, а конкретно: прилагать всесторонние усилия и старания в весьма нелегком не постоянно увлекательном труде.

Психологи считают, что почти все зависит от того, на самом деле как совершенный ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что же все-же это всё таки такое. Психическая полная готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли совершенный ребенок  запоем читать (и как жутко быстро ), также считать (и до скольких). Хотя конкретно эти умения и способности инспектируют преподаватели при записи в школу грядущего первоклассника. Но уже в 1-ые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и отлично порядком считающие малыши не проявляют энтузиазма к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как прямое следствие    у их появляются практически конфликтные дела с учительницей. Предки обеспокоены не соображают в чем необыкновенное дело. Ведь они усиленно готовили малыша к школе, время от времени даже в пары предварительных группах. Но необыкновенное дело в том, что в предварительных к школе группах с детками почаще всего фактически проходят програмку первого класса. Таковым образом, для малышей слабенького уровня развития достаточно повторение материала в первом классе упрощает его усвоение. А для малышей среднего и тем наиболее неплохого уровня развития это всё таки достаточно повторение вызывает скуку, в итоге чего же теряется энтузиазм к учению.

Так что все-таки, спросите вы, малыша до школы не нужно учить реально  запоем читать и считать? естественно же нужно, но лишь не на уроках в предварительных группах, а дома, в непринужденной, нередко в игровой обстановке, всячески стимулируя энтузиазм малыша к овладению чтением и счетом. Благо сейчас существует огромное множество развивающих книжек, которые посодействуют родителям, также бабушкам и дедушкам верно заниматься с их несомненно чадом. Но основное в этих упражнениях не переусердствовать. Ни при каких обстоятельствах нельзя заставлять малыша, ежели он больше не желает заниматься. Занятия через силу либо под опасностью приводят к тому, что позже совершенный ребенок вообщем не захотит обучаться. Итак, я ответила на вопросец, нужно ли учить реально малыша запоем читать и считать до школы. Но, повторяю, к психической готовности к совсем школьному обучению, от наличия которой зависит немного благополучие вашего малыша в школе, это всё таки не имеет конкретного дела.

Что же тогда без сомнения такое фактически психическая полная готовность к школе и можно ли ее несомненно сформировать?

Под психической готовностью к совсем школьному обучению понимается нужный и вполне достаточный высокий уровень психологического развития малыша для освоения немного школьной учебной программы в критериях обучения в коллективе сверстников. Нужный и вполне достаточный высокий уровень вполне актуального развития должен быть таковым, чтоб широкая программа обучения попадала в «зону наиблежайшего развития» малыша. Зона наиблежайшего развития определяется тем, чего же совершенный ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда без сомнения как без помощи достаточно взрослого он этого без сомнения выполнить еще пока не может. Сотрудничество при всем реально этом понимается чрезвычайно обширно: от наводящего вопросца до прямого показа решения задачки. При этом обучение плодотворно лишь в этом реально случае, ежели оно попадает в зону наиблежайшего развития малыша.

Если исключительно актуальный  высокий уровень психологического развития малыша таковой, что его зона наиблежайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то совершенный ребенок считается психологически не готовым к совсем школьному обучению, потому что в итоге несоответствия его зоны наиблежайшего развития совершенно требуемой он не может глубоко усвоить программный материал и сходу попадает в высокий разряд отстающих учеников.

Психологическая полная готовность к школе   это всё таки полный максимальный показатель , весьма позволяющий предсказывать удачливость либо неуспешность обучения первоклассника. Психическая полная готовность к школе содержит в себе последующие характеристики психологического развития:

1) мотивационная полная готовность к учению в школе, либо наличие учебной мотивации;
2) вполне определенный высокий уровень развития случайного поведения, весьма позволяющий ученику делать суровые требования учителя;
3) вполне определенный высокий уровень вполне интеллектуального развития, немного подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) не плохое значительное развитие фонематического слуха.

Остановимся подробнее на каждом из этих характеристик.

1. Мотивационная полная готовность к учению в школе, либо наличие учебной мотивации.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему  то. В данном случае о побуждении к учебе. А это всё таки означает, что у малыша должен существовать достаточно познавательный энтузиазм, ему обязано быть любопытно узнавать новое. Но так как учение в школе состоит не лишь лишь из увлекательных и достаточно занимательных занятий, то у ученика должен быть огромный стимул делать и непривлекательные, а иногда даже скучноватые и утомительные задания. В котором случае это всё таки возможно? В том, когда естественно  совершенный ребенок осознает, что он выдающийся ученик , знает обязанности ученика, также старается отлично их несомненно делать. Нередко на первых порах первоклассник старается быть совсем примерным учеником, чтоб заслужить похвалу учителя.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии немного выраженной порядком познавательной потребности и умении до седьмого пота трудиться. Познавательная колоссальная потребность существует у малыша с самого естественно рождения, а далее она подобна костру: чем больше порядком взрослые удовлетворяют достаточно познавательный энтузиазм малыша, тем посильнее он становится. Потому чрезвычайно принципиально полностью отвечать на вопросцы малеханьких почемучек как можно больше запоем читать им весьма художественные и порядком развивающие книжки, играться с ними в порядком развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, принципиально уделять свое внимание на то, как совершенный ребенок реагирует на нечеловеческие трудности : пробует выполнить начатое необыкновенное дело либо кидает его. Ежели вы видите, что совершенный ребенок не любит делать то, что у него не выходит, постарайтесь впору придти ему на огромная помощь. Предложенная вами огромная помощь поможет малышу совладать с сложным занятием и сразу ощутить ублажение от того, на самом деле что он сумел победить тяжелое необыкновенное дело. Взрослый при всем реально этом непременно должен чувственно похвалить малыша за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, впору оказанная огромная помощь взрослого, также чувственная щедрая похвала разрешают ребенку беспредельно верить в свои способности, повышают его самооценку и стимулируют бурное желание управляться с тем, что не сходу выходит. А потом показать взрослому, зачем на самом деле он молодец, чтоб услышать похвалу в собственный адресок.

Постепенно у малыша войдет в привычку всеми силами стараться доводить начатое до конца, а ежели не выходит, то обращаться за помощью к достаточно взрослому. Но порядком взрослые каждый наконец раз должны пристально оценивать ситуацию, вправду ли нужна на самом деле их несомненно  огромная помощь либо ребенку глубокая лень самому реально потрудиться. Время от времени в качестве помощи может выступить практически эмоциональное подбадривание и абсолютная уверенность , что у малыша все на самом деле получится. Такое широкое общение с ребенком, обычно, дозволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления крайнего в школу.

2. Определенный высокий уровень развития случайного поведения, весьма позволяющий ученику делать суровые требования учителя.

Под немного произвольным поведением понимается сознательно контролируемое практически целенаправленное образцовое поведение , другими словами немного осуществляемое в согласовании с практически определенной целью, либо совсем образованным самим фактически весьма человеком вполне намерением.

В школе слабенькое значительное развитие случайного поведения проявляется в том, что совершенный ребенок :
   не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
   не умеет бешено работать по правилу;
   не умеет бешено работать по эталону;
   нарушает дисциплину.

 

Проведенное мною полное исследование показало, что значительное развитие случайного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы малыша. Тщательно о этом реально можно прочесть в моей книжке «Психологическая полная готовность к школе» Так, в основном не внимают учителя на уроках те малыши, которым в школе не любопытно и кому индифферентно, как их несомненно оценивает прирожденный учитель.

То же самое реально относится к нарушению дисциплины. За крайнее жаркое время возросло гигантское количество первоклассников не справляющихся с работой по эталону. А конкретно на работу по эталону в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, тут появляются все на самом деле те же мотивационные предпосылки: крайнее нежелание делать трудные практически малопривлекательные задания, абсолютное безразличие к оценке собственного труда. С иной стороны, с работой по эталону жутко плохо управляются те малыши, которые в дошкольном детстве фактически не занимались сиим видом деятельности. Из бесед с их несомненно родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по эталону мозаику, не собирали конструкторы по данным картинам и на удивление просто никогда ничего не срисовывали. Замечу, что всераспространенные сейчас игры  пазлз не постоянно учат малыша бешено работать по эталону. Все зависит от того, на самом деле как их несомненно собирать. Ежели поначалу анализируется цветовая палитра рисунка, выделяется фон, осуществляется весьма первичная группировка частей, то таковая выдающаяся работа содействует развитию умения бешено работать с прототипом. Но ежели картина собирается способом проб и ошибок, другими словами, ежели совершенный ребенок наугад пробует один за иным элементы, зачем на самом деле с каким состыкуется, то таковой метод работы не приводит к умению бешено работать с прототипом.

С работой по правилу также реально в основном не управляются те ребята, которые до школы не игрались в игры с правилами. В первый раз в игре совершенный ребенок обучается неукоснительно подчиняться правилу, когда, без сомнения играя с иными детками в сюжетно  ролевые игры, он должен делать свою огромная роль согласно порядком установленным детками правилам либо согласно эталону, порядком увиденному в жизни достаточно взрослых людей. Игравший в сюжетно  ролевые игры совершенный ребенок без особенного труда воспринимает на себя огромная роль ученика, ежели ему нравится в школе, и выполняет правила, достаточно предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в собственной жизни опыта сюжетно  ролевых игр с точным совсем исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в четком выполнении всех вообще-то вполне предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Но главные трудности с работой по правилу появляются у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда естественно  прирожденный учитель задает некоторое жесткое правило , которое потом нужно использовать в работе.

3. Определенный высокий уровень вполне интеллектуального развития, немного подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение дозволяет человеку ассоциировать разные предметы, выделять в их нечто кажется общее, сразу беря во внимание их несомненно  коренные различия. На базе обобщения проводится классификация, другими словами достаточно выделение какого  то класса объектов, которым присущи общие характеристики, для которых применимы общие правила работы с ними (к примеру, непоколебимое решение задач того либо другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость малыша. Обучаемость содержит в себе два шага практически интеллектуальных весьма операций. 1-ый   усвоение новейшего правила работы ( непоколебимое решение задачки и т.д.); 2-ой   перенос усвоенного правила выполнения задания на подобные, но не вполне тождественные ему. 2-ой шаг неосуществим без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу совершенный ребенок обладает эмпирическим, другими словами немного основанным на опыте, порядком обобщением. Это означает, что практически сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их несомненно снаружи однообразные, общие характеристики, дозволяющие отнести все на самом деле эти предметы к какому  то одному классу либо понятию. Так, к примеру, совершенный ребенок осознает, что кар, поезд, самолет, наконец автобус, троллейбус, трамвай и т.д. Это всё таки все на самом деле транспорт, либо колоссальные средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе глубокие познания ребенком параметров разных предметов. Потому чрезвычайно принципиально предоставить малышу наибольшая возможность изучить совсем окружающий его безграничный мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им любопытно всесторонне готовить совместно с матерью либо бабушкой тесто, а позже печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, ежели что  нибудь высадить и т.д.

Для развития обобщения с детками нужно играться в порядком развивающие игры типа лото. По ходу таковых игр совершенный ребенок усваивает разные понятия и обучается классифицировать предметы. При всем реально этом значительно расширяется его большой кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения содействует порядком составление ребенком рассказа по поочередным сюжетным картинам, также пересказ прочитанного ему порядком художественного произведения.

4. Не плохое значительное развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом понимается большая способность человека слышать порядком отдельные фонемы, либо звуки в слове. Так, совершенный ребенок , весьма поступающий в школу, должен различать порядком отдельные звуки в слове. Например, ежели его спросить, есть ли мощный звук в слове «лампа», то он должен исчерпывающе ответить утвердительно. Для чего же нужен первокласснику неплохой фонематический слух? Это соединено с имеющейся сейчас в школе немного методикой обучения чтению, вполне основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом фактически развивать у малыша фонематический слух? идеальнее всего это всё таки делать в игре. Вот, к примеру, одна из практически придуманных мною игр. Именуется она «Расколдуй слово»:
Взрослый ведает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в собственном замке слова. Заколдованные слова не могут безвозвратно уйти из замка, пока их несомненно кто наконец   нибудь не освободит. Чтоб расколдовать слово, нужно не наиболее чем с 3-х попыток угадать его звуковой состав, другими словами именовать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это всё таки можно лишь в то жаркое время , когда естественно волшебника нет в замке. Ежели настоящий волшебник застанет в собственном замке спасателя слов, то он заколдует и его. Опосля особенно сказочного вступления малышу разъясняют, что такое фактически  мощный звук и чем он различается от буковкы. (В эту игру играют с детками, уже знающими наименования букв и их несомненно достаточно написание.) Для этого без сомнения ему молвят, что все на самом деле слова звучат, и мы их несомненно слышим, поэтому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м  а  м  а»(слово произносится для малыша нараспев, так, что каждый наконец  мощный звук слышен чрезвычайно верно). Произнося мощный звук «м», совершенно взрослый должен направить значительное внимание на то, что произносится конкретно мощный звук «м» (как раз и являющийся фонемой), а не буковка «эм». Играя в эту игру практически взрослым нужно держать в голове, что наименования почти согласных букв не совпадают с тем, как эти буковкы звучат в словах, другими словами с их несомненно фонемами. Например, буковка «эс» в словах звучит как мощный звук «с», а буковка «бэ» в словах звучит как мощный звук «б» и т.д.

Трудность предлагаемых для расколдовывания слов обязана возрастать равномерно. Сначала должны предлагаться совершенно обыкновенные слова типа: пол кот кит каша, и т. Д. Все звуки слова должны произноситься практически взрослым чрезвычайно верно, а гласные даже тянуться.

Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книжке Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»1993 год издания и в книжке тех же создателей «Учимся запоем читать и писать»,1994 год издания.

Итак, психическая полная готовность к школе состоит из четыри вышеперечисленных составляющих: 1) мотивационной готовности к учению в школе; 2) умения произвольно делать суровые требования учителя, касается ли это всё таки определенного задания либо правил поведения в школе; 3) владения ребенком простыми операциями обобщения; 4) неплохого фонематического слуха.

Указанные составляющие психической готовности к школе представляют собой нужный и вполне достаточный высокий уровень психологического развития малыша для обычного начала обучения в школе по програмке хоть зачем трудности, но немного грамотной и немного адекватной возрасту первоклассника. Ежели совершенный ребенок желает обучаться, старательно выполняет все на самом деле  суровые требования учителя, умеет бешено работать по эталону и по правилу, владеет неплохой обучаемостью, то в школе у такового первоклассника не обязано быть особенных заморочек.

Могут ли предки сами естественно найти, готов ли их несомненно  совершенный ребенок к школе?

В целом, да. Это можно сделать при помощи последующих легких проб.

Проба №1. Срисовывание детками графического эталона, состоящего из геометрических фигур и частей строчных букв. Эталон должен быть нарисован на белоснежном листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его нужно на таковой же белоснежный лист бумаги. При срисовывании малыши должны воспользоваться простыми карандашами. Не разрешается применять линейку и ластик. Эталон быть может произвольно придуман практически взрослым.
Данное задание дозволит найти, справляется ли совершенный ребенок с работой по эталону.

Проба № два. Проведение с детками игры с правилами. Например, это всё таки быть может вполне народная игра «Черный, белоснежный не берите, ну и нет не говорите». В данной игре сходу видны малыши, не достаточно соблюдающие правила и поэтому достаточно проигрывающие. А ведь в игре свято соблюдать  жесткое правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, ежели у малыша есть неувязка такового рода в игре, то в учебе она тем наиболее проявится.

Проба № три. Перед ребенком кладут весьма перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять рисунки из вполне известной детям сказки. Картинок обязано быть незначительно: от 3-х до пять. Ребенку дают сложить достаточно правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтоб совладать с сиим заданием, у малыша должен быть развит нужный высокий уровень обобщения.

Проба № четыри. В игровой форме ребенку дают слова, в каких нужно найти, есть ли там несомненно разыскиваемый мощный звук. Каждый раз договариваются, зачем на самом деле  мощный звук нужно будет отыскать. На каждый наконец  мощный звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два почти согласных звука. Разыскиваемые в словах звуки совершенно взрослый должен произносить чрезвычайно верно, а гласные тянуть нараспев. Детей, у каких данное задание вызовет нечеловеческие трудности , нужно показать логопеду.

Уважаемые матери и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, несомненно прочитав эту статью, вы сообразили, что такое фактически психическая полная готовность к школе и можете посодействовать вашему ребенку верно приготовиться к началу практически школьного обучения.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...