Мама, не мешай мне стать счастливой!


Представьте людей, в языке которых отсутствует слово "работа", потому что люди эти не выделяют ее из среды других занятий. Это общество, в котором все счастливы и довольны. Здесь не знают, что такое душевные расстройства и преступления. Нет здесь конфликта поколений, а молодость не имеет никаких преимуществ перед старостью.

Это не пассаж из утопического романа и не описание светлому будущему. Эти люди - наши современники. Такими американская психотерапевт Жан Ледлофф увидела жителей венесуэльских джунглей, индейцев екуана. Там исследовательница нашла рай, утраченный для большинства землян много тысяч лет назад.

В конце XIX века Зигмунд Фрейд напомнил цивилизованном человечеству, что оно родом из детства. А значит, и в злополучной ребенка мало шансов стать счастливым взрослым.

ОТ НУЛЯ ДО ТРЕХ

Педагоги и психологи все чаще обращают внимание на нежный возраст - от рождения до трех лет, когда все дети являются потенциальными гениями. Именно в этот период жизни ребенка родители стремятся обеспечить возможности для ее развития в самых разнообразных областях - от математики до иностранных языков. При этом они уверены, что делают все необходимое для счастья своих детей.

Однако Жан Ледлофф в книге «Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности» считает: самое ценное, что должно получить младенца в процессе развития, - это ощущение собственной правильности. Только на такой почве человек построит свое благополучное существование. Оно разовьется, если ожидания малыша оправдаются. Ощущение того, что «счастье там, где нас нет», возникает из-за отсутствия чувства собственной правильности.

Эволюционируем?


К тому времени как стать homo sapiens, люди безошибочно знали, как ухаживать за детьми. А сейчас армия исследователей выясняет, каким образом мы обращаться с детьми. Находясь в плену интеллекта, люди потеряли врожденное умение определять, что им нужно, и не различают, какие потребности являются подлинными, а какие - искривлены.

Настоящими Ледлофф называет потребности, которые существуют во многих поколений людей как представителей биологического вида и соответствуют заложенным в каждом человеке ожиданиям и тенденциям развития.

Первые 6-8 месяцев жизни ребенка являются важнейшими для всего дальнейшей жизни человека. Этот период Жан Ледлофф называет «ручным периодом. На протяжении тысячелетий человеческие детеныши привыкли после рождения все время находиться на руках у матери. В этом случае ребенок, еще ничего о себе не знает, чувствует свою правильность и привлекательность.

ЛЮБИТЬ, чтобы воспитать

Умные книги советуют родителям не учитывать детский плач, а с ребенком вести себя так, чтобы она подчинялась желанию матери. Общеизвестной является установка: потакая ребенку, мы ее портим. Родители якобы лучше подготовят детей к жизни в обществе, если не поблажки их капризы.

Однако, следуя этим советам, мы достигаем противоположного результата. Ранний опыт формирует психобиологичну строение человека на всю оставшуюся жизнь. И чем раньше приобретен опыт, тем сильнее является его влияние. Человек склонен влиять на события так, чтобы они компенсировали недополученную на ранней стадии опыт. Даже себе в ущерб. Для этого некоторые вынуждены постоянно болеть, чтобы выжить в условиях постоянной потребности в материнском попечении.

Ребенок может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию полной зависимости от нее. В это время мать должна обеспечить ей накопления правильного опыта и условия для перехода к следующим стадиям. Это становится основой нормального развития самых способностей на новых этапах жизни.

А НАМ ВСЕ РАВНО!

Исследования показали: если малыш мало ползал на коленях, потом у него слабо развиваться речевые способности. Если ребенка мало держали на руках у различных положениях, то она плохо ходить. Так как малыш никогда не был под дождем, он плохо переносить перепады температуры. А если ребенку не приходилось наблюдать естественную смену дня и ночи, ей в будущем не избежать морской болезни.

Жизнь малыша племени екуана, которого постоянно держат на руках, и жизнь младенца современного общества отличаются как небо и земля. От рождения детей екуана присутствуют при любой деятельности своих родителей. Они привыкают к звукам, движений, узнают ритмы дня и ночи, изменения температуры воздуха и приятное ощущение безопасности от прикосновения к живой плоти своих родителей.

Постоянное движение матери дает малышу представление о активную жизнь. Гром и молния, рев водопада, пламя костра, бурные ливни - ничто не беспокоит этого малыша. Учитывая условия, в которых жили его предки, его скорее испугали бы тишина и продолжительное отсутствие всяческих внешних стимулов.

Есть ЗДЕСЬ КТО ЖИВОЙ?


Через проходящей ребенок из цивилизованного общества? Сразу же после родов она попадает не в мамины объятия, а в недвижимое кроватку, где долго орет, завернутая в кусок материи. Часа активности истекают в зевота, жажде и нескончаемом ожидании того, что «правильные» события наконец изменят тишину и пустоту. Лишь на несколько минут в день ее потребность прикасаться тела матери удовлетворяется.

На уровне подсознания первый жизненный опыт накладывает отпечаток на все последующие впечатления человека. Поэтому жизнь покажется очень одиноким и безразличным к ее сигналов.

Молчи, КОГДА С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАЮТ!


Иногда интеллект открывает то, что для инстинкта является давно понятно. В одном роддоме кто догадался повесить в детском отделении динамики, чтобы младенцы слушали биение человеческого сердца. Результат оказался ошеломляющим - дети становились более спокойными и в случае болезни быстро выздоравливали. А когда инкубаторы с недоношенными детьми находились в движении, дети быстрее поправились.

Матери екуана знают, как помочь своим детям без каких-либо технических ухищрений. Их потомство, которое полностью получило опыт «ручного периода», начинает самостоятельно исследовать мир. Привыкнув к состоянию благосостояния, они обращаются к матери лишь при чрезвычайных ситуациях.

От детей, которые научились ползать, екуана ожидают способности позаботиться о собственной безопасности. Ребенок индейцев может играть острым ножом, купаться в бурной реке, мальчики с полутора лет учатся стрелять из лука. При этом взрослые не пытаются защитить их от опасности. Ребенок ведет себя как маленькое животное, ее самосохранением занимается инстинкт.

Родители цивилизованного мира приняли ответственность за безопасность детей на себя. Но в этом случае инстинкт самосохранения ребенка не срабатывает. Этим и объясняется большое количество несчастных случаев с нашими детьми.

Екуана не имеют понятий «хорошие» или «плохие» дети. Стремление каждого ребенка к гармоничной жизни в коллективе, а не к конфликтам, не подвергается сомнению. Все, что она делает, воспринимается как действие правильной существа.

Эта аксиома врожденной правильности и социальности ребенка вполне противоположная установке нашего общества - ребенок может социализироваться, только если сдерживать ее стремление.

Екуана исходят из того, что каждый ребенок - сама себе хозяин. Они никогда не давят на другого человека, не убеждают ни в чем и не подчиняют себе его волю. Ребенку не даются указания, расходились бы с ее пониманием того, как играть, сколько есть, когда спать. Но когда нужна помощь, от малыша ждут немедленной покорности, и никто не имеет сомнений относительно его желания сотрудничать.

ПРОДАЮТ ДЕЩИЦА СЧАСТЬЕ!

Рассматривая жизнь современного человека, следует помнить о почти полном отсутствии у нее опыта «ручного периода» и других ожидаемых тактильных ощущений. Неосознанно мы продолжаем поиски этого опыта. У человека, не получила его полностью, возникают ненависть к себе, неуверенность, чувство тревоги и смущение. Для нашего общества эти явления обычные. Нормальное ощущение счастья превратилось в постоянное стремление к нему.

Производители рекламы умело используют жажду обделенных в детстве людей получить то важное, но незримое. Как утверждает теория рекламы, ничто не способно удовлетворять человека и делать ее счастливой надолго. Стремясь ощущение комфорта, она постоянно жаждет чего-то нового, что уж точно сделает ее счастливой.

Наши влечение американских горок, аттракционов с «мертвой петлей» и «чертова колеса» связаны с нехваткой опыта пребывания в полной безопасности, который получает ребенок, постоянно находясь на руках у матери.

И ТЕБЯ ТОЖЕ Вылечу

Внешние проявления покривдження в «ручном периоде» проявляют такое влияние на нашу жизнь и личность, мы склонны рассматривать их как неотъемлемую часть человеческого естества. Например, человек с синдромом Казановы, собирая многочисленные подтверждения собственной привлекательности, пополняет недостаток убежденности в том, что он достоин любви. Неряха мечтает, чтобы его любили и принимали просто так, за то, что он существует. Он вовсе не желает менять свое поведение и смягчать неприятие окружения.

Склонность к мученичеству является следствием того, что мать бурно переживала каждую обиду ребенка. Болезненное позерство и в сложившейся претензии внимания, которую безрезультатно стремилась получить своего времени ребенок от матери.

Вечный студент облюбовал свою alma mater как восприимчивый суррогат матери. Экстремал верит, что путь к правильности пролегает через осуществление чего-то грандиозного и уникального, например, восхождение на высочайшую гору или пересечение океана на плоту без весел со связанными руками.

Дедушка Фрейд был неправ

Фрейд считал, что чувство собственного правильности возникает из «соперничество детей в семье. Ему казалось, что все мы вынуждены защищаться от зависти, ревности и ненависти своих братьев и сестер, которые также претендуют на внимание матери. Но Фрейд не имел возможности наблюдать за людьми, не обделенными материнской вниманием. Индейцы екуана с идеей соперничества и стремление к победе как самоцелью не знакомы.

Самый очевидный пример обделенным страдальца - это дитя, которого бьют родители, сами пострадавшие и обиженные своими родителями. Хелен Мартин, исследовательница из ожогового отделения Лондонской детской больницы, за несколько месяцев исследовала более пятидесяти случаев ожогов. Она утверждает, что причиной 45-ти случаев стали конфликтные ситуации в семье - неврозы матери, недоразумения между ребенком и другим членом семьи, распри между взрослыми.

Иногда лучше молчать. И НЕ ДУМАТЬ

По мнению Жан Ледлофф, существуют два основных фактора, формирующих наше ощущение дискомфорта и неадекватности. Один из них - чувство соразмерности психобиологичних потребностей и событий, происходящих с нами.

Другой - еще древнее - лежит в глубине подсознания. Даже в беззаботных екуана, с детства полностью получают ожидаемый опыт, существуют мифы о грехопадении человека. О случае, после которого люди так и живут вне состояния блаженства.

Потеря состояния безмятежности во всех мифологиях трактуется как сделанный человеком неправильный выбор. Жан Ледлофф утверждает, что все неурядицы появились у людей сразу после появления в них способности (или необходимости?) Выбирать, связанной с развитием интеллекта. Мы наслаждались безмятежностью в утробе матери и потеряли ее в детстве, когда научились думать.

Человек изобрел множество способов для обуздания непрерывному потоку мыслей. Ли оно сложный ритуал, или медитирует или забывается в ритме дискотеки, интеллект при этом задействован минимум. Тот, кто на часок передает власть из рук интеллекта в руки инстинктивного существования, делает шаг к большему благополучию.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...