Категориальный аппарат исследований течения жизни человека

Категориальный аппарат исследований течения жизни человека

Юлия Лановенко,
практический психолог психологической службы
Академии муниципального управления


В статье представлен анализ становления категориального аппарата психологии, которым оперируют ученые в исследованиях течения человеческой жизни. Отмечается, что существует неспоридненисть многих из этих категорий, а это приводит к появлению многомерности дефиниций в их применении.

Любое явление совершеннейшее познается в динамике его развития. Именно поэтому еще в период становления психологии как науки были попытки изучать особенности изменения психики человека. Первые разработки категории "развития" осуществлялись в рамках различных философских направлений: идеалисты рассматривали развитие как замкнутый самодвижение идеи; дуалист слишком разлучили психическое и телесное, в результате чего проследить взаимный генезис этих понятий, как оказалось, было невозможно; механистические "модели" развития поведения человека , построенные по схеме "стимул - реакция", отражают лишь количественный рост навыков, а не качественные изменения самой поведения. Такая методологическая разрозненность относительно категории "развитие", дефиниция которой раскрывалась прежде всего как психическое развитие, сохранилась и до нашего времени.

К тому же в XIX веке к изучению этой проблемы ученые внесли принцип историчности. Т.е., историческое время стал рассматриваться одним из факторов человеческого развития. Поэтому делали вывод, что объективная социально-экономическая разница между событиями в ходе исторического развития определяет различия между поколениями людей. Отмечалось, что возрастная изменчивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста в разных поколениях обусловливается социально-историческими, а не биологическими (генотипическими) причинами. Кроме того, сравнительно-статистический анализ биографических дат и событий обнаруживает наличие сложных сечений биологического и исторического времени в жизни человека . Следовательно, развитие психики человека, кроме биологического субстрата, вступил конкретно-исторического характера, то есть: ребенок рождается естественным существом, потенциально способной превратиться в общественную существо.

Именно эта особенность человеческой психики - "потенциальная способность к преобразованию" - и стала засадничею в процессе изучения становления человека не за ее психическое развитие, а через ее "самостоятельное движение по жизни", который происходит на основе "индивидуальных и общественных принципов построения жизненного пути" .

Определение этих "принципов построения жизненного пути" зависит, прежде всего, от общественно-экономической формации. В частности, в древние времена жизни воспринималось согласно целостного образа мира, воплощенного в мифе. Все периоды человеческого бытия были "вплетены" до ритуалов и им подчинялись. Ритуалы определялись мифами, которые, в свою очередь, поддерживали связь архаической человека с ритмом космоса. То есть, человек наделяла природу теми же свойствами, которые были присущи ей самой, и, соответственно, не отделяла себя от природы, подчинялась ее законам. Поэтому время для архаичной человека имел циклическую модель, поскольку все в природе живет по принципу цикла, преемственности (меняются времена года, темный и светлое время суток и т.д.).

В античности считали, что жизненный путь зависит от судьбы. Идея циклического времени сохранилась, но не в смысле преемственности, а в том смысле, что космос, единый и живой, вечно кругооборотом веществ. Жизни, следовательно, регламентировалось НЕ ритуалами, а сверхъестественными силами.
В Древнем Риме жизни подчинялось еще одном "сверхъестественному" фактору: ход его сочетали с общественной жизнью, то есть человек вступала в тот или иной период жизни согласно тем общественных обязанностей, которые возлагались на нее ("юноша" - это тот, кто готов выступать на Форуме, его возраст может быть и 18, и 24, и 36 лет).

В феодальную сутки жизненный путь определялся заранее, как запрограммировано призвание. Он был индивидуализированным, но не самостоятельным, и изменить его можно было только при условии перехода человека к другому общественного состояния [8]. В целом жизнь трактовалось как один из показателей таинственных связей людей в мире, поскольку в средние наблюдался существенное влияние мистического мировосприятия (происходили поиски эликсира вечной молодости, путей к бессмертию и т.п.). Царила тогда и идея космического детерминизма: жизнь подлежало циклической преемственности и было очень коротким.

Эпоха Возрождения, благодаря своей внимании к "светлой античности", обратилась к пятой сущности - квинтэссенции (первые четыре - это огонь, вода, земля и воздух), т.е. до самого человека. Однако даже самые светлые умы того периода, поднося идею человека, мало задумывались над проблемой его воспитанию.


В эпоху Просвещения, в противовес Ренессанса, упор ставился именно на системе воспитания ребенка в семье и школе (причем школа готовила детей к "настоящего" жизнь, сортируя их по "классами и разрядами" согласно их сословия. Впервые в истории человечества было совершено "обосновано" противопоставление разных периодов жизни человека: классицизму детство представлялось как возрастное отклонение от нормы - не-зрелость, или как психическое отклонение от нормы - не-разумность (это распределение практикуется и в современных научных разработках.

Капитализм превратил жизнь человека на экономическую категорию. Он стимулировал развитие наук, в том числе и психологической, поскольку, заботясь о подготовке новых кадров, актуализировал изучение проблемы соотношения обучения (образования) естественному росту ребенка. И именно с появлением этой экономической формации условия жизни стали побуждать человека к соревнованиям за право самовыразиться. Другими словами, выбор жизненного пути стал зависеть от активности самого человека.

Принцип самостоятельной активности позже нашел теоретическое обоснование в теориях жизненного пути личности. Одним из пионеров исследований этого направления стал С. Рубинштейн, который положил в основу своего изучения человеческой природы постулат о "творческую самодеятельность" человека. Обобщенно его учения заключается в доведении, что, будучи "зеркалом Вселенной", человек обречен осуществлять по отношению к миру познавательную и преобразовательную активность. В противном случае она остается на том же уровне существования, на котором и родилась, то есть никакого самоосуществление не происходит.

Проблема человеческого самоосуществления реализуется, прежде всего, в проблеме субъектности человеческой жизни. Обеспечению субъектность "," субъект "уходит своими корнями еще во времена Древней Греции, философская мысль которой подчеркивала, что переживает, страдает, думает не душа, а человек (квинтэссенция). И проживает свою жизнь именно человек, а не кто-то посторонний; поэтому и активность ради самореализации, для раскрытия "до предела самого себя" осуществляется именно человеком, в основе этой активности лежит необходимость "собственном развитии", которая переживается опять же человеком.

В советской психологии методологическое определение понятия "субъект" осуществил Б. Ананьев. Он исходил из того, что в своем становлении человек (как биологическое существо, социальное существо т.п.) имеет различные линии развития. Он отмечал, что поскольку структура психического очень сложная (процессы, состояния и свойства), то человек предстает в системе свойств: как индивид (свойства развиваются на основе конституциональных, нейродинамической задатков и полового диморфизма, как личность (свойства формируются под влиянием социальных условий) , как субъект деятельности (свойства определяются исторически сложившимися условиями труда) и как индивидуальность (глубина микрокосмоса человека. Б. Ананьев рассматривает развитие человека, таким образом, в постепенном становлении свойств по линии "индивид - личность - индивидуальность". Становления человека как субъекта деятельности - это обязательное условие развития человека, поскольку сама история человечества стала возможной благодаря работе, трудовой деятельности. Поэтому для жизненного пути человека факт начала деятельности, включение в нее имеет фундаментальное значение.

Таким образом, жизненный путь человека - это "непрерывная цепь актов самореализации", "бесконечная череда целей и путей их достижения", воссоздающие извечные противоречия между повседневностью и идеальными образами будущего, и непрерывность жизненного пути обусловлена тем, что он переживается человеком как незавершенный, потому что никому не известно, когда и как он закончится.

Однако, поскольку ход жизненного пути осуществляется во времени, то следующей научной проблемой возникает изучения этого течения через применение метода периодизации. Важнейшей же проблемой периодизации является определение критерия для выделения этапов. Если в качестве критерия выступает формирование образа "Я" через дистанцирование с "Другим", то получим такую периодизацию:

 

  • 1-й этап - отношение к себе формируется через осознание несовпадения своего и чужого, родного мира родителей и удаленного внешнего мира, миров взрослых и сверстников, мира первого друга и своего собственного микрокосмоса.
  • 2-й этап - осознание ребенком (в 6 - 7 лет) противоречивости между восприятием самого себя и оценками окружающих; теряется чувство собственной уникальности, господствующей становится позиция "быть, как все";
  • 3-й этап - осознание подростком своей индивидуальности во всей ее своеобразия; доминирующей становится потребность "быть не таким, как все", немалую значимость приобретает поиск идеала;
  • 4-й этап - молодой человек осознает себя как человека взаимодействующую с партнером (общение, деятельность);
  • 5-й этап - после 30 лет человек освобождается от иллюзий, отказывается от несбыточных мечтах и жестких самоограничений.
  • 6-й этап - ревизия совершенного пути (40 лет) и окончательный шанс стать собой и личностью;
  • 7-й этап - отношение к себе в преклонном возрасте формируется через осознание собственной бренности и вечности мира.


Однако в этой периодизации выпадает момент "активного самоосуществления", хотя понятно, что самоосуществление и отношения к себе - то неотъемлемые взаимодействующие элементы внутреннего мира человека. Однако если при построении периодизации в главный угол поставить именно "самостоятельное движение по жизни", то получим несколько иную картину:

 

  • 1-й этап (от 16 - 20 до 25 - 30 лет) - поиск самого себя, спутника жизни, выбор главных жизненных целей и т.п.;
  • 2-й этап (от 25 - 30 до 45 - 50 лет) - апогей жизни, зрелость, когда самоосуществление происходит на основе реальных достижений;
  • 3-й этап (от 45 - 50 до 65 - 70 лет) - инволюционный период, который завершается вместе с уходом от профессиональной деятельности; наступает душевный кризис как результат сокращения временной перспективы, предчувствие неизбежности конца существования.


Как видно из этой периодизации, возраст до 16 лет исключено из контекста жизненного пути, поскольку в это время создаются лишь предпосылки для самоопределения (как же именно осуществлять "движение по жизни"?) То есть, сделаем вывод, человек, который только взрослеет, не является субъектом жизни. Исходя из определения категории "субъект жизни", этот вывод является обоснованным, поскольку ребенок не может осуществлять движение к "подлинной автономии и свободы" за своей зависимости от родителей (у Б. Ананьева подобный вывод тоже имеет место, но исследователь говорит о суб 'екта деятельности, а деятельность (не отдельные действия) ребенок осуществлять также не может).

Таким образом, в отечественных исследованиях жизненного пути человека и всех феноменов, с этим связанных (стратегия жизни, жизненные цели, жизненная программа, жизненная перспектива), исключались ранние этапы жизни. Понятно, что для создания жизненной программы, жизненных целей и т.п. необходимы определенные психические способности (например, способность осознавать), которые еще не развиты в ребенке. Однако, во-первых, если вернуться к принципу "творческой самодеятельности" С. Рубинштейна, то можно заметить, что процесс творчества происходит не только во внешне-материальном плане, но и во внутренне-идеальном (например, в виде размышлений, фантазий и т.д.) . А фантазировать, создавать нечто в воображении ребенок начинает раньше, чем делать что-то материальное. То есть, на другой методологической основе, не деятельностный, можно было бы расширить использование категории "субъект жизни" до детского возраста.

Во-вторых, если обратиться к дефиницийного анализа, то понятие "жизненный путь" является одним из терминов, которыми описывают индивидуальное развитие человека, и в который входят:

 

  • Время жизни - интервал между рождением и смертью;
  • Жизненный цикл подчинения хода жизни определенной закономерности, этапы которой представляют собой постоянный круговорот. Например, личность сначала усваивает, затем выполняет, наконец постепенно оставляет набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем то же цикл повторяют ее потомки. Но цикличность предполагает определенную замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом;
  • Жизненный путь отличается от жизненного цикла многомерность, предполагает множество тенденций и линий развития в пределах одной биографии, причем эти линии одновременно и автономные, и взаимозависимы.


В свою очередь, понятие "индивидуальное развитие" является одной из составляющих хронологического возраста. Хронологический возраст (абсолютный, календарный) выражается количеством временных единиц (минут, дней и т.д.), которые отделяют момент возникновения объекта от момента его измерения.

Это количественное, абстрактное понятие, обозначающее продолжительность существующего объекта, его локализацию во времени. При описании хронологического возраста разграничивают такие системы отсчета:

 

  1. Индивидуальное развитие - эталоны его определения многомерные:

 

  • Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению с статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции определенного хронологического возраста;
  • Социальное возраст определяется путем соотношения уровня социального развития индивида с тем, что статистически нормально для его сверстников.
  • Психическое возраст определяется путем соотношения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативно среднестатистическим симптомокомплексом;
  • Субъективный возраст (внутренняя система отсчета) определяется как возрастная самосознание, которая зависит от напряженности жизни, заполненного событиями, и степени самореализации личности, который воспринимается субъективно.

 

2. Социально-возрастные процессы и социально-возрастная стратификация общества (описывается в терминах "возрастная стратификация", "вековой слой" и т.д.) - каждое общество делится на пласты (казни) по возрасту своих членов, развитие же сообщества может быть подан как процесс последующего изменения и преемственности этих пластов поколений (когорт). Возрастная стратификация - достаточно устойчивая система, создается, поддерживается и изменяется социально-возрастными процессами. Любая система возрастной стратификации разделяет людей на старших и младших, а поскольку возраст служит основанием для занятия или оставление определенной социальной роли, понятие старшости приобретает не только описательного, но и ценностного значения.


3. Возрастной символизм - отражает восприятие и символизации представителями различных социально-экономических и этнических сообществ возрастных процессов и свойств (описывается в таких понятиях, как "возрастные обряды", "возрастные стереотипы". Возрастной символизм как подсистема культуры, включающая такие взаимосвязанные компоненты:

 

  • Нормативные критерии возраста и прийяту культурой возрастную терминологию, периодизацию жизни с указанием длительности и задач его основных этапов;
  • Возрастные стереотипы - черты и свойства, которые приписываются культурой лицам определенного возраста;
  • Символизация возрастных процессов - представления о том, как протекают (должны протекать) рост, развитие и переход индивида от одной возрастной стадии в другую;
  • Возрастные обряды - ритуалы, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп;
  • Возрастной структуре - специфический набор признаков и ценностей, по которым представители определенного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве другого от остальных возрастных общностей.


Описанная выше структура определений в целом посвящена одной категории человеческой жизни, а именно - возрастные. Самое общее формальное определение возраста имеет еще одно значение, кроме хронологического - условный возраст (место индивида в определенном процессе, на основе любых качественно-количественных признаков). До 20-х годов ХХ столетия возраст считался особенностью психофизиологического аппарата. Лишь впоследствии исследования показали, что он определяется конкретными социальными обстоятельствами жизни человека, поэтому кроме веков жизнь существует история веков жизни.

Характер детства, молодости, зрелости, старости продолжает меняться и сегодня. В частности, в современном мире детство стало более длительным, более напряженной стала программа развития личности. Появилось отрочество - переходный этап от детства к взрослости. Старость отодвинулась во времени. Произошли изменения и внутри возрастной самосознания людей.

Однако в научных исследованиях категория возраста является базовой не в теориях жизненного пути, а при изучении закономерностей психического развития, которое осуществлялось в рамках трех направлений:

1) развитие рассматривался с точки зрения биологического созревания индивида, соответственно все возрастные изменения являются обязательными и неотвратимы.


2) психическое развитие является результатом социального влияния, поэтому его (результат) можно спрогнозировать.


3) развитие является взаимопроникновением факторов биологического созревания и социального влияния, в результате чего происходит качественный скачок в виде возникновения психического новообразования.


Зарубежные теории психического развития ориентированы, в основном, или на первое направление, или на второй. Отечественные же теории сосредоточены преимущественно на выявлении психических возрастных новообразований.

Таким образом, многомерность категорий, которыми можно описать особенности течения человеческой жизни, приводит к разделению науки психологии на отдельные отрасли, между которыми нет методологической родства: ранние этапы течения жизни человека представлены в теориях психического развития, а зрелые - в теориях жизненного пути. Поэтому общий ход человеческой жизни в научных исследованиях оказывается разорванной.



загрузка...


загрузка...
Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...