Феномен суицида

Ольга Чудакова,
преподаватель кафедры психологии, педагогики и культуры
Межрегионального гуманитарного института
Киевского университета славистики


Статья посвящена истории исследования феномена самоубийства. Проблема суицида рассматривается с религиозной, правовой, психологической, социальной точек зрения, в разных обществах с учетом специфики их обычаев, социальных оценок поведенческих моделей.

Почти перед каждым человеком хоть раз в жизни встает гамлетовский проблема: "Быть или не быть?" Поиск смысла жизни пронизывает всю историю человечества. Человек заканчивала жизнь самоубийством еще задолго до того, как научилась говорить.

Суицид, который является человеческим актом, случается во всех культурах. По мнению Жан-Поля Сартра, разница между человеком и животным состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством. Своеобразие этой проблемы такова, что, касаясь древнейших философских, этических, социальных проблем, она сохранит свою значение и в будущем. Меняется лишь отношение к суициду зависимости от специфики исторического фона. Поражает разнообразие взглядов на самоубийство в истории человечества, сравнимым разве что с многовекторностью подходов к проблемам воспитания.

Сказания о случаях самоубийства встречаются еще в древних мифах и легендах. Обратимся хотя бы к греческой мифологии. Так, Геракл, чтобы избавиться от страданий, покончил с собой. Деянира, жена Геракла, не выдержав обвинений сына, тоже покончила самоубийством. Фиванские царица Иокаста - жена Лая, что была матерью, а впоследствии и женой своего же сына - Эдипа-отцеубийцы, покончила с собой, узнав об этих трагических обстоятельствах. Дочь Эдипа и Иокасты - Антигона, что пошла против воли и обычаев народа и похоронила брата-предателя, вынуждена была прибегнуть к суициду. Все такие рассказы даже трудно перечислить.

В мифологии древнего Китая души самоубийц превращались в голодных беспризорных демонов "гуй". Они похожи на человека, но не имеют подбородок и тени.


В верованиях народов Европы утверждалось, что самоубийцы и преступники, потому что их души не находят покоя в могилах, превращаются в вампиров. По ритуалу в грудь вампирам убивали осиновым колом и отрубали им головы, чтобы после смерти не творили бесчинств. В мифологии славянских народов вампир - это упырь, т.е. мертвец, который нападает на людей и животных.

Поэтому можем с уверенностью утверждать, что феномен суицида появился еще на начальных этапах развития человека.

В древнем Египте родилась знаменитая "Спор человека со своей душой", в которой говорится о невыносимой боли, страдания, присущие человеческому существованию:

Мне смерть представляется ныне
Исцеленьем больного,
Исход из плена страданья ...


Человек серьезно размышляет над тем, чтобы закончить свое жалкое существование путем самоубийства:

Мне смерть представляется ныне
Торной дорогой,
Возвращеньем домой из похода ...
Мне смерть представляется ныне
Домом родным
После Долгих лет заточенья ...


Когда листаешь страницы "Споры ...", то понимаешь, что человек в те времена не боялась наказания за свои мысли и поступки. Можно сделать вывод о толерантное отношение к акту суицида людей тех времен.

Древний Китай относился к самоуничтожению неоднозначно. Сюнь-цзы, последователь Конфуция (около 313 - 238 лет до н.э.), говорит об уважительном отношении и к жизни и к смерти. А вот в книге "Мо-цзы" (V - III век до н.э.) отмечается, что "... мудрейшая человек не оставляет дел, не нарушает природы вещей".

То есть, она не может закончить жизнь самоубийством, потому что тогда нарушит природу вещей. Ян Чжу (около 440 - 360 лет до н.э.) тоже поддерживает мнение, что суицид не достоин человека. Он считает, если уж человек живет, то должна уйти из жизни естественным образом. А вот в книге "Люй-ши Чунь-эту" высказывается уже другое мнение. Автор произведения Цинь-Люй Бу-вэй (III век до н.э.) считает, что "лучше умереть, чем жить в ярме".

Характерным признаком стоической философии также является фатализм - тогда, когда обстоятельства делают существование невыносимым, можно добровольно расстаться с жизнью. Многие выдающиеся деятели того времени заканчивали жизнь самоубийством: Зенон, Клеант, Эратосфен, Дионисий, Хриссипп, Марк Порций Катон. Но насмерть они смотрели не как на самоуничтожение, а как на возвращение к более гармоничного, счастливого, высокого уровня жизни.

Отношение Поздней Стоим до самоубийства можно увидеть в "моральных письмах Луцилия" Луция Анней Сенека: "Тебе нравится жить? Живи! Не нравится - можешь вернуться туда, откуда пришел ". Вопрос жизни и смерти - это личная проблема человека, и она вправе сама решать ее, считал Сенека. Однако в его произведении уже чувствуются тревожные нотки: "Смотришь, как бы поскорее вырваться из-под власти судьбы? Знай, что найдутся люди, осудят твой поступок. Ты встретишь даже мудрецов, которые утверждают, что невозможно осуществлять насилие над личной жизнью и считают самоубийство бесчестием: надо ждать конца, предназначенного природой. Кто так говорит, тот не видит, пересекающая себе путь к свободе ".

Епикурийци также считали суицид приемлемым для человека выбором. По мнению Эпикура, основной целью жизни является достижение наслаждения. Когда же существование более не приносит счастья, суицид становится альтернативой.

Были и мыслители, которые считали суицид недостойным для человека поступком. Епикурийську доктрину осуждал Платон. Сократ говорил, что с точки зрения морали оправдать самоубийство невозможно.

Подобные взгляды нашли отражение и в религии. Не надо забывать, что религия является одним из важнейших общественных факторов, сдерживающих суицид. Недаром У. Джеймс в своем эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" Пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории человечества была религиозная кара.

Христианство, как мировая монотеистическая религия, с начала своего существования не имела четкой позиции относительно саморазрушения. Даже в Библии упоминается минимум семь случаев самоубийства и ни один не осуждается. В Евангелии от Матфея описывается смерть Иуды. Раскаявшись в своей измене, Иуда пришел к священникам и старейшин, "говоря: согрешил я, пролил невинную кровь. И бросил 30 серебряных монет в храме, он вышел, пошел и удавился ". Читая текст Евангелия, мы не заметим, чтобы к поступку Иуды (самоубийства) относились с осуждением. Его осуждали за измену.

Сотни раннехристианских мучеников лишали себя жизни и были затем присоединены к святым. В то время суициды, и прямые, и косвенные, олицетворяли готовность человека пойти за Богом.

Первым в христианстве самоубийство как форму убийства и нарушение шестой заповеди "Не убий" осудил один из влиятельнейших отцов церкви Августин Аврелий (Блаженный) (354 - 430 годы н.э.). Первый суд над актом самоуничтожения состоялся на Арльскому соборе 452 года. Тогда суицид был объявлен преступлением, а суициденты - diabolico persecutus forore ("охваченными дьавольской безумием". Систематизированное же обоснование запрета суицида сформулировал Фома (Тома) Аквинский (1225 или 1226 - 1274 годы):

1. Самоубийство есть нарушение закона природы, согласно которому "все естественное должно поддерживать свое бытие".
2. Это нарушение закона морали, поскольку вредит обществу, частью которого является сам суицидентов.
3. Самоубийство является нарушением закона Божьего, подчиняющий человека Божьему Провидению и оставляет право лишь Богу забирать жизнь человека.


Таким образом, самоубийство является тройным грехом: перед собой, перед обществом и перед Богом.

Эпоха Возрождения значительно повлияла на изменение отношения общества к самоубийству. Первым защитником суицидентов того времени стал мэр города Бордо Мишель Эйкем де Монтень (1533 - 1592 годы). В своем труде "Исследование", впоследствии была занесена в список запрещенных Ватиканом книг, он оправдывал "благородное самоубийство и увлекался женщинами античности, которые приносили себя в жертву на алтарь любви или лишали себя жизни, защищая собственную честь. Если человека не удовлетворяет ее жизнь, если она живет в муках, у нее есть выход - смерть, ее нужно только захотеть. Итак, смерть является освобождением: "Смерть - это не только освобождение от болезней, она - освобождение от любого страдания". Автор произведения осуждает только тех, кто покончил с собой через слабость.

Дэвид Юм, представитель западноевропейской философии Нового Времени, намереваясь "вернуть человеку его врожденную свободу", впервые открыто и систематизированы опровергает аргументацию Фомы Аквинского. По его мнению, самоубийство не может быть преступлением против Бога, ибо все события, происходящие в жизни человека (которая является Божьим творением, - это деяние Всемогущего). Итак, самоубийство должно рассматриваться как соответствующий акт Его закона и свободы. Контраргументом к греховности самоубийства против общества Д. Юм выдвигает то, что человек своим поступком не оказывает обществу никакого вреда, она просто прекращает делать добро - человек не должен делать незначительное добро обществу за свой счет, принося себе страдания и боли. Но при этом философ все же полагает, что самоубийство может трактоваться как вина: "... а если это и вина, то она относится к тем, которые можно простить ... ". И, наконец, самоубийство не всегда направлено против интересов субъекта: "... возраст, болезнь или неприятности могут превратить жизнь в обузу и сделать его чем хуже, чем самоуничтожение".

Выдающиеся писатели эпохи Возрождения посвятили немало произведений самоубийцам, делая их героями. Вспомним хотя бы Уильяма Шекспира (1564 - 1616 годы) и его "Ромео и Джульетту", "Отелло", "Антония и Клеопатру". А что уж говорить о бессмертном монолог Гамлета "Быть или не быть?", В котором отображены муки борьбы между стремлением жить и желанием умереть?

1774 Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832 годы) опубликовал роман "Страдания молодого Вертера", который послужил причиной самоубийства многих молодых людей. Власти даже запретила книгу, уничтожила все ее экземпляры, чтобы помешать случаев имитационных самоубийств. Впоследствии возник термин "эффект Вертера", что означало имитационный суицидальный влияние. Об этой опасности в начале прошлого века предупреждал профессор протоиерей Смирнов, когда писал: "Оправдание, а тем более прославления самоубийства опасно особенно потому, что, по проведенным наблюдениям, они действуют заразительно не только на детей, но и на взрослых". Нельзя не вспомнить слова Николая Гоголя по этому феномену: "Осторожнее с молодежью, не отравляют юность ... Эпидемия самоубийств среди молодежи находится в тесной связи с настроениями, которые преобладают в литературе, и часть вины за уничтожение молодой жизни современная литература должна взять на себя ".

Обращаясь непосредственно к тексту "Вертера", необходимо остановиться на последней фразе произведения: "Гроб несли ремесленники. Никто из духовенства не сопровождал ее ". Даже в этом романе довольно четко прослеживается позиция церкви акту самоуничтожения.

Одним из рациональных обвинителей самоубийства был основатель философии абсурда Альбер Камю (1913 - 1960 годы). В произведении "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде "автор показывает бессмысленность человеческой жизни. Он не ставит перед собой задачу отвести человека от самоуничтожения - нет, он просто объясняет, почему оно является неприемлемым. Пусть жизнь абсурдно, но его надо прожить полностью, и тогда человек получит победу над абсурдом: "Итак, я делаю из абсурда три вывода, каковы мой бунт, моя свобода и моя страсть. Лишь игрой сознания превращаю в правило то, что было приглашением к смерти, и отрицаю смерть ".

В конце XIX века суицид объясняли влиянием только внешних (социальных) факторов, не считая внутренних (психологических) факторов суицидального поведения. Приоритетную роль в этом сыграла социальная теория Э. Дюркгейма. Исследуя феномен суицида, он отмечал, что количество самоубийств обратно пропорциональна степени интеграции религиозного, семейного и политического общества. Концепция Э. Дюркгейма значительно повлияла на развитие суицидологии, хотя сейчас уже становится очевидно, что ученый переоценил влияние социальных факторов и не предоставил должного внимания индивидуальным факторам. Но, несмотря на существенные недостатки, его труд стал толчком для возникновения новых теорий.

Первым, кто попытался объяснить самоубийство с психологической точки зрения, был основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 годы). Драматизм человеческого существования усиливается наличием у человека склонности к разрушению, агрессии, противостоящий "инстинкта жизни". Согласно его теории, возникает амбивалентный конфликт - столкновение противоположных желаний. Таким образом, внутренний мир человека становится ареной борьбы двух антагонистов - Танатоса и Эроса. Убийство - это агрессия, направленная на других, а самоубийство - тоже агрессия, но направленная на сам субъект: "... ни один невротик не испытывал тяги к самоубийству, не выходя из импульса убить другого, направленного на самого себя". Но, что интересно, в последние 16 лет жизни, болея раком, З. Фрейд постоянно думал о своем уходе из жизни. Еще раньше (примерно 1892) он писал своему ученику и другу Оскару Пфистер: "С примирением с судьбой, как подобает честному человеку, я молюсь только об одном: не стать калекой, не допустить, чтобы телесные страдания парализовали волю. Как сказал Макбет, давайте же умрем с оружием ". Наконец З. Фрейд попросил своего ученика Макса Шура сделать ему смертельную инъекцию морфия.

Идеи З. Фрейда получили развитие в работах его последователей. Основной тезис индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1870 - 1937 годы): "Быть человеком - значит чувствовать свою неполноценность. Это ощущение возникает в раннем детстве и базируется на физической и психической беспомощности, впоследствии усиливается различными дефектами. Чувство неполноценности и стремление к преимуществу являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Суицид становится своеобразной атакой против общества, если не удается побороть чувство неполноценности. Человек пытается привлечь к себе внимание, почувствовать сострадание, наказать тех, кто виновен в ее низкой самооценке.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875 - 1961 годы), тщательно исследовав психологическое основание и символическое изображение смерти в разных культурах, в основу теории суицида положил не так желание избавиться невыносимых условий жизни, как метафорическое стремление вернуться в лоно матери. К. Г. Юнг пришел к выводу, что все инстинкты (а значит и инстинкт смерти) имеют не биологическую, а символическую основу. В этом отношении нужно упомянуть такой архетип, как Распятие: после смерти человека ожидает награда - жизнь.

Суицид оценивался не только положительно или отрицательно. В некоторых странах он даже вступал ритуальных рис. Так, в Японии сеппуку (харакири) * (буквально - разрезать живот) - это вопрос чести. Совершали харакири в случае унижения достоинства самурая, осуществление недостойного поступка, в случае смерти сюзерена. Вообще японцы меньше, чем люди западной культуры, боялись мыслей о смерти. Когда самурай заканчивает жизнь самоубийством, он подчеркивает, что его смерть - это личное дело, что он имеет право на этот выбор, подтвердив осуществлением этого обряда силу духа и самообладания, презрение к смерти. Дайдодзи Юдзана (1639 - 1730 годы) изложил принципы "Пути самурая": "Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть". Согласно "си-но Сахо" (этикет смерти), самурай должен был умирать красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Харакири осуществлялось по всем правилам почетного церемонии: суициденты выпивал последнюю чашку сакэ, писал последнюю в своей жизни танке (желательно - собственной кровью. Разрезание живота требовало от воина виликои мужества и выдержки, ведь эта пустота - одно из самых чувствительных мест тела человека. В специальных школах самураев с детства учили технике самоубийства, чтобы они могли сохранить при этом свое достоинство и проявить умение владеть собой до последнего момента жизни. В кодексе чести самураев - бусидо (путь самурая, воина) формулировалась концепция вассальной зависимости от сюзерена, что поощряла к "самоубийству вслед" ("оибара" или "цейфуку", впоследствии этот обычай назывался "дзюнси"). После смерти Дайме многие его вассалов делали сеппуку, ища себе посмертной славы, а родственникам - приверженности нового сюзерена. В средние века эта традиция была запрещена за большого количества желающих "уйти по своим обладателем.

Во многих странах на протяжении всей истории предпринимались попытки бороться с явлением суицида законодательными методами.

Император Древнего Рима Тарквиний Приск (правил с 615 до 577 года до н.э.) издал приказ, согласно которому тело суицидента рассекали и выбрасывали диким зверям. В племенах Нигерии, Уганды и Кении самоубийство считалось преступлением, за которое нужно было расплачиваться родственникам умершего: принести жертву (быка или овцу) и провести обряд очищения - сжечь жилище "преступника". В Афинах и Фивах трупу суицидента отрубали руку и хоронили ее отдельно. Римский император Адриан (117 - 138 годы), а впоследствии и Антоний (138 год) выдали декреты, которыми запрещали самоубийство, а имущество суицидента конфисковувалось.

Под влиянием канонического права гражданское законодательство присоединило к религиозным наказаний еще и юридические. Особой строгостью отмечалось французское законодательство, согласно которому суицидента вешали за ноги, а его имущество не переходило к потомкам, а отдавалось королю, который обычно дарил его кому-то из своих родственников. Во многих случаях обычное право не удовлетворялось конфискацией. Оно назначало еще и различные наказания: в Бордо труп вешали вверх ногами, в Аббвели его таскали по улицам города, в Лилле труп мужчины после этого вешали, а труп женщины сжигали. Лишь революция 1789 года отменила все эти законы и вычеркнула самоубийство из списка преступлений.

В Российской империи законы о суицидентов также отмечались жестокостью. В гражданском законодательстве впервые упоминание о наказании человека за покушение на собственную жизнь встречается в Морском уставе Петра I (1716 год), который постановил, что "того, кто пожелает сам себя убить, повесить на рее, а если кто сам себя убьет, тот и мертвым за ноги повешен быть имеет ". Впоследствии, в 1845 году, за "Возведением законов Российской империи" суицидальные попытки были отнесены к преступлениям, совершенных в состоянии безумия. И только под давлением передовой правовой мысли по Уголовному положением 1903 самоубийство уже не считалось преступлением, предусматривалось наказание только за доведение до самоубийства.

Причиной того, что в цивилизованных странах Европы были отменены законы, которые предусматривали наказание за самоубийство или покушение на него и лишали суицидентов традиционных мест и общепринятых обрядов при погребении, было новое гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения, которое способствовало изменению религиозных представлений и определению ценности человеческой личности . Человечеству потребовалось почти тысячу лет, чтобы научиться гуманности и человечности - когда британский парламент наконец принял закон об отмене юридической ответственности за совершение самоубийства и прекратил рассматривать его как разновидность преступления.

Следует отметить, что негативная оценка суицида, которая царила на протяжении всей истории цивилизации, не смогла предотвратить рост количества актов самоуничтожения. Ни церковный осуждение, ни жесткое предотвращения суицида в эпоху Позднего Средневековья - ни жесточайшая мера наказания не смогла прекратить распространение этого "черного феномена".

Всестороннее изучение феномена суицида поможет разработать новые методы предупреждения и коррекции суицидального поведения. Именно поэтому наряду с современными методами исследований в суицидологии имеют большое значение предыдущие исследования этой проблематики.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...