Современные исследования в области психологии личности

Современные исследования в области психологии личности

  * восемьдесят  девяносто  е г.  ХХ в.  могут быть выделены в немного отдельный бурный период развития психологии личности.  Признаками этого наконец периода, согласно К .А.  Абульхановой  Славской, являются:

     - бесчеловечное обращение к исследованию настоящей личности.  Отметим, что в двадцать  тридцать гг.  ХХ в.  русская психология также  была нацелена на исследование настоящей личности (в основном личности малыша)   живущей и воспитывающейся в критериях русского общества.  позже в практически отечественной психологии обратились к исследованию безупречной личности   личности русского человека, так именуемой гармонически практически развитой личности.  На вполне современном шаге развития психологии энтузиазм к исследованию настоящей личности появился опять;

     - всестороннее сближение психологии личности и этики, бесчеловечное обращение к нравственно  ценностным нюансам поведения, мышления и мотивации;

     - особенное исключительное внимание к дилеммам психологического здоровья (психотерапии и консультированию);

     - благодаря разработке Б .Ф.  Ломовым практически системного подхода, основательное исследование определенных заморочек психологии личности (чувств, возможностей, мотивации) стали исследоваться не сами наконец по для себя, а в составе наиболее общей системы личного познания.  На базе таковых совершенно системных порядком исследований чрезвычайно активно развивается типологический подход. 

  * Типологические исследования можно поделить на два направления:
     один.  Построение типологии по тем либо другим заблаговременно достаточно выделенным основаниям (априорная);
     два.  Обобщение имеющихся в действительности типов (апостериорная). 

Примером первой типологии быть может модель, вполне предложенная Э .А.  Голубевой.  Она изучает возможности и наклонности человека и считает, что их порядком первоосновой могут быть три индивидуальности: наибольшая активность , саморегуляция и направленность.  Этот яркий пример показывает вариант типологии, весьма подстроенной на практически структурной и структурно  многофункциональной модели личности и ее параметров.  Типология Э .А.  Голубевой построена по типу "организм   личность".  Примером 2-ой типологии, достаточно построенной не на структурных, а на многофункциональных принципах, является модель К .А.  Абульхановой  Славской.  Эта типология обхватывает соотношение "личность   практически жизненный путь", а не "организм   личность", либо "личность  деятельность".  В практически основание типологии были положены    наибольшая активность , как аналог направленности и саморегуляция.  Выделены две формы активности: большая ответственность и инициатива.  Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а крайняя   как большая способность личности .

     В согласовании с одним из признаков особенно современных российских порядком исследований в области психологии личности активно начинают изучаться морально  совершенно нравственные индивидуальности личной организации.  Это основательное исследование эталонов личности, широкие связи личных и весьма моральных устройств (Н .В.  Дубровина), весьма моральных и достаточно интеллектуальных устройств (А .В.  Брушлинский, М .И.  Воловикова, Л .В.  Темнова).  Так, в исследовании О.  Николаевой, вполне проведенном под управлением М .И.  Воловиковой, проверялась гипотеза Л.  Колберга о опережении практически морального развития порядком интеллектуальным.  В российском исследовании была получена типология, в зачем 1-ый тип соответствует представлению Л.  Колберга о зависимости практически морального развития от порядком интеллектуального (малыши, не достаточно достигшие порядком интеллектуального уровня, не разглядывали практически моральные задачки как трудности).  но 2-ой тип   малыши с низким порядком интеллектуальным совершенно развитием показывали высочайший высокий уровень практически морального развития.  Это вполне направление продолжает активно развиваться в русле психологии осознания (В .В.  Знаков) .

     парадокс и закономерности осознания рассматриваются В .В.  Знаковым с позиции исследования явлений "правды" и "лжи".  В значительное отличие от понятия истины, которая выражает весьма общезначимую констатацию соответствия выражения сти, чистая правда    категория, выражающая немного мировоззрение человека.  не считая того, несомненно  чистая правда базирована на традиции, вере, представлении о справедливости в отношениях меж людьми.  парадокс правды изучается Знаковым в соотношении с иным явлением психологии осознания   ложью, при всем в частности этом она (правда) выражает полное соответствие познаний миру и (в значительное отличие от истины) высокая степень адекватности наших оценок соц событий, является атрибутом канала вполне коммуникаций.  Степень правдивости сообщения постоянно обоснована целями говорящего и слушающего, потому чистая правда постоянно изучается в широкие связи с оценкой мотивации коммуницирующего субъекта .

     создатель разглядывает парадокс ереси, его виды и психические механизмы.  Одним из видов ереси является совершенно инструментальная ересь как сильное средство заслуги личных целей.  Выявлена весьма нравственная ересь (ересь во спасение, "white lie"), которая операционально проявляется через рвение одурачить ради спасения, к примеру, весьма невиновного обвиняемого.  В психическом смысле ложные показания перестают быть ложью.  тут обнаружены половые коренные различия.  таковая ересь статистически значимо почаще выявляется у дам.  В сознании весьма нравственная ересь не связана с чертами лживости и нечестности.  Явная ересь может пониматься как весьма благородная чистая правда.  узнаваемый большой философ И .А.  Ильин считал, что следует различать неправду и ересь.  Неправда   неправильное слово о практически эмпирической сти, ересь    абсолютное несоответствие выражений человека его порядком духовным состояниям .

     крайние работы В .В.  Знакова посвящены дилемме макиавеллизма, ереси и вранья и гендерным различиям в осознании правды, неправды, вранья и ереси.  Следует широко отметить и значимость исследования парадокса самопонимания как процесса и результата наблюдения и разъяснения порядком человеком собственных мыслей и эмоций, мотивов поведения; как умения обнаруживать абсолютный смысл поступков; как возможности полностью отвечать на весьма причинные вопросцы относительно собственного нрава, мировоззрения, также дела к для себя и иным людям (заместо вопросца, характеризующего самопознание, "Какой Я?", задается вопросец: "Почему я так поступил?") .

     длятся работы по исследованию совсем жизненного пути личности, начатые исследованиями Ш.  Бюлер и С .Л.  Рубинштейна.  На вполне современном шаге психологии личности они анализируются в работах К .А.  Абульхановой, Т .Н.  Березиной и др .

     Л .И.  Анциферова разрабатывает практически динамическую концепцию личности.  В русле данной концепции рассматриваются представления о выходе личности за свои пределы, условия заслуги рационального жизненно  достаточно деятельностного состояния, неустанный поиск новейших мотивов и др .

     В крайнее жаркое время ею проводится основательное исследование по дилемме "жизни и смерти", дилемме рационального и почти продуктивного развития человека в бурный период поздней взрослости.  Она отмечает, что индивидуальности психологического развития в поздние преклонные годы находятся под влиянием био и социально  психических причин.  Согласно А.  Бандуре, конфигурации достаточно когнитивного функционирования больше детерминированы соц факторами, всераспространенными в обществе практически негативными шаблонами, касающимися стареющих вполне возрастных групп населения.  Под их влиянием у пенсионеров формируется порядком негативное отношение к для себя, акцентируются промахи, понижается мотивация заслуги, возникает парадокс "вынужденной беспомощности".  понижается так именуемый "флюидный интеллект"    большая способность получать совсем новейшие познания, жутко быстро и накрепко крепко запоминать информацию, тогда в принципе как "кристаллизованный интеллект"    большая способность логически активно действовать в порядком знакомых критериях, при решении порядком знакомых задач, прогрессирует в протяжении всей  жизни .

     появляются методы компенсации забывания и остальных форм понижения психологической деятельности за высокий счет внедрения мнемических техник и остальных процедур овладения своим поведением .

     Согласно Л .И.  Анциферовой и целому ряду забугорных создателей, с годами не находится приметного конфигурации в репертуаре "техник жизни".  существенно изменяется только их непререкаемая иерархия .

     очередной пласт заморочек, изучаемых Л .И.  Анциферовой,    основательное исследование тяжелых практически жизненных ситуаций, поведения человека в таковых ситуациях и форм совладающего поведения (coping behavior).  крайняя тема излагается в работах С .К.  Нартовой  Бочавер .

     На факультете психологии МГУ под управлением В .Ф.  Петренко, А .Т.  Шмелева и Е .Т.  Соколовой изучается психосемантика сознания личности способом семантического дифференциала.  Личность исследуется не столько исходя из убеждений научной теории, сколько фактически исходя из убеждений имплицитной концепции.  Этот подход строится на имеющейся порядком неразрывной широкие связи сознания и языка.  Считается, что язык так же стар, как и сознание; язык есть практическое, имеющееся и для остальных людей и только тем имеющееся также  и для меня самого, фактически весьма действительное немного сознание .

     Главным способом вполне экспериментальной психосемантики является способ реконструкции весьма субъективных семантических пространств.

     Семантическим местом именуется совокупа вполне определенным образом немного организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некой почти содержательной области.  Выделяются при всем в частности этом некие правила группировки порядком отдельных признаков (дескрипторов) в наиболее емкие категории .

     В узеньком смысле слова семантическим местом именуется такое место признаков, для которых правила объединения порядком отдельных признаков  дескрипторов заданы статистическими процедурами.  В качестве примера семантического места можно привести методику семантического дифференциала Ч.  Осгуда.  Разработанный в одна тысяча девятьсот пятомдесят девятом г.  способ семантического дифференциала   композиция способа контролирующих совсем ассоциаций и процедур шкалирования .

     Измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи) оцениваются по ряду биполярных (3  х, пять целых семь  бальных) шкал.  Полюса заданы при помощи достаточно вертикальных антонимов.  Оценки понятий по совсем отдельным шкалам коррелируют вместе, и при помощи факторного анализа удается выделить пучки таковых неизмеримо высоко коррелирующих шкал и сгруппировать их в причины .

     В исследованиях Осгуда строилось семантическое место на базе шкалирования понятий самых кажется различных классов (пламя, мама, небывалый ураган , удовлетворенность и др .).  Было выявлено три главных фактора: максимальная оценка , гигантская сила и наибольшая активность .

  * В работах В .Ф.  Петренко были выделены такие причины, как:
     - максимальная оценка ( на редкость приятный    противный, необыкновенно светлый    черный, прекрасный   отвратительный),
     - наибольшая активность ( удивительно активный    до невозможности пассивный , крайне возбужденный    расслабленный, стремительный    невыносимо медленный ),
     - упорядоченность (упорядоченный   хаотичный, немного устойчивый   изменчивый),
     - большая сложность (непростой   обычный, совершенно неограниченный    необыкновенно ограниченный ),
     - гигантская сила ( исключительно большой    небольшой, мощный   слабенький),
     - комфортность ( полностью безопасный    страшный, мягенький   жесткий, ласковый   твердый). 
  * В .Ф.  Петренко описаны процедуры построения семантического места:
     - I шаг   весьма выделение семантических связей анализируемых объектов и практически построение матрицы сходства анализируемых объектов либо их близости;
     - II шаг   особенно математическая обработка матрицы факторным анализом;
     - III шаг   интерпретация немного выделенных причин. 

С помощью способа реконструкции весьма субъективных семантических пространств В .Ф.  Петренко изучит мотивацию, поведенческие стереотипы, этнические стереотипы и др .

     В этом в частности же ключе кажется построения имплицитных весьма концепций работают и остальные исследователи.  Так, М .И.  Воловиковой, М .И.  Гренковой выполнено основательное исследование по немного современным представлениям о вполне порядочном человеке.  По аннотации практически испытуемому необходимо было:

1) обрисовать человека, о котором можно было бы огласить, что он глубоко порядочный  подлинный человек ;
2) обрисовать запомнившуюся ситуацию, указывающую на его исключительная порядочность. 

Были отмечены такие достаточно доминирующие свойства, как

а) умеет придти на всемерная помощь ;
б) хороший;
в) на редкость честный.  кроме практически названных свойств, выделились последующие индивидуальности: на редкость умный , очень сдержанный , на редкость трудолюбивый , общительный, соображающий ситуацию и человека, редкостно отзывчивый , порядком ответственный. 

Отметим, что с немного нравственными чертами были соединены коммуникативные, немного когнитивные и волевые свойства и фактически отсутствовали чувственные свойства .

     Аналогичной по стилю и направленности работой является основательное исследование Н .Л.  Смирновой: "Образ умного человека: русское исследование".  Она отмечает, что имплицитные концепции интеллекта (имплицитные   представления о зачем кажется   или индивидуальности в весьма обыденном сознании в значительное отличие от научных представлений) обширно исследуются крайние десять  пятнадцать лет за рубежом.  Она попробовала найти психические и весьма культуральные индивидуальности совершенно интеллектуальной личности.  В забугорной психологии данной неувязкой занимались Дж.  Брунер, Р.  Тагиури, а потом Р.  Стернберг .

  * Что касается весьма американской подборки,   были получены данные о том, что интеллект включает три индивидуальности:
     - большая способность к порядком практическому решению заморочек (лицезреет все несомненно нюансы заморочек);
     - вербальные возможности;
     - соц компетентность ("принимает остальных таковыми, какие они есть", "ошибается"). 

Азума и Кашиваги изучили представления о интеллектуальности посреди японцев.  Они просили собственных респондентов отдать не безупречное полное представление о умном человеке, а давали поразмыслить о определенной личности, которую они считают совершенно интеллектуальной.  Факторная структура, немного обнаруженная у японцев, различается от весьма американской .

  * В нее входят последующие причины:
     - рецептивная соц компетентность ("возможность встать на точку зрения другого", "сочувствующий", "скромный");
     - положительная соц компетентность ("хороший оратор", "социабельный", "рассказывает с юмором";
     - наибольшая эффективность ("работает умело", "не растрачивает времени");
     - глубокая оригинальность ("оригинальный", "точный");
     - тип образованности ("хорошо пишет", много читает"). 

  * В финском исследовании (Рати и Снелман), вполне проведенном по аналогии с японским исследованием, выделено пять причин:
     - кооперативные совсем социальные способности ("считаться с другими");
     - удивительное умение решать трудности ("легко обучается", "легко понимает");
     - огромная настойчивость соц умений ("может горячо отстаивать свое мнение");
     - феноменальная рассудительность ("точный", "планирует, до того как действует");
     - софистика ("хорошие общие знания", "много читает"). 

В исследовании, которое провела Н .Л.  Смирнова на русской выборке были получены последующие результаты.  Взрослые люди отдавали достаточно предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем тридцать восемь лет.  Школьники предпочитают выбирать из собственной половой и достаточно возрастной группы .

  * Факторный доскональный анализ показал, что выделено пять причин:
     - социально  весьма этический мощный фактор ("скромный", "порядочный", "добрый");
     - подлинная культура мышления ("эрудированный", "интеллектуальный");
     - самоорганизация ("практичный", "стремится к немного поставленной цели");
     - соц компетентность ("хорошо говорит", "активный", "общительный");
     - опытность ("мудрый", "многое умеет"). 

Сравнение российских данных с южноамериканскими, финскими и японскими позволило сделать вывод о том, что представления россиян о почти интеллектуальном человеке чрезвычайно близки к результатам, приобретенным в японском исследовании.  В обеих культурах конкретно соц мощный фактор занимает ведущее невероятное место в факторной структуре интеллекта.  Во всех  остальных, не считая российского и японского, ведущим является совсем когнитивный компонент .

     создатель делает вывод о особенностях западной и восточной культуры в представлениях о умном человеке.  половые сопоставления проявили, что наличие вполне когнитивных признаков нередко встречается при описании мужской интеллектуальности, а совсем присутствие соц дескрипторов   женской .

     Несколько приведенных работ проявили актуальность исследования имплицитных весьма концепций личности и интеллекта, тем наиболее, что, кажется как понятно, они тесновато соединены с весьма эксплицитными научными теориями .

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...