Архитектура как форма социально-психологического воздействия

Арт-терапия

Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные качества, стимулирует творческие возможности, способствует успешной социализации. Искусство лечит. Лечение искусством называется арт-терапией. В арт-терапии используют уже существующие произведения искусства; творчество самого специалиста - лепка, рисование, направленные на взаимодействие с клиентом. Лечит музыка, театр, живопись, архитектура.


Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Термин "арт-терапия" (art - искусство, art therape - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительно творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был использован Адрианом Вилла в 1938 г. при описании своих занятий изобразительно творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий, искусством (музыка терапия, драмотерапия, танцевальной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Великой Отечественной войны, причем в тесной связи с психотерапией.


Появление арт-терапии (срок А. Хилла) как отрасли теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-х гг. Эволюция понятия "арт-терапия" отражает процессы олицетворение трех самостоятельных направлений медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления использования художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или психопрофилактической фактора.

Арт-терапия существует как самостоятельное направление в лечебно-коррекционные и профилактической работе всего несколько десятилетий. Это направление начало формироваться как отдельный и преимущественно эмпирический метод в середине XX века.


Первичная основа арт-терапевтических технологий - архаические формы искусства, сохранившиеся в народном творчестве, характеризующееся наивностью, непосредственно действующим характером, опорой на символическую язык бессознательного и которые являются источникам душевного здоровья людей.

На сегодняшний день развитием этой профессии - арт-терапии - занимаются в основном врачи-психиатры, психотерапевты и практикующие психологи, которые используют элементы арт-терапии в профилактической и коррекционной работы.


Занятия искусством предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельным сектором человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым, ничем не заменимых ее элементом.

Исследования И. Левченко показало, что достаточно успешная компенсация тревоги, относительный психологический комфорт может обеспечиваться «уходом в искусство» - чтением книг, прослушиванием музыки, изучением истории искусства, просмотром архитектурных памятников, а также продуктивными видами художественной деятельности - живописью, стихотворчество.

Продукты творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли человека, что позволяет использовать их для динамической оценки ее состояния и развития.

Терапия с помощью искусства - арт-терапия - это синтез нескольких отраслей научного знания (искусства, медицины и психологии. В лечебной и психокоррекционные практике она - совокупность методик, видов искусства в своеобразной символической форме, позволяющие с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов (И. Ю. Левченко).


Арт-терапия - метод исцеления с помощью творчества, который применяется в психотерапии, психосоматических клиниках и в социальной сфере.

Говоря об арт-терапию, чаще всего подразумевают терапию художественным творчеством. Хотя в наше время интенсивно развиваются и другие направления арт-терапии (танцевально-двигательная, песочная терапия, музыкотерапия и т.п.).

Арт-терапия - это средство свободного самовыражения и самопознания. Художественное творчество помогает понять и оценить свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для восстановления жизненных сил и способ общения с собой. Опираясь на трансцендентные свойства символов и собственный творческий потенциал, человек способен достичь самоисцеления. Символические образы представляют собой способы решения внутри-психических конфликтов.


Арт-терапия существует в индивидуальном и групповом варианте. Индивидуальная арт-терапия может применяться в психиатрии: для лиц, к которым нельзя применить вербальную психотерапию (олигофрены, психотикы, лица пожилого возраста с нарушениями памяти зачастую способны выражать свои переживания в изобразительной форме), пациентов с неглубокими психическими расстройствами невротического характера; для детей и Взрослых с проблемами вербализации (аутисты, речевые нарушения - заикание, малоконтактнисть), с непроизносимыми переживаниями (с посттравматическими расстройствами.

Индивидуальный арт-терапевтический процесс происходит, как правило, на основе психодинамической подхода - исследование бессознательного на продуктах изобразительной деятельности. Как другие формы психотерапии, арт-терапия предполагает психотерапевтический контракт, установление психотерапевтических отношений, феномены переноса и контрперенесення.


Методика арт-терапии основан на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в образах каждый раз, когда она спонтанно рисует, пишет портрет, рассматривает архитектурные памятники или лепит скульптуру. Используется как средство общения терапевта с пациентом на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают виды подсознательных процессов, включая фобии, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. Способствует достижению следующих целей: дать социально принят выход агрессивности другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения; развить чувство внутреннего контроля; дает переживания пациента. Самым безопасным и наверное, самым приятным методом лечения психики остается та же арт-терапия, которая влияет на психику через произведения искусства - музыку, фотография, литературное произведение, архитектуру, скульптуру.

В настоящее время перед практическими психологами встает задача поиска новых эффективных диагностических и психокоррекционных методов. Одним из таких методов является архитектура. На сегодняшний день традиционным является использование архитектуры как средства выражения эмоций, снятие психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т.д.;

Архитектурная терапия начала очень быстро развиваться и использоваться широким кругом специалистов, психологами, психотерапевтами. К этому методу психопрофилактики начали обращаться люди, убедившись в его результативности, воздействии.


Архитектурная терапия в группах предусматривает решение многих задач. Так считает Л.М. Сайнюк, практический психолог с Косовщины.

Одним из наиболее часто используемых в терапии архитектурой упражнений является "создание групповых фресок", в котором участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что, согласно выбранной всей группой теме.

Популярность архитектора-терапии в XX веке способствовала поляризации научных мнений: это направление является панацеей от многих недугов. Другие считали архитектора-терапию не более модной течению.


Недавно в концепции архитектурной терапии существовали две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них считали, что архитект-терапия является лишь вспомогательным средством психотерапии, сторонники другой называли архитектора-терапию самостоятельной дисциплиной и пытались найти для нее путь развития, не зависящий от других психотерапевтических методов.

Сегодня Всемирная федерация архитект-терапертив предлагает такое определение: архитектурная терапия связана с использованием архитектуры и ее элементов. Когда человек имеет возможность рассматривать различные строительные произведения, то у нее возникают поражения, сопровождающиеся развитием воображения, выявлением положительных чувств, самовыражением в целях развития или восстановления функций индивида, который помогает ему достичь лучшей внутренней и межличностной интеграции и качества жизни.


Содержанием архитектора-терапии является система дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью экспрессивной (активной) и рецептивной (пассивной) деятельности

В наши дни архитектурную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т.е. везде, где есть расстройства настроения пациентов. Применение архитектора-терапии предусматривает широкий диапазон психотерапевтических показаний: для антисоциальной личности восприятия архитектуры связано с развитием самодисциплины; человеку скованные архитектурное самовыражения в процессе течения архитектурной терапии может давать переживания творческой свободы, для пессимиста это может быть доказательством его возможностей; для замкнутой человек - стать одним из этапов на пути к установлению вербального контакта, для агрессивной человека дать выход ее деструктивным тенденциям.


А. Д. Полякова считает архитектора-терапию способом лечения таких психоневротическом расстройств, как нарушение самовосприятия, неадекватные реакции на переживания, неврозы, депрессии, истерии, навязчивые состояния, дефекты интеллектуального, эмоционального и физического развития. Терапия архитектурой показана также тем пациентам, формальный контакт с которыми затруднен. Это больные с нарушениями речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, а также с синдромом раннего детского аутизма.


Использованная литература


1. Алексеева А.Т. Социальная работа и искусство. - М., 1999. - 209с.

2. Гончаренко С.У. Украинский педагогический словарь. - К., 1997. - 530 с.

3. Жуков В.И. Методы и технологии социальной работы. - М.: Союз, 1994. - 345с.

4. Левченко И.Ю. Лечение искусством. - К., 2003. - 289с.

5. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 324с.


6. Полякова А.Д. Лечение архитект-терапией. - Л., 2000. - 523с.

7. Сенатович А.Н. Поэзии. - К., 2003. - 180С.

8. Сайнюк Л.М. Архитектурная терапия. - Ив.-Фр., 2004. - 170с.

9. Ягупов В.В. Педагогика: Учеб. пособие. - К.: Лыбидь, 2003. - 560С.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...